Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

СН 213-73*

Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений

Заменяет СН 213-62

Предлагаем прочесть документ: Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений. Если у Вас есть информация, что документ «СН 213-73*» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.01.1974
Добавлен в базу: 01.09.2013
31.10.1973 Утвержден Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
Издан Стройиздат
Статус документа на 2016: Актуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

 

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ И СМЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

СН 213-73*

 

Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного
комитета Совета Министров СССР по науке и технике
от 31 октября 1973 г.
для введения в действие с 1 января 1974 г.

 

 

 

Москва Стройиздат 1977

 

Инструкция утверждена Госстроем СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» для введения в действие с 1 января 1974 г. и издается взамен СН 213-62.

Документ предназначен для инженерно-технических работников, проводящих экспертизу проектов и смет на строительство, а также для проектных и строительно-монтажных организаций.

В настоящем издании Инструкции учтено изменение № 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР и ГКНТ от 31 декабря 1975 г. № 249/586, касающееся проведения экспертизы проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на компенсационной основе.

 

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике

Строительные нормы и правила

СН 213-73

Инструкция
о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция утверждена во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» и устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений.

1.2. Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений и должна проводиться на высоком научно-техническом уровне с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) по этим проектам предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции, а также отвечали другим требованиям, предусмотренным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390.

 

Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 31 октября 1973 г.

Срок введения -
1 января 1974 г.

 

1.3. Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений за границей при техническом содействии СССР производится в порядке, утвержденном постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям от 30 ноября 1970 г. № 154/А1-34/5437.

1.4. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 технические (техно-рабочие) проекты и сводные сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений до их утверждения подвергаются государственной экспертизе в следующем порядке:

а) проекты и сметы на строительство (реконструкцию) объектов, которое осуществляется за счет централизованных финансовых средств, при сметной стоимости 4 млн. руб. и выше подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам) и госстроями союзных республик (проекты и сметы, подлежащие утверждению Советами Министров союзных республик);

подпукт а. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)

б) проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений подлежащие утверждению Советом Министров СССР, после экспертизы их в министерстве, ведомстве СССР представляются министром, руководителем ведомства на экспертизу в Госстрой СССР, а также в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике [проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий].

Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет экспертизу технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и представляет свое заключение в Госстрой СССР.

Госстрой СССР осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом заключения экспертизы Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике по технологической части проектов и представляет согласованное с ним заключение по проекту в Совет Министров СССР и соответствующее министерство (ведомство).

Порядок осуществления экспертизы технических (техно-рабочих) проектов и сводных смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений сметной стоимостью до 3 млн. руб. устанавливается:

министерствами и ведомствами СССР – по всем входящим в их систему стройкам;

советами министров союзных республик – по стройкам республиканских министерств и ведомств, а также по стройкам местного подчинения.

Порядок осуществления экспертизы проектно-сметной документации на объекты производственного и непроизводственного назначения, строительство которых осуществляется за счет хозрасчетного дохода коллектива предприятия и кредитов банка, устанавливается предприятиями (объединениями). Органы государственной экспертизы проектов и смет могут привлекаться предприятиями (объединениями) для выполнения соответствующих работ и оказания методологической помощи на взаимно согласованных условиях с оплатой работ (услуг) за счет хозрасчетного дохода предприятия (объединения).

Технические (техно-рабочие) проекты на строительство водохозяйственных объектов и на комплексное строительство объектов по орошению, осушению и освоению земель подвергаются экспертизе в порядке, установленном п. 25 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465.

Переутверждаемые в установленном порядке технические (техно-рабочие) проекты, проектные задания и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений подвергаются экспертизе в порядке, действующем для вновь разрабатываемых проектов и смет.

подпукт б. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)

1.5. Государственную экспертизу проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, осуществляет Госстрой СССР независимо от сметной стоимости строительства с учетом заключений Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике о соответствии закупаемых у капиталистических стран технологических процессов, машин и оборудования современным техническим требованиям и направляет свои заключения соответствующим министерствам и ведомствам СССР.

2. ОБЪЕМ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ НА ЭКСПЕРТИЗУ

2.1. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению Советом Министров СССР, проекты и сметы на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, типовые проекты и проекты на строительство объектов жилищно-гражданского назначения представляются на экспертизу в полном комплекте, предусмотренном нормативными документами о порядке разработки проектов и смет.

Для экспертизы технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий, подлежащих утверждению Советом Министров СССР, в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике представляются общая пояснительная записка, технологическая и технико-экономическая части проекта предприятию.

2.2. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, представляются на экспертизу в следующем объеме: общая пояснительная записка, технико-экономическая часть, генеральный план и транспорт, технологическая и строительная части, организация строительства, сметная часть и паспорт проекта. Другие части проектов представляются в случае необходимости по требованию органа, осуществляющего экспертизу.

п.2.2. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 31 октября 1973 № 200/510)

2.3. Проекты и сметы, подлежащие переутверждению, представляются на экспертизу в следующем объеме: пояснительная записка к пересмотренному проекту с обоснованием внесенных в ранее утвержденный проект изменений и дополнений, чертежи на измененную и дополненную части проекта, технико-экономическая часть и смета переутверждаемого проекта, а также справка о состоянии строительства объекта.

Перечень представляемых на экспертизу материалов ранее утвержденных проектов и смет устанавливается в каждом отдельном случае органом, осуществляющим экспертизу.

2.4. Для выборочного контроля за качеством проектов и смет представляется следующая документация: общая пояснительная записка, паспорт проекта, части проекта, намеченные для проверки, документ об утверждении проекта, экспертное заключение и справка о состоянии строительства объекта.

2.5. Проекты и сметы представляются на экспертизу в объемах, указанных в пп. 2.1-2.4 настоящей Инструкции, в двух экземплярах.

3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ

3.1. При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:

а) соответствие проектов и смет планам развития народного хозяйства, задачам научно-технического прогресса, а также схемам развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, схемам развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектирования и строительства объектов. основным техническим направлениям в проектировании предприятий соответствующей отрасли; наличие данных о согласовании ТЭО (ТЭР) на строительство предприятий, зданий и сооружений с соответствующим Советом Министров союзной республики (без областного деления), автономной республики, исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов;

подпукт а. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)

б) экономическая целесообразность строительства нового предприятия, здания и сооружения в сопоставлении с экономической целесообразностью реконструкции, расширения или увеличения мощности действующих предприятий, зданий и сооружений;

в) прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий, зданий и сооружений по сравнению с показателями лучших отечественных и зарубежных предприятий, зданий и сооружений, а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий, зданий и сооружений соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности;

г) правильность выбора и соответствие схеме (проекту) районной планировки района и площадки для строительства предприятия, здания и сооружения или размещения предприятия в составе группы предприятий с общими объектами (промышленного узла); обеспечение наиболее эффективного кооперирования строительства общих для промышленных узлов объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций; создание единой системы бытового и других видов обслуживания работающих, а при соответствующих условиях кооперирования и основных производств, а также выбор наиболее рациональных архитектурно-планировочных и градостроительных решений при включении предприятия в состав промышленного узла;

д) обеспечение рационального использования природных ресурсов (земель, вод, лесов, недр и других природных богатств), соблюдение правил и норм по рекультивации земель; наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками, вредные воздействия радиационных и электромагнитных излучений и т.п.;

е) соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и научной организации труда, решений технологической части проекта – нормам технологического проектирования; обоснованность принятого уровня автоматизации и комплексной механизации производственных и вспомогательных процессов, а также уровня стандартизации и унификации выпускаемой продукции; степень использования попутной продукции и отходов производств;

ж) правильность выбора источников и способов снабжения предприятий сырьем, топливом, энергией, полуфабрикатами, комплектующими узлами и деталями; обеспечение трудовыми ресурсами;

з) наличие решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда, отвечающих современным требованиям и способствующих достижению высоких показателей по производительности труда;

и) правильность определения численности рабочих, инженерно-технического и административно-управленческого персонала, предусмотренных для основного и вспомогательного производств;

к) эффективность принятых систем планирования и управления предприятием, сооружением;

л) обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности;

м) соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда;

н) правильность решений генерального плана предприятия, комплекса или отдельных зданий и сооружений, их оптимальность и соответствие генеральному плану города, проекту детальной планировки и проекту застройки района строительства (поселка); наличие взаимной увязки размещения промышленного и жилищно-гражданского строительства и удобного транспортного сообщения трудящихся от места жительства к месту работы;

о) соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства; качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;

п) соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, а также технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов;

р) степень использования при разработке проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений типовых проектов и повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов, а также типовых блок-секций, типовых и унифицированных строительных конструкций и деталей;

с) оптимальность принятых решений по энерго-, водо-, газо-, паро- и теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и использованию вторичных энергоресурсов;

т) правильность определения численности населения, связанного со строительством (реконструкцией) и эксплуатацией предприятия, здания и сооружения; обеспечения этого населения жилой площадью, культурно-бытовым и другим обслуживанием;

у) соответствие архитектурных и конструктивных решений и эксплуатационных качеств объектов жилищно-гражданского строительства современным требованиям и задачам создания необходимых условий для удобства проживания, а также культурно-бытового и других видов обслуживания населения;

ф) целесообразность принятой номенклатуры и выбора типов жилых домов, блок-секций и типов гражданских зданий;

х) обоснованность очередности строительства и пусковых комплексов предприятия, здания и сооружения;

ц) соблюдение норм продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений и норм продолжительности освоения проектных мощностей, вводимых в действие предприятий;

ч) прогрессивность принятых методов организации и механизации строительства и эффективность мероприятий по снижению трудоемкости возведения зданий и сооружений; оптимальность транспортных схем по доставке строительных материалов и конструкций и обеспеченность строительства производственной базой и подсобными предприятиями;

ш) правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений, структуры капитальных вложений, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ;

щ) целесообразность проведения и обоснованность сроков выполнения предусмотренных в проектах научно-исследовательских и экспериментальных работ;

э) соответствие проектов на строительство уникальных зданий и сооружений требованиям специальных строительных технических условий, разработанных и утвержденных для упомянутых объектов строительства.

подпункт э. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 23 января 1986 № 4/13)

3.2. Для экспертизы проекта и сметы на строительство (реконструкцию) предприятия, здания и сооружения составляется план ее проведения, в котором с учетом настоящей Инструкции, а также специфики и особенности запроектированного объекта определяется круг вопросов, подлежащих проверке, устанавливаются конкретные исполнители и сроки проведения экспертизы.

4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

4.1. Сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений с момента их представления на экспертизу не должны превышать:

а) по проектам, утверждаемым министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик – 30 дней.

В отдельных случаях, по особо крупным и сложным проектам, руководители министерств и ведомств СССР или советов министров союзных республик могут увеличить срок проведения экспертизы, но не более чем на 15 дней;

б) по проектам на строительство предприятий (объектов), сооружаемых на базе комплектного импортного оборудования или по иностранным лицензиям, и по проектам на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, - 30 дней;

в) по проектам, утверждаемым в порядке, установленном министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, - 25 дней.

4.2. Срок рассмотрения проектов и смет в порядке выборочного контроля устанавливается в каждом отдельном случае руководителем органа, осуществляющего проверку, но не должен превышать 45 дней.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ И СМЕТ

5.1. В результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.

5.2. Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство (реконструкцию) предприятия, здания и сооружения должно содержать:

а) краткую характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей;

б) замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам, обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;

в) общие выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения;

г) рекомендации по внесению исправлений и дополнений в проект при последующем проектировании.

5.3. При оценке качества проектов на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений должно производиться сопоставление проектных решений и технико-экономических показателей данного проекта с лучшими решениями и показателями, достигнутыми в практике отечественного и зарубежного строительства соответствующих объектов.

5.4. Заключение экспертизы по проекту и смете подписывается руководителем подразделения и работником, возглавлявшим проведение экспертизы данного проекта.

5.5. Заключение экспертизы направляется органом, осуществившим экспертизу, инстанции, утверждающей проект, организациям, разработавшим и представившим проект и смету на экспертизу, а также в их вышестоящие организации.

5.6. Заключение по проекту и смете, рассмотренным в порядке выборочного контроля, направляется органом, осуществившим экспертизу, в инстанцию и органы, указанные в п. 5.5 настоящей Инструкции, и в необходимых случаях банку, финансирующему строительство.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения

2. Объем проектно-сметной документации, представляемой на экспертизу

3. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе

4. Сроки проведения экспертизы

5. Заключение по экспертизе проектов и смет

 

 

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ