ГОСТ 30412-96
Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
Предлагаем прочесть документ: Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 30412-96» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.01.1997 | |
---|---|---|
05.08.1996 | Утвержден | Минстрой России |
19.03.1997 | Утвержден | МНТКС |
Издан | ГУП ЦПП | |
Разработан | Союздорнии Российской Федерации | |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
ГОСТ 30412-96
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ НЕРОВНОСТЕЙ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)
Москва
1966
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным дорожным научно-исследовательским институтом (СоюздорНИИ) Российской федерации
ВНЕСЕН Минстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование органа государственного управления строительством |
Азербайджанская Республика | Госстрой Азербайджанской Республики |
Республика Армения | Министерство градостроительства Республики Армения |
Республика Беларусь | Минстройархитектуры Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Минстрой Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Министерство архитектуры и строительства Киргизской Республики |
Республика Молдова | Департамент архитектуры и строительства Республики Молдова |
Республика Таджикистан | Госстрой Республики Таджикистан |
Российская Федерация | Минстрой России |
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1997 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Минстроя России от 5 августа 1996 г. № 18-60
ГОСТ 30412-96
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ НЕРОВНОСТЕЙ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
AUTOMOBILE ROADS AND AERODROMES
UNEVENESS MEASUREMENT METHODS FOR BASE COURSES AND PAVEMENTS
Дата введения 1997-01-01
Настоящий стандарт распространяется на методы измерений неровностей поверхности оснований и покрытий автомобильных дорог, улиц в городах и сельских поселениях, а также аэродромов в период их строительства (реконструкции) и эксплуатации.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
ГОСТ 20993-75 Шины пневматические радиальные для легковых автомобилей. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24555-81 Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.
В настоящем стандарте применены следующие термины и их определения.
Рейка - приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) с целью выявления просветов между стержнем и поверхностью.
Просвет под рейкой - зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги (аэродрома).
Клиновой промерник - приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.
Отметка относительная - величина отсчета по нивелирной рейке, приведенная к единому высотному уровню и взятая по отношению к нему с положительным знаком.
4.1.1 Длина рейки должна быть 3000 ± 2 мм.
4.1.2 Прогиб рейки от собственного веса в середине пролета длиной 2900 мм не должен превышать 0,4 мм.
4.1.3 Ширина опорной грани рейки должна быть 50 ± 2 мм.
4.1.4 Отклонение опорной грани рейки от плоскостности не должно превышать 0,2 мм; допускается вместо отклонения от плоскостности измерять отклонение от прямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки, которое не должно превышать 0,2 мм.
4.1.5 Отклонение боковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 10 мм на всей длине рейки.
4.1.6 На боковых гранях рейки должно быть пять меток, указывающих места измерений просветов под рейкой; шаг меток 500 ± 2 мм; расстояние от крайних меток до торцов рейки 500 ± 2 мм.
4.1.7 Клиновой промерник должен иметь две плоские грани шириной 50 ± 0,5 мм; угол между поверхностями граней должен быть в пределах 5° 45 ± 5.
4.1.8 Одна из граней клинового промерника должна иметь поперечные риски; шаг рисок 10 ± 0,1 мм; риски должны иметь цифровые обозначения от 1 до 15.
4.1.9 Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555.
4.2.1 Длину участка измерений следует принимать в пределах 300 - 400 м.
4.2.2 Суммарная длина участков измерений должна составлять не менее 10 % длины контролируемого покрытия (основания) в однорядном исчислении.
4.2.3 Поверхность участка измерений должна быть чистой.
4.3.1 Измерение на дорогах и улицах следует проводить, прикладывая рейку к поверхности основания (покрытия) на расстоянии 0,5 - 1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения; а на аэродромах - по оси ряда (полосы).
Примечание - При многополосной проезжей части дороги рейку следует прикладывать на расстоянии 0,3 - 1,0 м от границы каждой полосы движения.
4.3.2 При каждом приложении рейки следует измерять величину пяти просветов под рейкой в местах, соответствующих меткам на боковых гранях рейки.
4.3.3 Места приложения рейки должны быть равномерно расположены по длине участка измерений.
4.3.4 Общее число измерений просветов под рейкой на участке измерений должно быть не менее 120.
4.4.1 Общее число измерений следует принять за 100 % и определить число просветов под рейкой, превышающих максимально допустимую величину, установленную СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96, и число просветов, меньших минимально допустимой величины, установленной теми же документами. Следует также найти наибольшую величину просвета. Величины просветов, полученные при измерениях на вертикальных кривых, следует корректировать, используя данные, приведенные в приложении А.
5.1.1 Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528.
5.1.2 Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.
5.2.1 Длина участка измерений должна быть не менее 400 м.
5.2.2 Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5 - 1,0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток 5 ± 0,2 м.
5.2.3 Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.
5.3.1 По данным нивелирования вычисляют относительные отметки hi точек поверхности покрытия или основания дороги в местах разметки.
5.3.2 По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения dhi, этих точек (кроме первой и последней на участке измерений) от прямой линии, проходящей через предыдущую (i - 1)и последующую (i + 1) точки (рисунок 1) по формуле
,
где hi-1 и hi+1 - относительные отметки предыдущей и последующей точек.
Рисунок 1
5.3.3 Общее число полученных величин dhi, следует принять за 100 % и с точностью до 0,1 % вычислить число величин dhi меньше установленных СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96. Следует также найти наибольшую величину dhi.
Примечание - При обработке данных измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги, величину следует рассчитывать с учетом поправки. Значения поправок даны в приложении Б.
6.1.1 Автомобильная установка ПКРС-2 [1] состоит из: автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиком ровности, и установленного в автомобиле пульта управления.
6.1.2 Основные параметры прицепного прибора: размеры шины (ГОСТ 20993), дюймы - 6,75-13, 6,45-13 или 6,40-13; тип протектора - с рисунком;
давление воздуха в шине, кПа - 170 ± 20 (1,7 ± 0,2 кгс/см2); нагрузка на колесо, кН - 3 ± 0,03 (300 ± 3,0 кгс); максимальное радиальное биение шины, мм - 2 ± 0,2; максимальный статический дисбаланс колеса, г/см - 50 ± 5.
Параметры, относящиеся к измерению ровности:
измеряемая величина (показатель ровности) - интенсивность (уровень) вертикальных колебаний прицепного прибора относительно подрессоренного кузова, выражаемая в виде суммарного сжатия подвески на 1 км дороги (см/км);
скорость движения при измерении ровности, км/ч - 50;
собственная частота свободных колебаний кузова прицепного прибора, Гц - 0,8 ± 0,1.
6.2.1 Каждая установка должна пройти аттестацию, которая оформляется протоколом и аттестатом по формам, предусмотренным ГОСТ 24555, а также делается отметка в паспорте на данное средство.
6.2.2 Непосредственно перед проведением измерений должны выполняться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установки следующие работы:
проверка механической части прицепного прибора - надежность крепления прицепного прибора, затяжка крепежных деталей, трение и демпфирование в подвеске, исправность привода датчика ровности (тахогенератора);
проверка и юстировка спидометра автомобиля;
балансировка колес, проверка радиального биения шины;
установка переключателя режимов работы в положение «50 км/ч».
6.3.1 Каждая полоса перед проведением измерений должна быть очищена от щебня, песка, остатков бетона, а в осенний и зимний периоды - от снега и льда, способных исказить результаты измерений.
6.3.2 При проведении измерений необходимо в процессе проезда выдерживать заданную скорость с точностью ± 2 км/ч.
6.4.1 Правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [2].
6.4.2 При измерениях неровностей покрытий аэродромов измерителем типа ИРПАП правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [3].
(обязательное)
Радиус выпуклой кривой, м | Величина поправки, мм, на расстоянии от торца рейки, м | ||
0,0 | 0,5 | 1,0 | |
1000 | 1,1 | 0,8 | 0,4 |
600 | 1,9 | 1,3 | 0,6 |
400 | 2,8 | 1,9 | 0,9 |
300 | 3,8 | 2,5 | 1,2 |
200 | 5,6 | 3,8 | 1,9 |
Радиус вогнутой кривой, м | Величина поправки, мм, на расстоянии от торца рейки, м | ||
0,5 | 1,0 | 1,5 | |
1000 | 0,4 | 0,8 | 1,1 |
600 | 0,6 | 1,3 | 1,9 |
400 | 0,9 | 1,9 | 2,8 |
300 | 1,3 | 2,5 | 3,8 |
200 | 1,9 | 3,8 | 5,6 |
Примечание - При измерениях на выпуклых и вогнутых кривых величину поправки следует брать со знаком минус. |
(обязательное)
Радиус вертикальной кривой, м | Величина поправки, мм, для неровностей длиной, м | ||
10 | 20 | 40 | |
100,000 | | | 2,0 |
75,000 | - | - | 2,7 |
50,000 | - | - | 4,0 |
30,000 | - | - | 6,7 |
25,000 | - | 2,0 | 8,0 |
20,000 | - | 2,5 | 10,0 |
15,000 | - | 3,3 | 15,0 |
10,000 | 1,3 | 5,0 | 20,0 |
8,000 | 1,6 | 6,3 | 25,0 |
5,000 | 2,5 | 10,0 | 40,0 |
4,000 | 3,1 | 12,5 | 50,0 |
3,000 | 4,2 | 16,7 | 67,0 |
2,500 | 5,0 | 20,0 | 80,0 |
2,000 | 6,3 | 25,0 | 100,0 |
1,500 | 8,3 | 33,3 | 133,3 |
1,200 | 10,4 | 41,7 | 166,7 |
1,000 | 12,5 | 50,0 | 200,0 |
600 | 20,8 | 83,3 | - |
400 | 31,2 | 125,0 | - |
300 | 41,7 | 166,7 | - |
200 | 62,5 | 250,2 | - |
Примечание - При измерениях на выпуклых кривых величину поправки следует брать со знаком минус, на вогнутых - со знаком плюс. |
(информационное)
[1] Средства измерений, допущенные к выпуску в обращение в СССР. Описание утвержденных образцов. - М.: Издательство стандартов, 1988 (ПКРС-2 зарегистрирован под № 10913-87).
[2] Инструкция по эксплуатации автомобильной установки ПКРС-2 для контроля ровности и коэффициента сцепления дорожных покрытий/СоюздорНИИ. - М., 1971.
[3] Методы определения соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромов МОС НГЭА (с поправкой Межгосударственного авиационного комитета от 01.06.94 г. № 5). - М.: Воздушный транспорт, 1992.
Ключевые слова: неровность, рейка, просвет под рейкой, клиновой промерник, рейка нивелирная, отметка относительная, частота дорожная
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения 1 2 Нормативные ссылки 2 3 Определения 2 4 Измерения рейкой с клиновым промерником 2 5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой 3 6 Измерения с применением автомобильной установки ПКРС-2 для ускоренной предварительной оценки 4 ПРИЛОЖЕНИЕ А 5 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 5 ПРИЛОЖЕНИЕ В 6 |
Сохраните страницу в соцсетях: |
|