Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ 17.2.3.02-2014

Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

Заменяет ГОСТ 17.2.3.02-78: Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ИУС 12-2014

Предлагаем прочесть документ: Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 17.2.3.02-2014» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.07.2015
Статус документа на 2016: Актуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 24

Страница 25

Страница 26

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И

СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

17.2.3.02-

2014

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»)

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 64-П от 27 февраля 2014 г.)

За принятие проголосовали

Краткое наименование страны по МК(ИСОЗ!66) 004 -97

Код страны по МК(ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Агентство «Армстандарт»

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Российская Федерация

RU

Госстандарт

Таджикистан

TJ

Т аджи кстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 марта 2014 г.№208-стмежгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.3.02-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с I июля 2015 г.

5    ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.3.02-78

6 Настоящий стандарт подготовлен на основе ГОСТ Р 55928-2013

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В аучае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

©Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

III

ГОСТ 17.2.3.02-2014

Содержание

1    Область применения..........,.......................................................................

2    Термины, определения, сокращения.........................................................

3    Общие положения......................................................................................

4    Определение нормативов выбросов..........................................................

5    Установление нормативов ПДВ на основе сводных расчетов.................

6    Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов..........

Приложение А (справочное) Состав проекта нормативов предельно

допустимых выбросов (ПДВ)..............................

IV

ГОСТ 17.2.3.02-2014

q'y^j (в долях ПДКу) - учитываемая фоновая концентрация у-го вещества.создаваемая выбросами других хозяйствующих объектов, а также передвижными средствами, эксплуатируемыми вне промышленных территорий.

Значения Cnpj должны быть отнесены к тому же временному интервалу осреднения, что и ПДК/.

Примечание - Для мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации, к которым предъявляются повышенные экологические требования, количественный критерий, указанный в формуле (2), заменяется на 0,8.

К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).

3.3.3 Выполнение условий (1 и 2) достаточно проверять в пределах зоны влияния выбросов в атмосферу рассматриваемого у-го ЗВ от хозяйствующего субъекта. К зоне влияния выбросов определенного у-го ЗВ относятся все

7

территории, расположенные внутри внешней границы этой зоны влияния, которой определяется как замкнутая линия на местности, вне которой для любой точки местности в течение всего времени выброса рассматриваемогоу-го ЗВ выполняется условие:

с/пр.у < 0,05 ПДК    (3)

4 Определение нормативов выбросов

4.1    Нормативы выбросов конкретного хозяйствующего субъекта устанавливаются для условий его нормального функционирования с учетом

перспективы развития.

Для хозяйствующих субъектов - это условия регламента загрузки оборудования и его эксплуатации, а также нормального состояния систем и устройств вентиляции и пылегазоочистного оборудования.

4.2    Нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и хозяйствующего субъекта в целом (а также его отдельных производственных территорий).

Устанавливаемые нормативы ПДВ (ВСВ) для ЗВ характеризуются следующими величинами:

- максимальное разовое значение, г/с;

8

- валовое значение, т/год.

ГОСТ 17.2.3.02-2014

4.2.1    Максимальные разовые значения (г/с) ПДВ (ВСВ) ЗВ.

Для отдельного ИЗА этот норматив характеризует выброс ЗВ за одну секунду, полученный осреднением за 20-минутный, интервал времени работы источника, в течение которого из этого ИЗА может выбрасываться наибольшая допустимая масса ЗВ.

Величина ПДВ (ВСВ) в г/с для хозяйствующего субъекта в целом определяется как выброс ЗВ за одну секунду, полученный осреднением за 20-минутный интервал времени, в течение которого может выбрасываться наибольшая допустимая масса ЗВ из совокупности одновременно работающих источников данного хозяйствующего субъекта.

4.2.2    Годовые (т/год) значения ПДВ (ВСВ) ЗВ.

Для отдельного ИЗА этот норматив характеризует наибольший допустимый суммарный годовой выброс ЗВ при условии соблюдения технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.), от которых рассматриваемый ИЗА отводит ЗВ.

Для хозяйствующего субъекта в целом годовое значение ПДВ каждого ЗВ определяется как наибольший допустимый суммарный годовой выброс ЗВ от всех ИЗА хозяйствующего субъекта при условии соблюдения технологических ограничений как на все источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.) хозяйствующего субъекта, так и на работу хозяйствующего

субъекта в целом.

4.3    При проведении работ по нормированию выбросов следует учитывать передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и оценивать уровень “экологичности” имеющегося технологического оборудования и установок. При этом необходимо предусматривать внедрение более современных технологий и технических средств по сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на основе технологических нормативов выбросов, характеризующих уровень экологичности применяемой технологии. Для тех производств, процессов, установок и т.д., для которых будут утверждены технические (или технологические) нормативы выбросов (TUB), нормативы ПДВ должны устанавливаться с учетом ТНВ, а нормативы ВСВ - при соблюдения ТНВ.

4.4    Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным нормам.

ГОСТ 17.2.3.02-2014

4.5 При разработке предпроектной и проектной документации на строительство новых объектов и реконструкцию (расширение) существующих следует также учитывать выбросы, давать оценку их воздействия на окружающую среду и предложения по нормативам ПДВ от источников, которые будут действовать после введения объекта в эксплуатацию, а также действуют только в период строительства нового или реконструкции существующего производства.

4.6    Для линейных объектов (автомобильные и железные дороги, прокладка трубопроводов и т. д.), на которых строительно-монтажные работы ведутся, как правило, с последовательным по определенным участкам продвижением от участка к участку, рекомендуется следующий порядок оценки воздействия на атмосферный воздух выбросов от используемой дорожностроительной техники, оборудования и транспортных средств:

-    выбирается один из однотипных участков ведения строительно-монтажных работ, наиболее близко расположенный к жилым зонам и (или) зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, для которого оцениваются максимальные разовые выбросы и создаваемые ими приземные концентрации;

-    для всех участков линейного объекта рассчитываются валовые выбросы

11

за период строительно-монтажных работ.

4.7    Если хозяйствующий субъект выполняет работы не на одной производственной территории, а на объектах, расположенных в разных районах (местах) города (области), например окрасочные или сварочные работы, то можно рекомендовать, исходя из объемов выполненных работ за прошедшие 2-3 года и планов на последующие годы, провести расчеты приземных концентраций на примере одного из наиболее характерных объектов, расположенных наиболее близко к жилым зонам и (или) зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, определив таким образом допустимый выброс (в г/с). Затем определить годовой (валовый) норматив ПДВ (в т/г) как сумму годовых выбросов (т/г) на всех площадках за рассматриваемый период. При расчете загрязнения атмосферы учитываются группы веществ, обладающих комбинированным вредным действием, когда все вещества входящие в группу, присутствуют в выбросах предприятия.

4.8    Учет фонового загрязнения атмосферного воздуха по веществам, обладающим эффектом суммации, эффектом неполной суммации при совместном присутствии, выполняется в случаях, когда все вещества, входящие в рассматриваемую группу, присутствуют в выбросах промышленного предприятия в атмосферный воздух и не выполняется в случаях, когда хотя бы одно вещество, входящее в рассматриваемую группу, отсутствует в выбросах промышленного предприятия в атмосферный воздух или хотя бы по одному из веществ, входящих в рассматриваемую группу, приземная концентрация

ГОСТ 17.2.3.02-2014

загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества от промышленного предприятия в атмосферном воздухе, не превышает 0,1 долей ПДК.

4.9    Нормативы ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта устанавливаются для условий регламентной загрузки оборудования и его эксплуатации, а также нормального состояния систем и устройств вентиляции и пылегазоочистного оборудования.

При этом учитывается фактическая наибольшая загрузка оборудования за последние 3 года и возможности ее изменения в период действия устанавливаемых нормативов ПДВ.

4.10    Если хозяйствующий субъект имеет несколько стационарных источников, расположенных на разных производственных территориях, то данный хозяйствующий субъект вправе разрабатывать проект нормативов ПДВ отдельно по каждой производственной площадке или в целом для хозяйствующего субъекта с разработкой нормативов ПДВ по каждой из них.

4.11    Если в зоне влияния выбросов хозяйствующего субъекта отсутствуют территории (жилые зоны, зоны, к которым предъявляются повышенные экологические требования), для которых разработаны нормативы качества атмосферного воздуха, и наличие таких территорий не предусмотрено схемами территориального планирования любого уровня, то данному хозяйствующему субъекту устанавливаются нормативы выбросов без

13

проведения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее расчеты рассеивания выбросов).

В этом случае, если величины удельных выбросов соответствуют утвержденным техническим нормативам, то для данного хозяйствующего субъекта устанавливаются нормативы ПДВ.

4.12 Если выбросы какого-либо вещества для конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта классифицируются как ВСВ, то в разрезе отдельных источников ВСВ устанавливаются только для тех источников, на которых планируются мероприятия, обеспечивающие достижение нормативов ПДВ по данному веществу; для остальных источников выброса этого вещества устанавливаются только нормативы ПДВ.

S Установление нормативов ПДВ на основе сводных расчетов

5.1. Если в городе (населенном пункте) функционирует система сводных расчетов, то хозяйствующий субъект направляет отчет по инвентаризации выбросов в территориальный орган для включения содержащихся в них данных о параметрах выбросов в сводные расчеты в целях определения допустимых квот концентраций (далее квот концентраций) для данного хозяйствующего субъекта, необходимых для разработки нормативов ПДВ.

5.3 Территориальный орган проводит сводные расчеты и определяет для конкретного хозяйствующего субъекта квоты концентраций.

ГОСТ 17.2.3.02-2014

Определенные по результатам сводных расчетов квоты концентраций направляются хозяйствующему субъекту.

Хозяйствующий субъект проводит сравнение полученных от территориального органа квот концентраций по каждому загрязняющему веществу с величиной суммы значений наибольших расчетных концентраций и фоновых концентраций, характеризующих фоновое загрязнение атмосферного воздуха, обусловленное выбросами всех других источников загрязнения атмосферного воздуха города (населенного пункта), в котором расположен данный хозяйствующий субъект, за исключением выбросов данного хозяйствующего субъекта (далее сумма значений концентраций), исходя из которых хозяйствующему субъекту были установлены действующие нормативы выбросов.

Если квоты концентраций не превышают величины суммы значений концентраций, то хозяйствующий субъект приступает к разработке нормативов ПДВ.

5.4 Если квоты концентраций, полученные от территориального органа, ниже величин суммы значений концентраций, хозяйствующий субъект разрабатывает план снижения выбросов в целях достижения нормативов качества атмосферного воздуха и направляет его в территориальный орган.

Территориальный орган по представленным в плане снижения выбросов параметрам источников проводит расчеты с учетом указанных в плане

15

снижения выбросов сроков достижения нормативов качества атмосферного воздуха.

Если квоты концентраций полученные по результатам сводных расчетов с учетом плана снижения выбросов, представленного хозяйствующим субъектом, не превышают ранее выданные хозяйствующему субъекту квоты концентраций, то территориальный орган информирует хозяйствующий субъект об отсутствии превышения, что является основанием для хозяйствующего субъекта приступить к разработке нормативов ПДВ.

5.5 Если квоты концентраций, определенные территориальным органом по результатам сводных расчетов с учетом представленного хозяйствующим субъектом плана снижения выбросов превышают определенные квоты концентраций, территориальный орган информирует об этом превышении хозяйствующий субъект.

При получении данной информации хозяйствующий субъект перерабатывает ранее разработанный план снижения выбросов путем включения в него более эффективных мер снижения выбросов.

Доработанный план снижения выбросов хозяйствующий субъект направляет повторно в территориальный орган. Далее реализуется последовательность действий, описанная выше.

ГОСТ 17.2.3.02-2014

5.6 При проектировании новых или реконструируемых хозяйствующих субъектов на территориях, где проводятся сводные расчеты, оценки воздействия выбросов таких субъектов на атмосферный воздух выполняются с учетом квот концентраций.

Гснпроектировщик обращается письменно в территориальный орган за получением величин квот концентраций для проектируемого хозяйствующего субъекта, представляя при этом следующую информацию:

-    наименование хозяйствующего субъекта;

местоположение хозяйствующего субъекта (в городских и географических координатах);

-    перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, содержащихся в выбросах хозяйствующего субъекта.

Территориальный орган проводит сводные расчеты и определяет квоты концентраций для проектируемого хозяйствующего субъекта и направляет их Генподрядчику.

6 Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов

6.1 Основным видом производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) является контроль

17

непосредственно на источниках.

6.2    В план-график контроля не включаются вредные (загрязняющие) вещества и источники выбросов, не подлежащие государственному учету и нормированию.

6.3    Контроль выбросов проводится инструментальными и расчетными методами. Контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ и соблюдением ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.

18

ГОСТ 17.2.3.02-2014

Приложение Л (справочное)

Состав проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)

А.1. В состав проекта нормативов ПДВ входят:

-    отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, оформленный по форме установленного образца (далее - инвентаризация);

-    общие сведения о хозяйствующем субъекте и краткая характеристика его как источника загрязнения атмосферы;

перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, и соответствующие этим веществам нормативы качества атмосферного воздуха и группы комбинированного вредного действия, образованные этими веществами;

- перечень источников и загрязняющих веществ, не подлежащих государственному учету и нормированию;

-    расчеты показателей удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- сведения о перспективе развития производства и прилегающей территории;

-    сведения о включении в федеральные и региональные целевые программы охраны атмосферного воздуха и другие документы программноцелевого назначения с указанием ограничений и величины уменьшения

19

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение (целевых показателей);

-    данные о физико-климатических характеристиках района расположения, данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха

-    расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе на текущее положение и их анализ;

-    учет фонового загрязнения атмосферного воздуха;

-    перечень источников, создающих основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха;

-    план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

-    оценка снижения воздействия выбросов вредных (загрязняющих) веществ от конкретного стационарного источника и хозяйствующего субъекта, подлежащего нормированию, на состояние атмосферного воздуха после реализации мероприятий в целях соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха (и допустимых квот концентраций;

-    план-график производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

-    план регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;

20

- предложения по нормативам ПДВ (ВСВ).

УДК 504.3.054:006.354    МКС    01.040.13

Ключевые слова: допустимые выбросы, загрязняющие вещества, промышленные предприятия

Т58

21

Подписано в печать 30.04.2014. Формат 60x84’/г.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru    info@gostinfo.ru

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ