ГОСТ 22895-77
Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования
Документ «Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования» завершил свое действие.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.01.1981 |
---|---|
Заверение срока действия: | 01.07.2004 |
Статус документа на 2016: | Неактуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
БЗ 7—92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт СОЮЗА ССР
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ И ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 22895-77
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
УДК 629.114-597.5:006.354 Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ И ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Общие технические требования
Brake systems and braking properties of vehicles.
Standards of effectiveness.
General technical requirements
ГОСТ
22895—77
Дата введения 01.01.81
1. Настоящий стандарт распространяется на тормозные системы пассажирских и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов, полуприцепов и специальных прицепных систем (далее — автотранспортных средств), предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР, и устанавливает технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности.
Стандарт не распространяется на тормозные системы автотранспортных средств, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч, автотранспортных средств с двигателем, имеющих менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т, тяжеловозов, и автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, за исключением периода действия для них гарантийных обязательств предприятий-изготовителей.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 2.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2. Общие требования
2.1. Автотранспортное средство должно иметь рабочую, запасную и стояночную тормозные системы.
Классификация автотранспортных средств в зависимости от назначения и полной массы приведена в табл. 1. * ★
Издание официальное Перепечатка воспрещена
★
(g) Издательство стандартов, 1977 (g) Издательство стандартов, 1993 Переиздание с изменениями
Примечания к табл. 2 и 2а:
L Значения тормозного пути и установившегося замедления даны для торможения автотранспортного средства на горизонтальной дороге.
2, Если автотранспортное средство согласно инструкции по эксплуатации не может развить указанную в таблице начальную скорость торможения, то торможение должно производиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства. В этом случае нормативные значения тормозного пути ST , м, для испытаний «ноль», I и II рассчитывают по формуле
ST==^4u0-f 26/уст '
где /1 = 0,ФО — для автомобилей и автопоездов категории М*;
А = 0.15 — для автомобилей категорий Мг, Ms и N;
А ==0,18 — для автопоездов, кроме автопоездов категории Vo — начальная скорость торможения, км/ч;
/уст — нормативное значение установившегося замедления при торможении автотранспортного средства для конкретных категорий и типа испытаний, м/с2.
Для автотранспортных средств категории N, начальная скорость торможения которых отличается от указанной в табл. *2а более чем на 1Д км/ч, при расчете тормозного пути значение установившегося замедления должно составлять 5,5 м/с2.
3 Для автотранспортных средств, производство которых начато до 01.01.88, допускается применение нормативов по табл. :2 до ОЙ .01.90.
(Измененная редакция, Изм> № 4).
Л
10 ГОСТ 22895-77
с 2 ГОСТ 22895-77
Таблица 1
Категория |
Тип автотранспортного средства |
Полная масса, т |
Наименование автотранспортного средства |
м |
Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда |
|
м, |
То же, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя |
То же |
|
м2 |
То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя |
До 5,0 |
|
М3 |
То же Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки грузов |
Св. 5,0 |
» Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками (специальные автомобили) |
Ni |
То же |
До ЗД |
То же |
N, |
Св. 3,5 До 10,0 |
||
N3 |
» |
Св. 10,0 |
» |
О |
Автотранспортные средства без двигателя |
Прицелы и полуприцепы |
|
О, |
То же |
До 0,7)5 |
Одноосные прицепы |
о* |
До 3,5 |
Прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории Oj |
|
Оз j ! |
Ов. 3,5 До 10,0 |
Прицепы и полуприцепы |
|
а ! 1 |
> |
Св. 10.0 |
То же |
Примечания:
1. При определении категории полуприцепа лоД его полной массой подразумевают сумму всех осевых масс полностью нагруженного и сцепленного с тягачом полуприцепа, измеренных в статическом положении на горизонтальной поверхности.
2. При определении категории седельного автомобиля-тягач а под его полной' массой подразумевают массу тягача в снаряженном состоянии с добавлением части полной массы полуприцепа, которая в статическом положении передается на тягач.
3. Сочлененное автотранспортное средство, состоящее из сцепленных единиц,, не предназначенных для расцепки в процессе эксплуатации, рассматривают как одно автотранспортное средство.
4. Под пассажирским автопоездом подразумевают автопоезд, хотя бы одно из звеньев которого предназначено для перевозки пассажиров.
(Измененная редакция, Изм, № 4),
ГОСТ 2289В—77 С 3
2.2. На автотранспортных средствах 'Категорий М и N должно быть не менее двух 'независимых органов управления различными тормозными системами. У тормозных систем могут быть общие элементы.
2.3. Автотранспортные средства категории N3 с дизельным двигателем, а также категории Мз, предназначенные для эксплуатации в горных районах, должны иметь вспомогательную тормозную систему.
2.4. Автотранспортные средства категорий О могут не иметь запасную тормозную систему.
2.5. Расположение органов управления должно обеспечивать доступность и удобство управления тормозными системами, а для автотранспортных средств категорий М и N даже в том случае, если водитель пользуется ремнями безопасности, а также не создавать опасности для водителя и пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
2.6. Рабочая, запасная и стояночная тормозные системы должны воздействовать на поверхности тренияг постоянно связанные с колесами автотранспортного средства при помощи деталей, которые не должны выходить из строя от усилий, возникающих в процессе торможения автотранспортного средства.
2.7. Тормозные системы после обкатки автотранспортного средства и необходимой приработки тормозных механизмов должны обеспечивать равномерное распределение тормозных сил между колесами одной оси. Допустимое отклонение не должно превышать 15 % наибольшего значения тормозной силы.
2.8. Износ фрикционных поверхностей тормозных механизмов должен компенсироваться системой ручного или автоматического регулирования. Тормозные системы должны обеспечивать установленную эффективность торможения без регулирования зазоров после нагрева тормозных механизмов при допустимых инструкцией по эксплуатации величинах зазора во фрикционной паре тормозных механизмов в холодном состоянии.
2.11. Расположение и крепление элементов тормозных систем должны обеспечивать их сохранность и работоспособность при эксплуатации, а в случае поломки в трансмиссии или рулевого управления, приводящей к повреждению тормозной системы, обес-
f Зак. 1751
С. 4 ГОСТ 22895-77
иечивать возможность торможения автотранспортного средства с эффективностью не менее указанной в п. 6.3.
(Измененная редакция» Изм. № 1, 2).
2.12. Аппараты тормозного привода, элементы магистралей, резервуары тормозной жидкости и аккумуляторы энергии должны быть защищены или расположены на автотранспортном средстве так, чтобы они не подвергались нагреву, ведущему к потере их работоспособности.
2.14. Тормозная педаль и ее кронштейн, соединение между тормозной педалью и главным тормозным цилиндром или тормозным краном, корпусы тормозных аппаратов (включая колесные тормозные гидроцилиндры, тормозные камеры и пневмоцилиндры) и их поршни, система тормозных рычагов и кулаков, тормозные колодки, барабаны и диски не должны выходить из строя из-за поломок на протяжении всего срока службы автотранспортного средства в условиях эксплуатации, для которых оно предназначено.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2.15. Расположение элементов тормозной системы должна обеспечивать возможность их технического обслуживания и замены при помощи водительского инструмента, прилагаемого к автомобилю.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.16. Тормозные системы автотранспортных средств должны быть оборудованы системами сигнализации и контроля их состояния.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.18. Пневматический привод тормозной системы автотранспортных средств должен соответствовать ГОСТ 4364, а гидравлический привод — ГОСТ 23181.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
2.19. Устройства, не относящиеся к тормозным системам, и (вспомогательная тормозная система могут получать энергию из энергоаккумуляторов других тормозных систем только при условии, что при выходе из строя источника энергии во время движения автотранспортного средства работа этих устройств и вспомогательной тормозной системы или их неисправность не вызывают уменьшения запаса энергии в энергоаккумуляторах ниже уровня, при котором после четырех полных приведений в действие органа управления рабочей тормозной системой при пятом приведении
ГОСТ 22895-77 С. 5
его в действие обеспечивается торможение автотранспортного средства с эффективностью, указанной в п. 6.3, а также не вызывают включения пружинных аккумуляторов энергии, при их наличии.
(Введен дополнительно, Изм. № 4).
3. Требования к рабочей тормозной системе
3.1. Рабочая тормозная система должна обеспечивать уменьшение скорости и остановку автотранспортного средства независимо от его скорости, нагрузки и величин уклонов дорог, для ко,-торых оно предназначено.
3.2. Рабочая тормозная система должна действовать на все колеса автотранспортного средства. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым и рационально распределяться по осям автотранспортного средства.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3. Водитель должен иметь возможность управлять рабочей тормозной системой с рабочего места, не отрывая обеих рук от рулевого колеса, а при управлении пассажирским автотранспортным средством, предназначенным для инвалидов, — контролируя рулевое колесо, по крайней мере, одной рукой.
3.4. Привод рабочей тормозной системы автотранспортных средств категори М и N, имеющих независимые органы управления рабочей и запасной тормозными системами, а также авто* транспортных средств категории О4 должен быть таким, чтобы при возникновении неисправности в какой-либо его части (за исключением неисправности в соединительной магистрали привода автотранспортных средств категории 04) или повреждении какого-либо элемента привода (кроме деталей, перечисленных в п. 2.14) при воздействии на орган управления рабочей тормозной системой обеспечивалось торможение автотранспортного средства с эффективностью не менее 30 %, указанной в пп. 4.3, 4.4.
Примечания:
1. Требования п. 3.4 распространяются также на автотранспортные средства категорий Об и О*, кроме одноосных, изготавливаемые по заказ-нарядам внешнеторговых организаций,.
2. Требования п. 3.4 не распространяются на прицепы-роспуски и полупри-цепы с числом осей менее трех, за исключением автотранспортных средств, указанных в п. 1 данных примечаний.
3. Требования п. 3.4 не распространяются на седельные тягачи, у которых привод рабочей тормозной системы полуприцепа является независимым от привода рабочей тормозной системы тягача.
3.5. В случае выхода из строя части привода рабочей тормозной системы должно обеспечиваться продолжение питания той части привода рабочей тормозной системы, которая не вышла из
€. 6 ГОСТ 22895— 77
строя, если это необходимо для выполнения требований пп. 3 4 или 6.2.
3.6. В рабочих тормозных системах, имеющих аккумулятор .энергии, ее максимальный запас при неработающем источнике энергии должен быть таким, чтобы после восьмикратного полного приведения в действие органа управления рабочей тормозной системой автотранспортных средств -категорий М и N:
— обеспечивалась девятое торможение автотранспортных средств категорий М и N с эффективностью не менее указанной в п. 6.3;
— уровень энергий в аккумуляторах энергии автотранспортных средств категорий О был не ниже половины значения, имевшегося после первого полного приведения в действие органа управления тягача.
При использовании энергии вакуума, источником которой является двигатель, торможение с эффективностью, указанной в п. 6.3, должно обеспечиваться при пятом (после четырехкратного полного приведения в действие органа управления рабочей тормозной системы) торможении.
Пр имечание. Требования в отношении запаса энергии, изложенные в л. 3.6, не распространяются на тормозные системы, устроенные так, что можно при отсутствии всякого запаса энергии достигнуть эффективности торможе-мш не менее предписанной fc п. 6.3
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.7. Запас хода органа управления рабочей тормозной системой должен обеспечивать ее работоспособность при эксплуатации и установленную эффективность с первого воздействия на орган управления.
4.1. Критериями оценки эффективности рабочей тормозной системы при дорожных испытаниях автотранспортных средств категорий М и N должны являться величины тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания привода, категории О —величина суммарной тормозной силы и время срабатывания. Оценка эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N может производиться по любым двум из указанных критерие!в.
Примечаная:
1. Испытания по определению эффективности рабочей тормозной системы разделяют на три типа: «ноль», I и II.
2. Испытания «ноль» предназначены для определения эффективности рабочей
ГОСТ 22895-77 С. 1
тормозной системы при «холодных» тормозных механизмах.
Тормозной механизм считают «холодным», если температура, измеренная ь непосредственной близости от поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, ниже 1'00°С
3. Испытания I предназначены для определения эффективности рабочей тор мозной системы при «горячих» тормозных механизмах.
4 Испытания II предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы после движения на затяжных спусках.
5. Испытаниям «ноль» и I должны подвергать все автотранспортные средства.
Испытаниям И должны подвергать автотранспортные средства категорий М3) N3 и 04, а также грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категорий N2 и N3
6. Условия, методы и объемы испытаний по определению эффективности тормозных систем автотранспортных средств должны устанавливаться в отраслевой нормативно-технической документации.
7. При испытаниях рабочей и запасной тормозных систем в режимах, указанных в табл. 2, 2а и 3, автотранспортное средство не должно выходить из коридора шириной 3,5 м„ при этом не должно происходить блокирование колес,
(Измененная редакция, Изм. № 4).
4.2. Критериями оценки эффективности рабочей тормозной системы при стендовых испытаниях должны являться величина суммарной тормозной силы, развиваемой в контакте колес с опорной поверхностью, и время срабатывания.
4.3. Нормативы эффективности рабочей тормозной системы одиночных автотранспортных средств категорий М и N н автопоездов должны соответствовать указанным в табл. 2а. Кроме этого, при испытаниях I значение установившегося замедления должно быть не менее 60 % значения, полученного при испытаниях «ноль* данного автотранспортного средства.
4.4. Нормативы эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий О должны соответствовать следующим значениям.
4.4.1. При испытаниях «ноль» суммарная тормозная сила в процентах нагрузки, приходящейся на ось (оси) автотранспортного средства категорий О, должна составлять не менее:
50 % — при торможении с замедлением 5,0 м/с2;
50 % — для прицепов, оборудованных инерционной тормозной' системой, при толкающем усилии в сцепном устройстве, не превышающем 10,0 % полной массы одно- и двухосных прицепов, расстояние между осями которых менее 1 м, и 6,7 полной, массы других прицепов;
Наименование автотранспортного средства
Пассажирские и грузо-пассажирские автомобили, автобусы
Пассажирские
автопоезда
Грузовые автомобили
Грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категорий:
Таблица 2
Нормативы эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N н автопоездов*
Категория |
Начальная скорость торможения V0. км/ч |
Усилие на органе управления Рп, кге, не более |
Тормозной путь ST, м, не более |
Установившееся замедление Ууст* м/с-', не менее |
Тормозной путь ST, м, не более |
Установившееся замедление / уст, м/с2, не менее |
Тормозной путь 5Т, м, не более |
Установившееся замедление ] уст» м/с2, не менее |
|
РУЧНОМ |
ножном |
При испытаниях |
|||||||
ноль |
I |
II |
|||||||
М! М9 |
80 |
40 |
50 |
43-12 |
7,0 |
52,1 |
5,6 |
— |
— |
Мз |
60 |
— |
70 |
32,1 |
6,0 |
38,0 |
4,-8 |
39,8 |
4,5 |
М, |
8'0 |
40 |
'5*0 |
50,7 |
5,8 |
61,7 |
4,6 |
||
■М-9 |
,__ |
— |
|||||||
м. |
60 |
— |
70 |
;ззо |
6,0 |
39,18 |
4,8 |
41,6 |
4,5 |
N, |
70 |
44,8 |
53,5 |
||||||
N? |
50 |
_ _ |
70 |
25.0 |
5,5 |
29.4 |
4,4 |
__ |
— |
Nt |
40 |
17,2 |
20,0 |
ai..o |
4,1 |
||||
N, |
70 |
4&J9 |
55,6 |
||||||
N9 |
50 |
.___ |
70 |
213,5 |
5,5 |
30,9 |
4,4 |
__ |
— |
Na |
40 |
13,4 |
21,2 |
22.2 |
4,1 |
* До 01.01.90.
С 8 ГОСТ 22895-77
Нормативы эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N и автопоездов
Таблица 2а
Наименование автотранспортного средства |
« а о о 5 |
Начальная скорость торможения Г0, км 'ч |
Усилие на органе управления Ра, кгс, не более |
Тормозной путь 5Т, м, не более |
Установившееся замедление /уст» м/с2, не менее |
Тормозной путь sr, м, не более |
Установившееся замедление 1 /уст’ t м/с2, не j менее |
Тормозной путь 5Т, м, не более |
Установившееся замедление /уст» м/с2, не менее |
||
ручном |
ножном |
При испытаниях |
|||||||||
го ъ |
I |
II |
|||||||||
Пассажирские |
Мд |
№ |
40 |
50 |
4,3.5 |
1 |
7.0 |
32, ;• |
5,6 |
||
и грузо-пассажир |
По |
60 |
— |
70 |
32,4 |
6,0 |
38,0 |
4,8 |
— |
||
ские автомобили, |
ЛЬ, |
819,8 |
4,5 |
||||||||
автобусы |
|||||||||||
Пассажирские |
Mt |
‘80 |
40 |
50 |
50,7 |
5.8 |
fill,7 |
4,6 |
|||
автопоезда |
дь |
—— |
_ |
||||||||
ЛЬ |
60 |
— |
70 |
30 0 |
6,0 |
35.8 |
4,8 |
44 6 |
4.5 |
||
Грузовые авто |
NT1 |
80 |
■31,2 |
73,5 |
|||||||
мобили |
N, |
_ |
___ |
||||||||
Nj ч |
60 |
— |
70 |
ПО? |
5.0 |
13 3 |
4,0 |
45.9 |
8 7 |
||
Грузовые авто |
Ni |
80 |
_ |
63'3 |
75,9 |
||||||
поезда, тягачами |
N9 |
__ |
, _ |
||||||||
которых являют |
N* |
63 |
— |
70 |
83/5 |
\ |
5,0 |
45,4 |
4/3 |
47,7 |
3.7 |
ся автомобили ка |
|||||||||||
тегорий: |
(Введена дополнительно, Изм. № 4).
ГОСТ 2289S—77 С. 9
Сохраните страницу в соцсетях: |
|
- Акт приема-передачи объекта социально-культурного
- Временная методика оценки жилых помещений 1995
- Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок
- Нормы обслуживания лифтов
- О государственной экологической экспертизе
- О порядке составления сметной документации
- О разработке элементных сметных норм
- Обогащение отсевов дробления каменных материалов
- Перечень документов представляемых предприятиями
- Порядок определения стоимости строительства инофирм
- Порядок проведения государственной экспертизы
- Постановление о порядке применения новых материалов
- Примерный перечень строительных машин
- Разработка единичных расценок
- Расчет затрат на службу заказчика-застройщика
- РТМ 36.6-87
- СТО БДП-3-94
- Указания по расчету и проектированию свай
- Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
- СНиП III-В.6-62
- ГОСТ 17.1.5.02-80
- ВСН 190-85
- РД 102-63-87
- ВСН 2-135-81
- ВСН 197-86
- ВСН 2-149-82
- СП 34-112-97
- ТУ 36-1180-85
- ВСН 201-86
- ВСН 31-82
- ВСН 2-127-81
- СНиП 2.04.08-87
- СНиП II-93-74
- СНиП 2.05.06-85
- ВСН 157-83
- ГОСТ Р 50647-94
- СНиП III-4-80
- ВСН 195-86
- СНиП 1.06.05-85
- СНиП 3.01.01-85
- Указания по применению ценников на пусконаладочные работы. Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого применения
- СНиП II-18-76
- Сборник 13
- СНиП 2.04.01-85
- Методические указания