СТ СЭВ 5497-86
Дороги автомобильные международные. Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН)
Предлагаем прочесть документ: Дороги автомобильные международные. Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН). Если у Вас есть информация, что документ «СТ СЭВ 5497-86» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.07.1987 | |
---|---|---|
Добавлен в базу: | 01.09.2013 | |
17.03.1987 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) |
Разработан | Делегация ГДР в ПКС СЭВ | |
Издан | Издательство стандартов | |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ
СТ СЭВ 5497-86
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
И ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ УСТАНОВКОЙ
ДИНАМИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ (УДН)
Москва
Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 17 марта 1987 г. № 60 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5497-86 «Дороги автомобильные международные. Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН)»
введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР
в народном хозяйстве СССР с 01.07.87
в договорно-правовых отношениях
по сотрудничеству с 01.07.87
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ | СТАНДАРТ СЭВ | СТ СЭВ |
|
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН) | |||
|
| ||
Группа Ж81 |
|
Настоящий стандарт СЭВ распространяется на нежесткие дорожные конструкции и их конструктивные слои и устанавливает метод испытания несущей способности установкой динамического нагружения (УДН).
Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на дорожные конструкции с покрытием из цементобетона.
Метод заключается в определении величин модуля упругости и радиуса кривизны упругой линии на поверхности испытываемого слоя по амплитудам деформации, полученным от действия ударной силы через круглый, жесткий штамп.
Величина и время действия ударной силы соответствуют проходу колеса с нагрузкой 50 kN и скоростью 60 km/h.
2.1. Метод применяется для определения несущей способности дорожных конструкций в случаях:
I - на поверхности существующего покрытия проезжей части или на верхнем несущем слое;
II - на нижнем несущем слое, грунтовом основании и подстилающем грунте.
2.2. Время действия ударной силы (нагрузки) определяется на основе общей зависимости согласно черт. 1.
Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации Светозарево, июнь 1986 г. |
Черт. 1
3.1. Основные параметры установки динамического нагружения (УДН), состоящей из нагружаемого штампа, направляющей рамы с креплением и падающего груза, должны соответствовать приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Случай | Время действия падающего груза, s | Размеры нагружаемого штампа стальной плиты с отверстием диаметром 70 mm в центре | |
диаметр, mm | толщина, mm | ||
I | От 0,022 до 0,025 | 340 | 35 |
II | » 0,090 » 0,110 | 500 | 25 |
3.2. Измерительное техническое оборудование состоит из:
1) регистрирующих устройств - электрических приборов для измерения и регистрации ударной силы F и амплитуд деформации w0, w1;
2) приспособления для закреплений электрических регистрирующих устройств.
Примечание. В случае II амплитуду деформации w0 можно измерять и регистрировать механическим прибором (индикатором).
3.3. Перед использованием установки динамического нагружения следует проводить калибровку на испытательном стенде не менее чем один раз в год.
4.1. Калибровка УДН с достаточной для практических целей точностью производится на испытательном стенде.
4.2. Испытательный стенд представляет собой фундаментный блок из бетона массой ³ 2000 kg с примерными размерами 1100´1100´1000 mm.
Поверхность блока соединена с примыкающей площадью в одном уровне. В середине поверхности оставляют отверстие, величину которого определяют размером помещаемой в него мессдозы (предельно допускаемая нагрузка ³ 100 kg).
4.3. Возникающая ударная сила одновременно с регистрацией мессдозы на испытательном стенде фиксируется мессдозой на самой УДН. Если показания мессдоз расходятся более чем на 5 %, калибровку необходимо повторить.
4.4. При проведении калибровки УДН помещают на мессдозу испытательного стенда. Прибор должен стоять перпендикулярно поверхности. Калибровка состоит в том, чтобы путем изменения высоты падения, массы падающего груза и (или) жесткости амортизирующих элементов определить диапазон нагрузки, необходимой для получения заданного контактного напряжения и времени действия нагрузки.
4.5. Допускается использовать для калибровки УДН стенды, в которых учитывается жесткость испытываемой системы.
5.1. Определяют срок проведения испытаний, исходя из цели испытания и в зависимости от погодных условий, влажности земляного полотна и прочности дорожной конструкции и ее слоев.
Испытания дорожных конструкций со слоями из материалов, содержащих битум, целесообразно проводить при температуре от 5 до 15 °С.
5.2. Определяют контактное напряжение в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Случай | Поверхность испытания | Диаметр плиты d, mm | Контактное напряжение* σ, N/mm2 |
I | Поверхностный слой | 340 | 0,60 |
Верхний несущий слой | 340 | 0,45 | |
II | Нижний несущий слой | 500 | 0,20 |
Грунтовое основание | 500 | 0,10 | |
Подстилающий грунт | 500 | 0,10 |
* Заданное контактное напряжение должно соблюдаться с отклонением не более ± 10 %.
5.3. Очищают поверхность слоя на месте испытания и обеспечивают возможно более полное прилегание штампа. При проведении массовых испытаний особых мер для обеспечения плотного прилегания штампа к поверхности испытываемого слоя не принимают.
Точность обеспечивается за счет большого числа испытаний. При разовых испытаниях плотность прилегания обеспечивается притиркой штампа к поверхности испытываемого слоя с заполнением пустот под штампом гипсовым тестом или одноразмерным мелким песком.
5.4. Размещают и производят монтаж УДН на месте испытания согласно инструкции изготовителя прибора, а также размещают и тарируют электрические измерительные и регистрирующие устройства.
6.1. Испытания в случае I проводят со штампом диаметром 340 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2;
2) дважды нагружают и определяют w0, w1 и ударную силу F. Если результаты двух измерений отличаются друг от друга, более чем на 20 % (относительно меньшего значения), то проводят дальнейшее нагружение;
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например в начале и конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба. Если требования п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
6.2. Испытания в случае II проводят со штампом диаметром 500 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2;
2) нагружают и определяют w0 и F:
предварительное нагружение - однократное без измерения;
испытательное нагружение - трехкратное.
Примечания:
1. При пользовании электрическим прибором для измерения деформации и регистрации ударной силы действителен порядок, приведенный в п. 6.1, однако без учета w1.
2. При пользовании механическим прибором деформация (w0) измеряется при нагружении по схеме, приведенной на черт. 2.
1 - точка измерения при первом нагружении;
2 - точка измерения при втором нагружении;
3 - точка измерения при третьем нагружении.
Черт. 2
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например, в начале и в конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба.
Примечание. Если требования по п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
7.1. Для полученных в результате испытаний отдельных значений в данной (i-й) точке измерения определяют:
1) среднее значение ударной силы, действующей на нагружаемый штамп (Fi), в ньютонах, округленное до 1 N;
2) среднее значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0i) и амплитуды упругой деформации на расстоянии a от оси нагрузки (W1i), выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm;
3) значение контактного напряжения (σi) в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 0,01 N/mm2, по формуле
, (1)
где F - ударная сила, N;
d - диаметр нагружаемого штампа, mm;
4) значение модуля упругости (Еvdi), в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 1 N/mm2, вычисляют по формуле
, (2)
где W0i - амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;
μ - коэффициент Пуассона, принимаемый для грунтов равным 0,35, для дорожных конструкций - 0,3;
5) значение радиуса кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя (Rd), выраженное в миллиметрах, округленное до 103 mm, по формуле
(3)
или при а = 225 mm
, (4)
где а - расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации W1, mm;
W1i - амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm.
7.2. Нормативные значения определяют для участков дорог с амплитудой деформации, измеренной по оси нагрузки одинакового порядка, на основе общих зависимостей согласно СТ СЭВ 3404-81 с доверительной вероятностью 95 %:
1) значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0/95), выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm, по формуле
, (5)
где - среднее арифметическое значений W0i, определенных в n точках измерения, mm (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3, ..., n - 1, n);
t - значение коэффициента Стьюдента для доверительной вероятности 95 %;
SW0 - стандартное отклонение величины W0iот среднего значения ;
2) значение модуля упругости (Еvd/95), выраженного в ньютонах на квадратный метр, округленное до 1 N/mm2, по формуле
, (6)
где - среднее арифметическое значений Еvdi определенных в n точках измерения, N/mm2 (порядковый номер места измерения, i = 1, 2, 3, ..., n - 1, n);
SEvd- стандартное отклонение величины Еvdiот среднего значения Еvd, N/mm2;
3) значение радиуса кривизны (Rd/95), выраженного в миллиметрах, округленное до 103 mm, по формуле
, (7)
где - среднее арифметическое значений Rdi, определенных в п точках измерения, 103 mm; (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3, ..., n - 1, n);
SRd - стандартное отклонение величины Rdi от среднего значения , 103 mm.
W0 - амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;
W1 - амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm;
Еvd- модуль упругости, определенный по амплитуде деформации w0, N/mm2;
Rd- радиус кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя, определенный по амплитудам деформации w0 и w1, 103 mm;
F - ударная сила, действующая на нагружаемый штамп УДН, N;
σ -контактное напряжение, возникающее на поверхности испытываемой конструкции от действия ударной силы F по нагружаемым штампам, N/mm2;
d - диаметр нагружаемого штампа, mm;
а - расстояние между осью нагрузка и точкой измерения амплитуды деформации w1;
а = const = 225 mm;
i - обозначение порядкового номера измерения;
- среднее арифметическое значение величины W0i;
- среднее арифметическое значение величины σi;
- среднее арифметическое значение величины Еvdi;
SW0 - стандартное отклонение величины W0i от среднего значения ;
SEvd - стандартное отклонение величины Еvdiот среднего значения ;
SRd - стандартное отклонение величины Rdiот среднего значения ;
t - значение коэффициента Стьюдента для заданного уровня статистической надежности;
W0/95 - нормативная для участка дороги амплитуда деформации w0 со статистической надежностью 95 %;
Еvd/95 - нормативный для участка дороги модуль упругости со статистической надежностью 96 %;
Rd/95 - нормативный для участка дороги радиус кривизны со статистической надежностью 95 %.
Конец
* Дескрипторы тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом.
Ключевые слова/дескрипторы: дороги автомобильные, методы испытаний, конструкции дорожные, способности несущие, установка динамического нагружения (УДН), модуль упругости.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Автор - делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области транспорта.
2. Тема - 23.800.09-83.
3. Стандарт СЭВ утвержден на 60-м заседании ПКС.
4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
Страны - члены СЭВ | Сроки начала применения стандарта СЭВ | |
в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству | в народном хозяйстве | |
НРБ | Июль 1988 г. | Июль 1988 г. |
ВНР |
|
|
СРВ |
|
|
ГДР | Январь 1987 г. | Июль 1987 г. |
Республика Куба |
|
|
МНР |
|
|
ПНР | - | - |
СРР | - | - |
СССР | Июль 1987 г. | Июль 1987 г. |
ЧССР | Январь 1989 г. | Январь 1989 г. |
5. Срок проверки - 1991 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность метода. 1 2. Общие положения. 1 3. Испытательное оборудование. 2 4. Калибровка удн. 2 5. Подготовка к испытаниям.. 3 6. Проведение испытаний. 3 7. Обработка результатов. 4 Приложение. Обозначения, принятые в стандарте. 5 Информационное приложение. Перечень ключевых слов/дескрипторов. 6 |
Сохраните страницу в соцсетях: |
|