Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ Р 52033-2003

Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Предлагаем прочесть документ: Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ Р 52033-2003» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.01.2004
27.03.2003 Утвержден Госстандарт России
Издан Стандартинформ
Издан ИПК Издательство стандартов
Издан ИПК Издательство стандартов
Разработан ГНЦ НАМИ
Разработан НИИАТ
Разработан ВНИИМС (ВНПО Агропромснаб )
Статус документа на 2016: Актуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

ГОСТ Р 52033-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобили с бензиновыми двигателями

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Издание официальное

БЗ 5-2002/75


ГОССТАНДАРТ РОССИИ М о с к в а

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации — Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. № 100-ст

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2003

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

Содержание

1    Область применения........................................................ 1

2    Нормативные ссылки........................................................ 1

3    Определения и обозначения.................................................. 1

4    Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха . . . . 2

5    Требования к техническому состоянию    систем    автомобиля    и двигателя.................. 3

6    Методы измерений......................................................... 4

Приложение А Условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям

настоящего стандарта ............................................ 5

Приложение Б Требования к приборам ........................................... 6

Приложение В Журнал записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям............................................. 8

Приложение Г Библиография.................................................. 8

43 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА

ОКС 43.060

Изменение № 1 ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.05.2012 № 63-ст

Дата введения 2012—07—01

Раздел 1. Третий абзац. Заменить слова: «предприятиями-изготовите-лями» на «изготовителем»;

четвертый абзац изложить в новой редакции:

«Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832».

Раздел 2 изложить в новой редакции:

«В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН № 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования».

Пункт 3.2. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем».

Пункты 3.5, 3.6 изложить в новой редакции:

«3.5 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.6 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси)».

Пункт 4.1. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем» (2 раза);

четвертый абзац изложить в новой редакции:

«- значение ипов устанавливают в пределах:

2500—3500 мин-1 для автомобилей категории Мх и N1; не оборудованных системами нейтрализации;

2000—2800 мин-1 для автомобилей категории Мх и N1; оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации».

Пункт 4.2 изложить в новой редакции:

«4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных — не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Категории и комплектация^ транспортных средств (экологический класс)2)

Дата

выпуска

Обороты холостого хода

Объемная доля СО,

%

Объемная доля СН, млн-1

М и N

До 31.12.1986

Минимальные

4,5

М1 и N1

С 01.01.1987 по 31.12.2006

Минимальные

3,5

1200

Повышенные

2,0

600

М2, М3, N2 и

N3

С 01.01.1987 по 31.12.2006

Минимальные

3,5

2500

Повышенные

2,0

1000

Мх и N1; оснащенные системами нейтрализации отработавших га-зов3) (экологические классы 2, 3, 4)

C 01.01.2007 по 31.12.2012

Минимальные

0,5

Повышенные

0,3

100

Окончание таблицы 1

Категории и комплектация1) транспортных средств (экологический класс)1

Дата

выпуска

Обороты холостого хода

Объемная доля СО,

%

Объемная доля СН, млн-1

М2, М3, N2 и

N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов2 (экологические классы 2,3,4)

C 01.01.2007 по 31.12.2012

Минимальные

0,5

Повышенные

0,3

200

М1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших га-зов3) (экологические классы 4 и выше)

C 01.01.2013

Минимальные

0,3

Повышенные

0,2

100

М2, М3, N2 и

N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 4 и выше)

C 01.01.2013

Минимальные

0,3

Повышенные

0,2

200

Пункты 4.3, 6.4.3. Исключить слово: «трехкомпонентной».

Пункт 4.3. Заменить слова: «предприятия-изготовителя» на «изготовителя» (2 раза).

Пункт 5.1. Таблицу 2 дополнить наименованием — «Система питания»:

Система автомобиля

Требования к техническому состоянию

Система питания

Комплектность (отсутствие или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не допускается);

герметичность (подтекание бензина не допускается)

Подпункт 6.1.1. Второй, третий абзацы изложить в новой редакции:

« - температура окружающего воздуха — от минус 7 °С до плюс 35 °С;

-    атмосферное давление — не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.)».

Подпункт 6.1.2. Первый абзац дополнить ссылкой: [1].

Подпункт 6.2.1. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем».

Подпункт 6.2.3 изложить в новой редакции:

«6.2.3 После прогрева двигателя проводятся следующие операции:

-    устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг»;

-    затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

-    устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;

-    подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;

-    вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;

-    полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора)».

Подпункт 6.4.1 дополнить словами: «Содержание О2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора».

Раздел 6 дополнить пунктом — 6.5:

«6.5 Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3».

Стандарт дополнить разделом — 7:

«7 Требования безопасности

7.1    В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

-    санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений — по ГОСТ 12.1.005;

-    уровень шума — по ГОСТ 12.1.003;

-    уровень вибрации — по ГОСТ 12.1.012.

7.2    При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля».

Приложение Б. Пункт Б.1.1 изложить в новой редакции:

«Б.1.1 Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2), для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0»;

пункт Б. 1.3. Заменить обозначения: «0; I или II» на «00; 0 или I»; заменить ссылку: [1] на [2];

исключить слова: «Двухканальные газоанализаторы (СО и СН) должны соответствовать приборам класса II.»;

таблица Б.1. Графа «Класс прибора». Заменить обозначения: «0; I» на «00; 0; I»; класс прибора II и соответствующие значения исключить; таблицу Б.2 изложить в новой редакции:

Т а б л и ц а Б.2

Класс

прибора

Погрешность

Пределы допускаемой погрешности1)

СО

СО2

О2

СН

00

Абсолютная2)

±0,02

±0,3

±0,1

±4

Относительная

±5 %

±5 %

±5 %

±5 %

0

Абсолютная2)

±0,03

±0,5

±0,1

±10

Относительная

±5 %

±5 %

±5 %

±5 %

I

Абсолютная2)

±0,06

±0,5

±0,1

±12

Относительная

±5 %

±5 %

±5 %

±5 %

У Абсолютная или относительная, что больше.

2) Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли углеводородов — в миллионных долях.

пункт Б.1.7 изложить в новой редакции:

«Б. 1.7 Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

-    температура окружающей среды — от 5 °С до 40 °С;

-    относительная влажность — не более 85 % без конденсации;

-    атмосферное давление — от 86,0 кПа до 106,0 кПа;

-    напряжение питания — от минус 15 % до плюс 10 % от номинального напряжения;

-    частота тока — ±2 % от номинальной частоты;

-    напряжение аккумулятора автомобиля:

-    аккумуляторы 12 В — от 9 В до 16 В,

-    аккумуляторы 24 В — от 16 В до 32 В»; пункт Б.1.8 исключить.

Приложение В изложить в новой редакции:

«ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое)

Форма журнала записи результатов проверок автомобилей на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси двигателя

Дата проверки

Модель автомобиля, экологический класс

Государственный

регистрационный

знак

Дата выпуска

Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, %, углеводородов, млн-1 и значение Я

Подпись проводившего проверку

Заключение

Нормативные

требования

Результаты

измерения

СО

СН

Я

СО

СН

Я

n

мин

n

пов

n

мин

n

пов

n

пов

n

мин

n

пов

n

мин

n

пов

n

пов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

П р и м е ч а н и е — Измеренные концентрации СО и СН в отработавших газах автомобилей (а также значения Я) фиксируются в графах 10—14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 делается запись — «норма». При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись «не соответствует» и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения неисправностей, вызывающих повышенные выбросы.

Приложение Г изложить в новой редакции:

«ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное)

Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями

Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.

Т а б л и ц а Г.1

Экологический

класс

Категории автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями

Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ

2

Мх и М2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН № 83-04 [3], уровень выбросов В

N1

Правила ЕЭК ООН № 83-04 [3], уровень выбросов В, или СО — 55 г/кВт-ч, СН — 2,4 г/кВт-ч, окислов азота NOх — 10 г/кВт-ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ЕSC)

Мх максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3

СО — 55 г/кВт-ч, СН — 2,4 г/кВт-ч, окислов азота NO)( — 10 г/кВт-ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ЕSC)

3

М1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов А

N1

Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов А, или СО — 20 г/кВт-ч, СН — 1,1 г/кВт-ч, окислов азота NOjj — 7 г/кВт-ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ЕSC)

М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,

N2 и N3

СО — 20 г/кВт-ч, СН — 1,1 г/кВт-ч, окислов азота NO)( — 7 г/кВт-ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ЕSC)

Окончание таблицы Г.1

Экологический

класс

Категории автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями

Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ

4

М1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов В

N1

Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов В, или СО — 4 г/кВт-ч, СН — 0,55 г/кВт-ч, окислов азота NOх — 2 г/кВт-ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ЕSC)

М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,

N2 и N3

СО — 4 г/кВт-ч, СН — 0,55 г/кВт-ч, окислов азота NOх — 2 г/кВт-ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ЕSC)

5

М1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1

Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6]

Стандарт дополнить элементом — «Библиография»:

«Библиография

[1]    ПР 50.2.006—94    Государственная    система    обеспечения    единства

измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2]    OIMLR 99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for

measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)

[3] Правила ЕЭК ООН № 83-04

[4] Правила ЕЭК ООН № 49-03

[5] Правила ЕЭК ООН № 83-05

[6] Правила ЕЭК ООН № 83-06

Единообразные    предписания,    касающиеся

официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

Единообразные    предписания,    касающиеся

официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

Единообразные    предписания,    касающиеся

официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

Единообразные    предписания,    касающиеся

официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя»


Библиографические данные. Ключевые слова дополнить словами: «бензиновые двигатели, газоанализаторы»;

заменить слово: «углеводороды» на «углеводород».

(ИУС № 7 2012 г.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобили с бензиновыми двигателями ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Motor vehicles with petrol engines. Emission of the exhaust gas pollutants.

Norms and methods of the control for estimation of technical condition

Дата введения 2004—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыши двигателями (далее — автомобили) категорий Mj, М2, М3, Nj, N2, N3j\ оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленный предприятиями-изготовителями.

Настоящий стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссышка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН № 83) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

3    Определения и обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1    автомобили, находящиеся в эксплуатации: Автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2    рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего двигателя.

3.3    коэффициент избытка воздуха, X: Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4    система нейтрализации отработавших газов: Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

Издание официальное

3.5    двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: Система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.

3.6    трехкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: Система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха X), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.

3.7    диагностический индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями «Проверь двигатель» («Check engine»), «Обслужи двигатель» («Service engine soon») и т. п., информирующий водителя

о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8    встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

4 Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха

4.1    Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (имин) и повышенной (ипов) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных предприятием — изготовителем автомобиля.

При отсутствии данных, установленных предприятием — изготовителем автомобиля:

-    значение имин не должно превышать:

1100 мин-1 для автомобилей категорий Mj и Nj,

900 мин-1 для автомобилей остальных категорий;

-    значение ипов устанавливают в пределах:

2500—3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации,

2000—3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1, оборудованных системами нейтрализации,

2000—2800 мин-1 для автомобилей остальныгх категорий независимо от их комплектации.

4.2    Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах данных, установленных предприятием — изготовителем автомобиля, но не более значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Комплектация автомобиля1^

Частота вращения коленчатого вала

Оксид углерода, объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, млн-1

Автомобили категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, произведенные до 01.10.1986 г.

Л

мин

4,5

_

Автомобили категорий М1 и N1, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов2)

л

мин

3,5

1200

лпов

2,0

600

Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов2

л

мин

3,5

2500

лпов

2,0

1000

Автомобили категорий М1 и N1, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов

л

мин

1,0

400

л

лпов

0,6

200

Окончание таблицы 1

Комплектация автомобиля1^

Частота вращения коленчатого вала

Оксид углерода, объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, млн-1

Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов

п

мин

1,0

600

ппов

0,6

300

Автомобили категорий Mj и Nj с трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования3)

п

мин

0,5

100

ппов

0,3

100

Автомобили категорий М2, М3, N2, N3 с трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагности-рования3)

п

мин

0,5

200

ппов

0,3

200

В эксплуатационных документах автомобиля предприятие-изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее — вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха X.

2)    Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативные значения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах установлены технологическими нормами предприятия-изготовителя.

3)    Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3.

4.3    Значение коэффициента избытка воздуха X в режиме холостого хода на ипов у автомобилей, оборудованных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем. Если данные предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха X должно быть от 0,97 до 1,03.

4.4    Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

5 Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя

5.1 Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2

Система автомобиля

Требования к техническому состоянию

Система выпуска отработавших газов

Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается); герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, а для автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, не допускаются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)

Окончание таблицы 2

Система автомобиля

Требования к техническому состоянию

Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов

Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода и т. п. не допускается)

Система вентиляции картера

Комплектность; герметичность (рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя, утечка картерных газов через различные неплотности в атмосферу не допускаются)

Встроенная система диагностирования двигателя

Функционирование диагностического индикатора соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен)

5.2 Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в приложении А.

6 Методы измерений

6.1    Общие требования

6.1.1    Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

-    температура окружающего воздуха — от минус 10 до плюс 35 °С;

-    атмосферное давление — от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.).

6.1.2    При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее — приборы), соответствующие требованиям приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке.

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия — изготовителя прибора.

6.2    Подготовка к проведению измерений

6.2.1    Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной предприятием-изготовителем измерения не проводят.

6.2.2    Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3    После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к измерениям в следующем порядке:

-    устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

-    затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

-    подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);

-    вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);

-    полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3    Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1    Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

6.3.2    Измерения проводят в следующем порядке:

-    запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до ипов и работают в этом режиме не менее 15 с;

-    отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

-    устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя ипов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

6.4 Проведение измерений на автомобилях, оснащеннык системами нейтрализации отработавших

газов

6.4.1    Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и СО2.

6.4.2    Измерения выполняют в следующем порядке:

-    запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до ипов, выдерживают этот режим в течение 2—3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С — 4—5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха X;

-    устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя имин (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на имин следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме ипов.

6.4.3    На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

-    при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

-    после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания

1    При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2    При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3    Результаты измерений регистрируют в журнале (приложение В).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(рекомендуемое)

Условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта

Проверки могут быть проведены:

-    на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

-    при сертификационных испытаниях;

-    при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

-    на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

-    на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Требования к приборам Б.1 Метрологические и технические характеристики газоанализаторов

Б.1.1 Применяют для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:

-    не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными (окислительными) системами нейтрализации — двухканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на гексан;

-    оснащенных трехкомпонентными системами нейтрализации — четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2).

Четырехканальные газоанализаторы могут быть также использованы для проведения измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными системами нейтрализации.

Б.1.2 Применяют для измерения содержания:

-    СО, СН и СО2 в отработавших газах — газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;

-    О2 — электрохимический сенсор.

Б. 1.3 Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, СО2 и О2, должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 0; I или II в соответствии с классификацией, изложенной в [1]. Двухканальные газоанализаторы (СО и СН) должны соответствовать приборам класса II.

Б.1.4 Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5 Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

Таблица Б.1

Класс прибора

Диапазон измерений, объемная доля

СО, %

СО2, %

О2, %

СН, млн 1

0; I

0—5

0—16

0—21

0—2000

II

0—7

0—16

0—21

0—3000

Б. 1.6 Пределы допускаемой абсолютной (А) или относительной (8) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

Таблица Б.2

Класс

Погрешность

Пределы допускаемой погрешности1^

СО

СО2

О2

СН

0

Абсолютная3)

± 0,03

± 0,5

± 0,1

± 10

Относительная

± 3 %

± 4 %

± 3 %

± 5 %

I

Абсолютная2)

± 0,06

± 0,5

± 0,1

± 12

Относительная

± 4 %

± 4 %

± 4 %

± 5 %

II

Абсолютная2

± 0,2

± 1

± 0,2

± 20

Относительная

± 6 %

± 6 %

± 6 %

± 6 %

j) Абсолютная или относительная, что больше.

Б.1.7 Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

-    температура окружающего воздуха — (20 ± 5) °С;

-    относительная влажность воздуха — (65 ± 15) %;

-    атмосферное давление — (101,3 ± 1,5) кПа;

-15^

- напряжение питания — 220 В

1+10>

Б.1.8 Нормы дополнительных погрешностей газоанализаторов, обусловленных изменениями каждой из влияющих величин по Б.1.7, должны быть в пределах, установленных стандартами или техническими условиями на газоанализаторы конкретных типов.

Б. 1.9 Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент X по формуле

Hcv    3,5    °cv

4 ' 3,5 + JC0i - 2


[С02] +Icmi + [О 2] +


[С°2


X =


([С°2] + [СО])

, (1)


([С°2] + [СО] + (К1 [СН]))

1 + HcV - °£V

где [С°2], [СО], [°2] — объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;

Hcv — отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине, Hcv = 1,7261; °cv — отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине, Ocv = 0,0176; К — поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан. Kj = 6■ 10 4, если сумма углеводородов выражена в объемных долях (млн-1) гексана. Значение Kj может быть уточнено изготовителем прибора;

[СН] — объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, млн-1.

Б. 1.10 Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:

-    30 — для каналов измерения СО, СО2 и СН;

-    60 — для канала измерения О2.

Б.1.11 Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей:

-    для четырехканальных газоанализаторов:

СО — 0,3 % — 5 %;

СО2 — 4 % — 16 %;

СН — 100—2000 млн-1;

О2 — 0,5 % — 20,9 %;

газ-разбавитель — азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);

-    для двухканальных газоанализаторов:

СО — 0,5 % — 7 %;

СО2 — 4 % — 16 %;

СН — 100—2500 млн-1; газ-разбавитель — азот или воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более j/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до j/2.

Б. 1.12 Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2 Требования к тахометрам

Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200 мин-1 и от 0 до 6000 мин-1 с погрешностью не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.

Б.З Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более ± 2,5 °С.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(рекомендуемое)

Журнал записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям

Дата измерения

Модель автомобиля

Регистрационный знак

Комплектация автомобиля

Содержание вредных выбросов в отработавших газах

Личная подпись

Примечание

до регулировки

после регулировки

по норме

Оксид

углерода

Угле

водороды

Коэффициент X

Оксид

углерода

Угле

водороды

Коэффициент X

Оксид

углерода

Угле

водороды

Коэффициент X

п

мин

Ппов

п

мин

Ппов

п

мин

Ппов

п

мин

Ппов

п

мин

ппов

п

мин

ппов

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное)

Библиография

[1] International Standard/Recommendation ISO 3930/OIMLR99, Edition 2000 Instruments for measuring vehicle exhaust emissions

УДК 629.436.068:629.1.056:006.354    OKC    43.060    Д24    ОКП    45 1000

Ключевые слова: автомобили, отработавшие газы, загрязняющие вещества, нормы, оксид углерода, углеводороды, система нейтрализации

Редактор Л.В. Афанасенко Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка С.В. Рябовой

Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 04.04.2003. Подписано в печать 06.05.2003. Усл.печ.л. 1,40. Уч.-изд.л. 1,05.

Тираж 1000 экз. С 10536. Зак. 397.

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. http://www.standards.ru    e-mail:    info@standards.ru

Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник”, 105062 Москва, Лялин пер., 6.

Плр № 080102

1

   Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением Г.

2

   Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3.

3

Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли углеводородов — в миллионных долях.

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ