Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ 1012-2013

Бензины авиационные. Технические условия

Заменяет ГОСТ 1012-72: Технические условия ИУС № 07-2014

Предлагаем прочесть документ: Бензины авиационные. Технические условия. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 1012-2013» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.01.2015
Статус документа на 2016: Актуальный

межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации

(МГ С)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, IVE 7ROLOGY AND CERTIFICATION _(ISC)_

ГОСТ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

1 012-

стандарт    iuiz:

2013

БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

Технические условия

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2013

ГОСТ 1012-2013

Продолжение таблицы 1

Наименование показателя

Значение показателя для марки

Метод испытания

Б-92

Б-91/115

4 Фракционный состав:

ГОСТ ISO 3405,

температура начала перегонки, °С,

ГОСТ 2177

не ниже

40

10 % отгоняется при температуре,

°С, не выше,

82

50 % отгоняется при температуре,

°С, не выше

105

90 % отгоняется при температуре,

°С, не выше

145

97,5 отгоняется при температуре,

°С, не выше

180

остаток, %, не более

1,5

потери, %, не более

1,5

5 Давление насыщенных паров, кПа

29,3-49,0

По ГОСТ 1756

6 Кислотность, мг КОН/ 100 см 3

По ГОСТ 5985,

бензина,не более

1 Л

0,3

ГОСТ 11362

7 Температура начала кристалли

По ГОСТ 5066

зации, °С, не выше

-60

(метод Б)

8 Массовая доля ароматических уг

Не нор

По ГОСТ 6994

леводородов, %, не более

мируется,

опреде

ление

обяза

тельно

35

9 Содержание фактических смол,

*

По ГОСТ 1567

мг /100 см3 бе нзи на, не б ол ее

10 Массовая доля серы, %, не более

0,03

По стандарту [2],

ГОСТ 32139, ГОСТ

32403, ГОСТ 19121

6

ГОСТ 1012-2013

Окончание таблицы 1

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

Б-92

Б-91/115

11 Испытание на медной пластинке

Выде рживает

По ГОСТ 6321

12 Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

13 Содержание механических примесей и воды

Отсутствие

По 9.5 настоящего стандарта

14 Прозрачность

Прозрачный

По 9.5 настоящего стандарта

15 Цвет

Зеленый

По 9.5 настоящего стандарта

16 Период стабильности, ч, не менее

8

12

По ГОСТ 6667

17 Плотность при 20 °С, кг/м3

Не нормируется, определение обязательно

По ГОСТ 3900

Примечания

1    Для авиационного бензина марки Б-92 допускается норма по показателю 2 «сортность на богатой смеси» не менее 100; определяется на стадии подготовки производства и гарантируется технологией производства.

2    Для обеспечения требований по показателю 16 в авиационный бензин могут быть добавлены следующие антиокислители:

2.6-ди-/7рет-бутил-4-метилф    енол;

2,4-ди метил- 6- трет- бутилфенол;

2.6-ди-трет-    бутил ф енол;

не менее 75 % 2,6-ди-А7рел>бутилфенола плюс не более 25 % смеси прет- и три-трет-

бутилфенолов;

не менее 75 % ди- и три-изопропилфенола плюс не более 25 % ди- и три-ярет-

бутилфенолов;

не менее 72 % 2,4-диметил-6-тр©г7>бутилфенола плюс не более 28 % монометил- и ди-мет ил- трет бутил ф енолов;

параоксидифениламин;

N, N-ди-изопропил-пара-ф енилецциамин;

N, N - ди- втор- бут ил- п ар а- ф енип ецциамин.

Предельная концентрация антиокислителя составляет 50 мг/кг.

7

ГОСТ 1012-2013

5 Красители

5.1 Для окрашивания этилированных бензинов добавляют красители, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Марка Цвет

Наименование красителя

Масса красителя, мгна 1 кг бензина

Б-92 Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж

или жирорастворимый зеленый ан-

трахиноновый

6,0 ±0,1

Б-91/115 Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж

или жирорастворимый зеленый ан-

трахиноновый

6,0 ±0,1

Примечания

1 Интенсивность окраски (концентрация красителя) изготовитель определяет по

ГОСТ 20924.

2 При применении жирорастворимого зеленого анграхинонового красителя допускается цвет бензина зеленый с синеватым оттенком.

6 Требования безопасности

6.1    Авиационный бензин до этил и ров ани я является мало опасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

6.2    Требования к предельно допустимым концентрациям авиационных

бензинов в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов

хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и

контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в

соответствии с утвержденными нормативными документами.

8

ГОСТ 1012-2013

6.3    Постоянный контакт кожных покровов с авиационными бензинами может вызвать острые воспаления и хронические экземы. Вдыхание паров авиационных бензинов оказывает вредное воздействие на кроветворные органы.

6.4    Компонент бензина тетраэтилсвинец - сильный яд, обладающий выраженным кумулятивным действием, вызывает нарушения центральной нервной системы, оказывает аллергическое воздействие, относится к 1-му классу опасности, предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны - 0,005 мг/м^ в соответствии с ГОСТ 12.1.005.

6.5    Авиационные бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, взрывоопасная концентрация паров которой в смеси с воздухом составляет 6 %.

Температура самовоспламенения авиационных бензинов - от 380 °С до 475 °С, температура вспышки - от минус 34 °С до минус 38 °С, область воспламенения -0,98 % об-5,48 % об.; температурные пределы воспламенения: нижний-от минус34 °С до минус 38 °С, верхний - от минус 10 °С до плюс5 °С.

При возгорании авиационных бензинов применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену, при обьемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ и перегретый пар.

6.6    В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается использовать открытый огонь, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении.

При работе с авиационными бензинами не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

6.7    Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования авиационных бензинов, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

ГОСТ 1012-2013

6.8    Помещения, в которых проводят работы с авиационными бензинами, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021.

Места возможного выделения химических веществ в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.

6.9    Оборудование и аппараты процессов слива и налива авиационных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензинов в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду.

6.10    При разливе авиационных бензинов необходимо собрать их в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с утвержденными санитарными нормами.

6.11    При работе с авиационными бензинами применяют средства индивидуальной защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и утвержденным типовым отраслевым нормам.

В местах с содержанием паров авиационных бензинов, превышающим ПДК, разрешается работать только с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующих противогазов с коробкой марки БКФ или ДОТ-600, долговременно - шланговых противогазов марки ПШ-1 или аналогичных им, указанных в ГОСТ 12.4.034.

6.12    При работе с авиационными бензинами необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании авиационных бензинов на открытые участки тела необходимо их удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть глаза теплой водой.

10

ГОСТ 1012-2013

6.13 Все работающие с авиационными бензинами должны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями органов здравоохранения.

7    Требования охраны окружающей среды

7.1    Основным средством охраны окружающей среды от вредных воздействий авиационных бензинов является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением авиационных бензинов, а также строгое соблюдение технологического режима.

7.2    При производстве, хранении и применении авиационных бензинов должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание бензинов в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

7.3    Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть предусмотрен контроль за содержанием выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

8    Правила приемки

8.1    Авиационные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспорт продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.

8.2    Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом, должен содержать:

-    наименование и обозначение марки авиационного бензина;

-    наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

11

ГОСТ 1012-2013

-    обозначение настоящего стандарта;

-    нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие авиационного бензина данной марки требованиям настоящего стандарта технического регламента [3]*;

-    дату выдачи и номер паспорта;

-    подпись лица, оф ормившего паспорт;

-    сведения о декларации соответствия (при наличии);

-    сведения о наличии или отсутствии в авиационном бензине присадок

8.3    Сопроводительную документацию на партию авиационного бензина, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

8.4    При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии.

Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

8.5    При разногласиях в оценке качества авиационных бензинов следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

9 Методы испытаний

9.1 Отбор проб проводят по ГОСТ 2517. Обьем объединенной пробы -10 дм3.

Пробу бензина на случай разногласий в оценке качества отбирают в тару из темного стекла.

‘Действует на территории стран-участников Таможенного союза.

ГОСТ 1012-2013

9.2    При определении сортности авиационного бензина по ГОСТ 3338 допускается использовать этиловую жидкость (ТЭС) зарубежного производства.

9.3    Содержание свинца в авиационном бензине, полученное по ГОСТ 28828, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца С*, г/1 кг бензина, по формуле

с, =С 1-561 1000,    (1)

р

где С-содержание свинца в авиационном бензине по ГОСТ 28828, г/дм3;

1 561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец; р-плотность авиационного бензина, кг/м3

9.4    Теплоту сгорания определяют на месте производства авиационного бензина не реже одного раза в месяц.

9.5    Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в авиационном бензине определяют визуально.

Авиационный бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40 - 55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.

10 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

10.1 Упаковка, маркировка транспортирование и хранение авиационных бензинов - по ГОСТ 1510.

При хранении, транспортировании и обращении с авиационными бензинами должны соблюдаться действующие санитарные правила и инструкции.

Маркировку, характеризующую транспортную опасность авиационных бензинов, проводят в соответствии с правилами перевозки грузов [4] - [6].

Маркировка, характеризующая транспортную опасность авиационных бензинов, в соответствии с ГОСТ 19433: класс - 3, подкласс - 3.1, знак опасности - по рисункуЗ, классификационный шифр - 3111.

13

ГОСТ 1012-2013

11 Гарантии изготовителя

11.1    Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

11.2    Гарантийный срок хранения авиационных бензинов - 5 лет со дня изготовления.

14

ГОСТ 1012-2013

Приложение А (справочное)

Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)

Таблица А1

Марка бензина

Код ОКП

Б-92

025111

Б - 91 /115

025111

15

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"