Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ВСН 2-118-80

Инструкция по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов

Заменен на ВСН 010-88: Подводные переходы
Заменяет Р 278-77
Заменяет Вып. 9,10
Заменяет

Документ «Инструкция по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов» был заменен.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.09.1980
Добавлен в базу: 01.09.2013
21.03.1980 Утвержден Миннефтегазпром СССР
Разработан ВНИИСТ
Статус документа на 2016: Неактуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 24

Страница 25

Страница 26

Страница 27

Страница 28

Страница 29

Страница 30

Страница 31

Страница 32

Страница 33

Страница 34

Страница 35

Страница 36

Страница 37

Страница 38

Страница 39

Страница 40

Страница 41

Страница 42

Страница 43

Страница 44

Страница 45

Страница 46

Страница 47

Страница 48

Страница 49

Страница 50

Страница 51

Страница 52

Страница 53

Страница 54

Страница 55

Страница 56

Страница 57

Страница 58

Страница 59

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Вс«сОФ1Ный маучно-«ссг*едо*сгтвл»сяий институт по строительству магме тральный трубопроводов

•ВНИИСТ-

ИНСТРУКЦИЯ

по СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

вен 2-118-80

Миннефтегазстрой

Москва 1986

МИНИСТВ-СТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Вспсгип—rfi ипучио исгицооптотппф институт по строит и<щ нотмстртощ|т трубогфоооаоо

-вниист-

ИНСТРУНЦИЯ

по СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВСН 2—118—80 Миннефтегазстрой

Москва 1986

гж 621,643.002.2(204.1)

Инструкция содержит ооновнне положения по производству подводно-технически и строительно-монтажных работ при строительстве подводных переходов магистральных нефтегазопроводов.

Разработана взамен "Указаний по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов", вед.9, 10 (И., ВНИИСТ, 1970), "Временных указаний по технологии и организации строительства подводных переходов магистральных трубопроводов в зимних условиях (И., ВНИИСТ, 1968), а также "Руководства по определению ширины подводных траншей при сооружении переходов магистральных трубопроводов (М., ВНИИСТ,

Инструкция согласована с Мивгазпромом н Мивнеф-терремм.

Составлена на основании научения в обобщения опыта строительства подводных трубопроводов отронтельны-ш организациями Министерства строительства предприятий ьефтяной и газовой промышленности и других министерств и ведомств.

Предназначена для строительных организаций Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и проектных организации министерств газовой н нефтяной промышленности, занимающихся строительством и проектированием подводных переходов магистральных трубопроводов, а тале организаций, осуществляющих контроль за качеством их строительства.

мншвв, __________

кин, O.R.Головкина;

отке Инстр

__ — яструкцин принимали участие;

.„ЛСГа - С.И.Левив (руководитель темы), М.А.Ка-В.В.Ситов, Б.М'.^гкушкин, А.Г.Ратнер, Б.Н.Круп-

от треста Союзподводгазстрой - П.П.Баваратьян, Л.В.Вальковский, А.Л.Гинзбург, 0.С.Зуев, В.В.Ива1аен-ко, В.Я.1Санаев, В.С..Мальцев, и.С.Тарусин;

от Главного технического управления Ыиннефтегаз-

строя - А.К.Алексеев.

Замечания п предложения просьба направлять по адресу: 105058, Москва, Окружной проезд. 19. ДМКСТ,

(с) Всесоюзна научно-мселедовательск институт по стронтадь-стгу кагпотрагышх трубспроводов ( Ш1СТ), 1900

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

Ведомственные

строительные

НОРМЫ

ВСН 2-II8-60 Миннефтегазстрой

Инструкция по Взамен строительству "Указаний по производству ра-подводных пе- бот при сооружении магнетраль-реходов маги с- ных стальных трубопроводов" тральных трубо-вып.9, 10; проводов "Еременных указаний по технологии и организации строительства подводных переходов в зимних условиях";

"Руководства по определению ширины подводных траншей при сооружении переходов магистоаль-1вмх трубопроводов’ Р 278-77_

I. ОЕЩИЕ полегания

1.1.    Настоящая Инструкция составлена в развитие главы СБнП по строительству магистральных трубопроводов и распространяется на строительство подводных переходов стальных магистральных газопроводов и нефтепродуктопроводов, осуществляемое специализированными строительными организациями с применением подводнотехнических средств при пересечении трубопроводами водных преград (река, водохранилища, озера и др.), шириной зеркала воды свыше 30 ы (при меженном уровне) и глубиной более 1,5 м.

1.2.    При строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов, кроме требований настоящей Инструкции, должны также соблюдаться требования главы СН«П по строительству магистральных трубопроводов, по организации строительного производства, технике безопасности в строительстве и других глав СНиП, стандартов и инструкций, утвержденных иля согласованных Госстроем СССР,регламентирующих производство и приемку отдельных видов общестроительных и специальных работ в комплексе строительства магистрального трубопровода.

1.3.    До начала строительства заказчик (генподрядчик) передает по акту подрядной строительной организации створ подводного перехода, закрепленный геодезическими знаками, и докумен-

Ввесена    Утверждена Министерством строительства

ВНИИСТом    предприятий нефтяной и газовой промыш

ленности 21 марта 1980 г.

тацяю в сроки, учитывающие необходимость опережающего строительства подводных переходов.

1.4.    Строительная организация    обеспечить    сохранность

опорных геодезических знаков и водомерного поста до передачи их заказчику после завершения строительства.

1.5.    При эксплуатации плавучих средств на строительстве подводных переходов необходимо руководствоваться "Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР"

2. организшсшс^шническая подгслота

(ЛТСИТЕЛЬСШ П0ДВДШЫ1 ПЕРЕХОДОВ

2.1.    Основные положения организации строительства переходов должны быть разработаны в проекте организации строительства подводных переходов магистрального трубопровода.

Проект организации строительства подводного перехода в части подводных земляных работ составляется в соответствии требованиями главы СНиП по строительству земляных сооружений.

Проект организации строительства подводного перехода выполняется по материалам инженерных изысканий и должен учитывать техническую оснащенность строительной организации, передовой опыт и достижения в области подводно-техническхх работ, применение прогрессивных конструкций я материалов.

2.2.    В проект организации строительства подводного перехода магистрального трубопровода должны быть включены:

календарный план строительства перехода, учитывающий очередность и орокя выполнения подводных земляных работ, согласованные о органами охраны рыбных запасов, водных ресурсов и с другим организациями, а также должны быть указаны сроки, необходимо для выполнения мероприятий по рекультивации земель;

план строительно-монтажный площадки с указанием участка отвода вемди заказчиком для размещения временных сооружений и отвалов грунта;

схемы разработки подводных и береговых траншей с распределением отвалов грунта и способы укладки подводного трубопровода;

ситуационный план перехода с указанием я превшей к местности основных геодезических знаков;

4

ведомость объемов рас от (с разбивкой для крупных переходов по периодам строительства);

мероприятия по охране окружающей среды.

Пояснительная записка к проекту организации строительства должна содержать обоснование методов производства подводных 8еденных работ и укладки подводного трубопровода, в том числе выполняемых в зимних условиях, с указанием потребности основ -ных технических средств и механизмов.

Указанный в проекте организации строительства способ укладки подводного трубопровода должен быть обоснован расчетом его напряженного состояния при укладке.

2.3.    При строительстве на подводных переходах трубопроводов в защитных кожухах способ и технологическую схему укладки трубопровода и кожуха разрабатывают в проекте организации строи -тельства с учетом принятой конструкции опорных устройств трубопровода, сальниковых или других уплотнений.

2.4.    До начала работ на переходе строительная организация должна выполнить в соответствии с утвержденным техническим проектом следующие организационно-технические мероприятия:

заключить подрядные и субподрядные договоры; решить вопросы материально-технического обеспечения (график поставки на объект не обходит материалов и оборудования);

составить проект производства работ на строительстве перехода.

2.5.    В состав проекта производства работ на строительство подводного перехода входят:

плав строительно-монтажной площадки с указанием расположения технологических сооружений, складских, жилых и бытовых помещений;

календарный график производства работ; график поступления на объект труб, балластных грузов я ос* новных материалов;

график потребности в механизмах ж плавучих средствах; типовые проекты временных технологических сооружений я устройств (причалов, складов, линий энергоснабжения и связи, водоснабжения);

технологические карты производственных операций (сварки и изоляции секций и плетей труб, рытья траншей и укладки подводных трубопроводов);

график движения раоочей силы; требования и мероприятия по технике безопасности; пояснительная записка с необходимые расчетами, обоснованиями принятой технологии строительства перехода и указаниями по обеспечению контроля качества выполнения работ.

Для строительства несложных переходов в проект производства работ может входить:

план строительно-монтажных работ; календарный график работ;

привязка к данному объекту типовых технологических схем по основным видам работ;

краткая пояснительная записка с расчетами и обоснованиями технологических решений.

2.6.    Проект производства работ определяет технологическую последовательность работ по строительству подводного перехода, которая должна быть документально отражена в календарном графике строительства перехода.

При разработке проекта производства работ на строительство двухяиточных переходов следует предусматривать организацию работ, при которой отдельные виды работ (сварка, изоляция и др.) выполняются последовательно по каждой нитке с тем, чтобы исключить перерыв по времени между строительством первой и второй ниток трубопроводов.

Основные производственные операции (по монтажу трубопровода и подготовке подводной траншеи) должны быть указаны по времени с таким расчетом, чтобы укладка трубопровода велась, как правило, сразу после окончания работ по устройству подводзой траншеи.

2.7.    Монтажная площадка, как правило, должна быть расположена в отворе перехода. При выборе монтажной площадки следует учитывать наличие удобных подъездных путей и организацию водо-эяергоснабжения.

При строительстве нескольких подводных переходов в одном речном бассейне целесообразно организовать централизованные базы для выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ с последующей доставкой (буксировкой) секций (плетей) трубопровода на строительные площадки.

При транспортировке секций (плетей) трубопроводов должны быть приняты необходимые меры для защиты изоляции от повреждения.

2.8.    Монтажная площадка должна быть опланжровала ж жметь достаточную территорию для размещения сварочннх стапеле!, спус-жяиых устройств ж других сооружений, необходимнх для производства работ, связанных со строительством подводного перехода.

2.9.    Прж необходимости строительства подводных переходов

в летнее время через реки с нирокжми, залитыми иди сильно заболоченными поймами монтажную площадку рекомендуется сооружать методом намыва средствами гидромеханизации.

2.10.    Для строительно-монтажных работ на подводном переходе необходима следующие временные и вспомогательные технологические сооружения:

трубосварочный стенд;

склад ГСМ;

склад материалов открытого хранения (трубы, битум, металл, грузы);

оклад материалов закрытого хранения (метизы, изоляционный материал, электроматериалы);

механическая мастерская;

электростанция;

причалы дин плавучих средств и паромная переправа;

площадка для стоянки машин и механизмов;

временное хранилище для ампул о радиоактивными элементами;

водомерный пост;

объекты санитарно-гигиенического и бытового назначения (душевая, раздевалка, сушилки, прачечная, санузел, медсанчасть).

Состав временных сооружений, выполняемых в минимальных объемах, необходимых для производства основных работ при строительстве перехода, должен быть определен проектом организации строительства и уточнен проектом производства работ по согласованию с заказчиком.

Для сокращения сроков строительства под бытовые, хозяйственные и вспомогательные помещения следует максимально использовать инвентарное оборудование (передвижные дома-вагончики, брандвахты, трубосварочные стенды, сборно-разборные складские и хозяйственные помещения и пр.).

2.11.    Все сооружения на строительной площадке должны быть размещены с обязательным соблюдением всех требований санитарного надзора и пожарной безопасности.

7

2.12.    Транспортные схемы следует разрабатывать о учетом местных условий, избегая по возможности перевалку материалов, доставляемых на строительство перехода.

2.13.    При строительстве переходов на судоходных реках и водохранилищах, в случае необходимости разгрузки барк с трубами и материалами, должны быть оборудованы временные причалы с разгрузочными устройствами.

2.14.    На строительстве переходов через широкие водные преграды между берегами следует предусматривать временную радиотелефонную связь.

2.15.    В подготовительный период к строительству перехода строительная организация должна осуществить следующие мероприятия:

1)    Принять от генподрядчика (заказчика) трассу (створы) подводного перехода в натуре с закрепляющими знаками. Передача трассы должна быть оформлена актом с приложением плана и про -фнля трассы перехода н ведомости геодезических знаков.

Опорные знаки на каждом берегу должны быть вынесены в 2-3 точках от оси в сторону на расстояние, гарантирующее их сохранность при строительстве;

2)    проверить наличие основных реперов и установить временные, необходимые на период строительства перехода. При ширине реки до 200 м устанавливают по одному реперу на каждом берегу, а более 200 м - на каждом берегу не менее двух реперов. Реперы следует располагать за пределами разрабатываемых береговых траншей н монтажной площадки;

3)    выполнить контрольную нивелировку основных я привязку к ним временных реперов;

4)    выполнить нивелировку по створу подводных трубопроводов на переходе с промерами подводного участка трассы и проверить соответствие фактических профилей подводных трубопроводов

проектным;

5)    осуществить проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода с выносом разбнвочннх знаков за пределы участков работы землеройных механизмов и отвалов грунта;

6)    уточнить ширину водоема в месте пересечения трубопроводом расстояния между урезами воды:

3

до 300 и - по тонкоцу тросу между берегами; более 200 м - при помощи геодезических инструментов разбивкой берегового базиса;

7)    закрепить в натуре все характерные точки проектного профиля в пределах незатопленной части перехода с выносом знаков

за пределы зоны производства земляных работ;

8)    установить временный водомерный пост с привязкой его к реперу; колебания уровней воды замеряет ежедневно с отметкой

в журнале водомерного поста. Ери частых и значительных колебаниях уровня воды (например, в нижних бьефах водохранилищ) замеры выполняют периодически в течение рабочей смены.

3. ПОДВОДНЫЕ ЗЕЫЛЯШЕ РАБОШ

3.1.    Заглубление трубопроводов в дно реки или водоема до проектных отметок следует осуществлять путем устройства подводной грани ей до укладки трубопроводов или после его укладки с применением в последнем случае трубозаглубителя или других специальных механизмов.

3.2.    Величину заглубления подводных трубопроводов в дно реки или водоема определяют от верха забалластированного трубопровода. Способ разработки подводной траншеи устанавливает проектная организация и согласовывает со строительной организации ей.

3.3.    Проектную ори ну в подводных траншеях по дну определяют из выражения

B~DH+0,7+ /At} +А6гг + йб,    (I)

где UH - наружный диаметр конструкции трубопровода с защитным и балластным покрытиями, м;

0,7 м - расстояние, учитывающее необходимость водолазного обследования трубопровода после его укладки;

лбр - запас, учитывающий допускаемые отклонения по ширине траншеи (с двух сторон) в процессе ее разработки, м;

Лбг - запас, учитывающий отклонения продольной оси тру-

9

бопровода от проектное ос* траншее (в обе стороны) при укладае трубопровода, ы;

а63 “* ЗАПАС НА ЗАНОСИМО С ТЬ Тр&НШвИ ДОННЫМИ НАНОСАМИ СО

стороны ее верхового откоса, м,

Пр* совмещенной укладке кабеля свя8* с трубопроводом в одной траяяее проектную пр*ну последней следует увелнчкть на 0,5 к.

3.4. Запас, учитывающий допускаемые отклонены по ширине траншей Лйр , следует принимать:

ми гидроэжекторного земснаряда типа ДГС, работающего с применением папжльоваяа, при силе ветра до 4 баллов и скорости течения до 0,75 м/с - Абр = 1,2 м и для земснаряда типа УПГЗУ, работающего в тех же условиях, - Afp >1,6 м;

для земснарядов других типов - в соответствии с Ш частью СНиП по зеилянш сооружениям;

для канатно-скреперных установок (табл.1):

Таблица I

Дальность скреперованы, м

Величина запаса л5Р

До 50    0,5

До 100    1,0

До 150    1,5

3.5. Запас Абт , учитывающий отклонены продольной осн трубопровода при его укладке способом протаскивания по дну через водные преграды пряной менее 1000 м, следует принимать:

Абт= 0,005L,    (2)

где L - ширина водной преграды при среднем рабочем уровне воды, м.

3.6. Запас А$т , учитывающий отклонены продольной оси трубопровода при его укладке способом протаскивания по дну через воднне преграды пряной более 1000 м, следует принимать:

на участке траниен данной 1000 м (по 500 м от середины водной преграды в оторону обоих берегов) - по табл.2; на участках треда ей дайной по 500 м, примыкающих к указанному вше учае~жу о двух его сгорав, (дрщ ндриве водной преграды более 2000 и), -по табл.2,а;

10

на остальных участках транаен, непосредственно примниахь щих к берегам, величина запаса йбг = 5 м.

Таблица 2    Таблица    2,а

Ширина водной

Величина запаса

Охрана водной

Величина.

1250

е.о

2250

6,0

1500

7.0

1750

8,0

2500

7.0

2000

9,0

2250

10,0

2750

8,0

2500

11,0

2750

12,0

3000

9,0

3000

13,0

3.7.    При укладке трубопровода способом свободного погружения или с плавучих оредотв величина запаса л8т определяется проектом о учетом принято# технологии укладки и гидрологических условий.

3.8.    Запас изрнны траншеи на заносимость л8} следует учитывать только для русловых участков перехода, где средние (на вертикалях) скорости течения 0,5 м/с и более. При этом величину л63 следует определять из выражения

, вг t

&13 =    —    *    (3)

где ут- средняя интенсивность отложения донных наносов на 1м фронта траншеи при среднем рабочем уровне воды, определяемая на оонове материалов инженерных изыскание, м3/сут (прил.1);

t - продолжительность занесения траншеи, определяемая в проекте организации строительства, сут (см.прил.1); h - проектная глубина траншеи, м.

3.9.    При определении ширины подводной траншеи, разрабатываемой канатно-скреперной установкой, запас на заносимость Л8не учитывается.

Для определения объемов скреперования в проекте к геометрическому объему траншеи следует добавлять объем занесения с

тт

учетом зуммерного расходе донных наносов в створе перехода и производительности скреперной установки (см.прил.1, п.3.7).

3.10.    Если ирява траншеи по формуле (I) меньше, чем минимально возможная для принятого в проекте земснаряда, то проектная иирина транвеи должна быть не менее

3’^^^йбР>    (4)

где б зв|( ша - минимальная иирина прорези, определяемая конструктивными особенностями земснаряда (например, шириной рабочего органа и технологией его работы);

Лбр - допускаемые отклонения по иирине транвеи согласно Ш части СНиП по земляным сооружениям.

3.11.    Ширину подводных траншей на мелководных участках, глубины которых с учетом возможных колебаний уровня воды меньше осадка грунторазрабатывапдего судна (с запасом под днищем), следует принимать с учетом арены и осадки судна, обеспечения необходимой глубины в границах его рабочих перемещений, а также перемещений обслуживалщих средств (например, грузтоотвозных саланд).

3.12.    При скреперовании транвеи следует предусмотреть ее перезаглубдение по отношении к проектным отметкам для обеспечения необходимой ширины.

Величину пере заглубления определяют из выражения:

(ь)

где Ь - проектная ширина транвеи по дну, м;

В. - иирина скреперного ковша (1,5-2,5), м;

Абр - запас, учитывающий отклонения по иирине траншеи при окреперованяи, ы;

т - коэффициент г&лохенил откоса тракией.

3.13.    Ширина подводных траншей определяется проектом с учетом технических характеристик используемых средств, технологии укладки и заглубления трубопроводов:

на участках рек и водоемов, сложенных скальными грунтами;

при пересечении водных преград более 3,0 км;

при заглублении предварительно проложенного по дну трубопровода или при укладке нескольких трубопроводов в одну траншею.

12

3.14.    Перед началом земляных работ необходимо обследовать участки дна река жди водоема. Обнаруженные препятствия в виде топляков и отдельных валунов следует устранить путем отмыва гидромониторами (грунтосооаыи) и подъема плавучими грузоподъемными средстваш с привлечением водолазов.

3.15.    При разработке подводной траншеи участок, подвергавшийся интенсивному заносу, разрабатывая* в последнюю очередь непосредственно перед укладкой трубопровода.

3.16.    Для устройства подводных траншей можно применять: землечерпательные ковшовые снаряды;

землесосные рефулерные снаряды; гидромониторео-эжекторные снаряды; канатно-скрепернне установки; взрывной способ.

Тип механизма для выемки подводного грунта следует выбирать в зависимости от его физических свойств, объема выемки, гидрологического режима, условий судоходства, глубины водоема я периода (времени года) производства работ (прил.2).

Плавучие грунторазрабатывающие снаряды следует выбирать с учетом продолжительности навигационного периода н времени буксировки снаряда на объект.

3.17.    При разработке подводных траншей в тяжелых грунтах следует применять следующие типы ковшовых земснарядов:

многочерпаковые; одиочерпакоэые; грейферные снаряды.

Для разработки несвязных грунтов целесообразно использовать землесосные земснаряды с механическим и гидравлическим рыхлителями.

3.18.    Подводные земляные работы на переходах должны выполняться в соответствии с техническим заданием, составляемым строительной организацией.

Задание должно включать:

рабочий продольный и поперечные профили подводной траншеи с привязкой глубин в пикетажу i нулю графика водомерного поста;

технологическую схему работы земснаряда (рабочие перемещения, транспорт и отвалы грунта).

Рабочий продольный профиль траншеи должен быть составлен

13

на основе проектаort продольного профиля с учетом ступенчатого изменения глубин я минимального объема перебора грунта.

3.19.    Расчетную глубину опускания ремы земснаряда следует назначать в соответствии с проектными отметками дна траншеи, учитывая при этом изменение уровня воды на водомерном посту.

Месторасположение земснаряда в створе необходимо контролировать непрерывно по установленным на берегах створным знакам или при помочи радиоаппаратуры, лазерных или других устройств.

3.20.    При разработке траншей через судоходные реки и водохранилища при больших объемах работ и глубинах следует совмещать работу высокопроизводительных земснарядов для рытья подводных траншей до отметок, соответствующих максимальной глубине опускания реш этих земснарядов (в-12 м), и специальных земснарядов меньшей производительности, но с больней глубиной опускания раш (УПГЭУ, T3P25I) для разработки подводных траншей на больших глубинах до проектных отметок.

3.21.    Разработку траншей на прибрежных участках следует выполнять бульдозера»* и экскаваторами с учетом обводненности грунтов и правил техники безопасности (см.прил.2).

3.22.    Взрывные работы при устройстве подводных траншей на переходах допускается применять только при невозможности применения других споообов parработки траншеи.

При ведении подводных взрывных работ следует использова"» заряды в скважинах (или колонковые заряды), шпуровые и нак. дд-ные заряды.

Накладные заряды необходимо применять прь глубине рыхления грувта до 1,0 м с укладкой их на очищенное от илистых и песчаных наносов скальное дно водоема. Очистка от наносов может быть выполнена гидромонитора** и грунтососами. Заряды ВВ рекомендуются направленного действия.

При выборе способа взрывных работ следует учитывать:

сохранность расположенных рядом сооружений;

гидрологические и геологические условия в месте устройства подводной траншеи;

расчетную глубину подводной траншеи;

влияние взрывов на ихтиофауну.

3.23.    Разработку траншей на заболоченных поймах следует, как правило, начинать с урезной части для обеспечения стока воды в реку и дренирования пойм.

14

3.24.    При заглублении подводных трубопроводов, предварительно уложенных по дну, в проекте производства работ должны быть указаны величина допустимого заглублепня трубопровода за одну проходку (которая определяется расчетом напряженного состояния трубопровода), количество проходок, очередность выполнения работ.

3.25.    Подводные траншеи после укладки трубопровода засыпают до отметок, предусмотренных проектом.

Материал и способы засыпки трубопровода, уложенного в подводную траншею, определяются проектом.

Засыпка подводных трубопроводов допускается местным грунтом, если в проекте перехода не предусмотрены особые условия дня засыпки траншеи песком, гравием или другим материалом. Разрешение на засыпку местным грунтом должно оыть указано в проекте.

Засыпку подводных траншей можно выполнять путем регулирования грунта земснарядами с испшьзоваввем плавучих транспортных средств или автосамосвалами со льда. Способ засыпки траншей выбирают в зависимости от производства работ в зимний или летний периоды, ширины траншеи, глубины воды, скоростей тэчэ-ния и объемов работ.

3.26.    При определении объемов засыпки подводных траншей геометрический объем по проектным профилям следует увеличивать

на объем грунта, уносимого течением за пределы траншеи при ес засыпке (прил.З) и уменьшать на объем донных наносов 4 У/,    ,

поступающих в траншею, который можно определить из выражения:

е лв

з >

(в)

где

Ж

-    средняя глубина траншеи на участке I , м;

-    запас, учитывающий заносимость траншеи при расчете ее проектной ширины (см.п.3.8 настоящей Инструкции и прил.Г).

3.27. Засыпка нижьей по течению нитки на русловом участие перехода одновременно с разработкой траншеи верхней нитки допускается, если:

физико-механические свойства грунтов позволяют использовать его для засыпки подводных траншей;

15

разработка траншей осуществляется в виде со оными или s&uxe-черпательнши оварядаш;

возможно в течение одной навигации, по согласование с рыбнадзором, последовательно разработать две траншей и уловить в них два трубопровода.

3.28. Места отвалов грунтов при подводных выемках, согласованные с заинтересованными организациями, следует назначать с учетом технологии подводных земляных работ, условий судоходства и лесосплава.

4. МСИТАХ ТРУБОПРОВОДА И ПОДГОТОВКА ЕГО К УКЛАДКЕ

4.1.    Перед укладкой трубопровода в подводную траншею необходимо выполнить следующие работы:

сварку отдельных плетей трубопровода или всей нитки зависимости от ширины реки и принятой схемы укладки;

гидравлическое иопытание плетей или всей нитки трубопровода;

очистку и изоляцию трубопровода;

футеровку трубопровода деревянной рейкой для предохранения изоляции от повреждения при укладке (если нет сплошного бетонного побития);

балластировку трубопровода утяжеляющими покрытиями или отдельными грузами.

4.2.    В исполнительную документацию на строительство перехода должна быть включена сварочно-монтажная схема раскладки плетей на переходе с указанием и привязкой мест стыков, захлео-тов, клейма сварщиков, начала и конца плетей, мест установки запорной арматуры.

4.3.    На переходах значительной протяженности необходима полевая трубосварочная база для автоматической сварки секций из

двух или трех труб с последующей доставкой их на монтажную площадку для сварки плетей или ниток перехода.

4.4.    Заполнение продуктом подводных псфтепродуктспроводов после их гидравлических испытаний должно выполняться с обязательным выполнением мероприятий, предупреждающих попадание воздуха в подводные нефтепрод^т.топроьоды.

4.5.    Дет гидравлического испытания плетя трубопровода ва монтажной площадке ва его концы приваривают инвентарные заглушки.

Патрубки дет выпуска воздуха вваривают в наиболее выооких точках плети.

4.6.    Тип и конструкция утяжеляпцих покрытий или специальных грузов, закрепленных на трубопроводе, устанавливаются в проекте и согласовываются со строительной организацией. Изменения при строительстве допускаются при обязательном согласовании с проектной организацией и заказчиком.

4.7.    Обетоннрование подводных трубопроводов необходимо выполнять следующими основными способами:

обетонированном отдельных труб в базовых условиях (на бетонном заводе, полигоне);

обетовированием трубопроводов монолитным железобетонным покрытием с применением опалубки ва месте монтажа и укладки трубопровода (в трассовых условиях).

4.8.    Дет обетонировали используются трубы, предусмотренные проектом дет подводных переходов и соответствующие всем требованиям технических условий.

Прв отсутствии заводских сертификатов в заводского гидравлического испытания трубы обетонировать запрещается.

Завод (полигон) железобетонных изделий получает стальные трубы с сертификатами, которые передает по акту вместе с обетонированными трубвш я сертификатами на готовую продукцию строительной организации.

4.9.    Дет предохранения изоляционных покрытий от механических повреждений при обетовировании и монтаже сборных утяжелителей следует применять защитные обертки. Конструкцию изоляционных покрытий и защитных оберток устанавливает проектная организация.

4.10.    Обетояирование трубопроводов монолитные беговом выполняется в инвентарной опалубке с применением вибраторов н соблюдением требований В части СНиП по бетонным и железобетонным конструкциям монолитным.

4.11.    Укладка обетонированной плети трубопровода допускается после достижения бетоном проектной прочности.

4.12.    Обетонированные трубы с завода ва строительную пло-

щадк> подводного перехода следует транспортировать с прокладками, чтобы не повредить бетонное покрытие и открытые концы труб.

4.13.    Предварительное гидравличеокое испытание труб, обетонированных в заводских условиях ва подводных переходах, производится после сварки отдельных труб или секций в плеть до изоляции стыков труб.

В случае визуального обнаружения уточек устанавливается место утечки, и имеющая дефект труба вырезается.

Когда утечка обнаруживается по показаниям манометра, для определения дефектной трубы давление в плети выдерживается до появления воды на поверхности бетонного покрытия или в зоне стыка. Имеющая дефект труба вырезается из плети.

4.14.    Испытание плетей трубопровода, обетонированио которых монолитным или сборным железобетоном производится непосредственно ва переходе, выполняют в соответствии с требованиями СНиП по строительству магистральных трубопроводов.

4.15.    Балластные грузы, получаете с заготовительных баз или заводов-изготовителей, должны иметь маркировку с указанием объема и массы.

Строительная организация проверяет соответствие весовых характеристик грузов или утяжелителей.

4.16.    Установка и закрепление кольцевых бетонных и чугунных грузов ва трубопроводе может выполняться в такой последовательности:

сначала полуцуфты грузов раскладывают вдоль трубопровода с интервалами в соответствии с проектом; зафутерованный трубопровод с помощью трубоукладчиков укладывают на эти полумуфты, затем сверху на трубопровод устанавливают верхние полуцуфты я при подтягивании стропом трубоукладчика нижней полуцуфты затягивают болты.

о. УКЛАДКА ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ ОБЩЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Укладке, подводных трубопроводов осуществляется следу-вдсми основными способаш:

18

протаскиванием трубопровода или отдельных его плетей по дну водоема (траныеи);

свободным погружением (опусканием) плавящего трубопровода на дно путем заполнения его водой или открепления понтонов, удерживаниях трубопровод на поверхности водоема;

опусканием трубопровода с помощью плавучих кранов.

5.2.    Технология укладки трубопровода на дно водоема (траншеи) должна быть дана в проекте производства работ и раврабо-гана с учетом следущих факторов:

назначения трубопровода (возможность заливки его водой); топографических условий в створе перехода (крутизна береговых откосов, рельеф пойменного участка перехода);

диаметра трубопровода, его массы, прочностной характеристики и длины подводного участка;

гидрологического режима водоема, периода (времени года) производства работ, условий судоходства я лесосплава; экономичности* применяемого способа работ.

5.3.    При составлении проекта производства работ по укладке подводного трубопровода должны быть раосчитаны.строительные нагрузки на трубопровод и напряжения, возникающие в нем при укладке, с учетом скорости течения и профиля спусковых устройств. В случае необходимости предусматривают технические мероприятия для уменьшения напряжений, возникающих в умаливаемом трубопроводе.

5.4.    Перед укладкой трубопровода необходимо проверить его устойчивость в соответствии с фактической скоростью течения при укладке и с учетом других условий (например, расстановка понтонов, радиусов изгиба).

5.5.    После укладки трубопровода в подводную траншею водолазами обследуется уложенный трубопровод и замеряются отметки

верха трубы.

При соответствии отметок уложенного трубопровода проектным отметкам составляют акт на укладку трубопровода и исполнительный профиль.

5.6.    Сварку уложенного подводного трубопровода с пойменным участком перехода производят после проверки сплошности изоляции способом катодной поляризации.

5.7.    Для уменьшения напряжений в уложенном подводном трубопроводе приварку его к пойменному участку рекомендуется про-

19

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"