Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ 20306-90

Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний

Действие завершено 01.09.2012
Утратил силу в РФ
Заменяет ГОСТ 20306-85

Документ «Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний» завершил свое действие.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.01.1992
Заверение срока действия: 01.09.2012
20.12.1990 Утвержден Госстандарт СССР
Издан Издательство стандартов
Разработан Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
Статус документа на 2016: Неактуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 24

Страница 25

Страница 26

Страница 27

Страница 28

Страница 29

Страница 30

Страница 31

Страница 32

Страница 33

Страница 34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 20306-90

Издание официальное

БЗ 8-90/707


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

М о с к в а

УДК 629.11.07.001.4:006.354    Группа    Д29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Методы испытаний    ГОСТ

Motor vehicles. Fuel economy.    20306    90

Test methods

ОК.П 45 1000. 45 2000

Дата ■ведения 01.01.(2

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС) всех типов, за исключением внедорожных.

Требования настоящего стандарта являются обязательными, за исключением требований п. 2.5.1.1.

I. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Устанавливаются следующие показатели и характеристики топливной экономичности АТС:

1.1    — контрольный расход топлива;

1.2    — расход топлива в магистральном цикле на дороге;

1.3    -расход топлива в городском цикле на дороге;

1.4    —расход топлива в городском цикле на стенде;

1.5    — топливная характеристика установившегося движения;

1.6    —топливно-скоростная характеристика на магистральнохолмистой дороге.

Применяемость показателей и характеристик по видам испытаний и типам АТС определяется соотпегствующими программами испытаний.

Пояснения терминов, применяемых з настоящем стандарте, приведены в приложении 1.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Требова ния к объекту испытаний

2.1.1.    АТС, предназначенное для испытаний, должно быть исправным, укомплектованным и заправленным ГСМ в соответствии

Издание официальное

© Издательство стандартов, 1991

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично поспроизяеден, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта СССР

2-S8

С. 2 ГОСТ 203М-90

с нормативно-технической документацией. Двигатель, агрегаты и шины должны пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя и иметь пробег (включая обкатку) не менее 3000 км.

2.1.2.    Шины не должны иметь повреждений и износ протектора более 50%. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя.

Давление следует измерять и регулировать на «холодных» шинах. В процессе испытаний АТС регулировка давления не допускается.

2.1.3.    Окна и вентиляционные люки при проведении испытаний должны быть закрыты, мягкий откидной верх или тент должен находиться в рабочем положении. При испытаниях АТС на стенде с беговыми барабанами диаметром менее 500 мм давление в шинах допускается повышать на 30—60%. Агрегаты и механизмы АТС, не применяемые во время движения пс дорогам с усовершенствованным покрытием (дополнительный о ведущий мост, коробка отбора мощности и др.), должны быть выключены; н раздаточной коробке должна быть включена повышающая передача.

2.1.4.    Устройство для подогрева воздуха системы питания, не имеющее автоматического управления, должно быть в положении «Лето*. Системы отопления и кондиционирования воздуха должны быть выключены. Допускается использование этих систем при сравнительных испытаниях зимой.

2.1.5.    Перед стендовыми испытаниями АТС должно находиться на отстое не менее б ч при температуре воздуха 20—30“С.

2.2. Масса груза

2.2.1.    При испытаниях должна применяться:

полная масса груза —для АТС полной конструктивной массой более 3,5 т;

половина полной массы груза, но не менее 180 кг —для АТС полной конструктивной массой до 3,5 т;

100 кг — при определении показателя 1.4 для легковых автомобилей (включая полноприводные) и автобусов (кроме полноприводных) полной конструктивной массой до 5,5 т.

2.2.2.    В качестве груза следует применять негигроскопичный балласт или натуральные грузы для грузовых автомобилей и автопоездов и манекены или балласт (мешки с сыпучими наполнителями) для легковых автомобилей и автобусов. Допускается применять в качестве балласта гигроскопичные грузы при условии их надежной защиты от атмосферных воздействий.

Балласт (манекены) должны быть надежно закреплены. Массу водителя и контролера, а также массу оборудования и креплений необходимо включать в массу груза.

ГОСТ ifosoe^w С. 3

2.3.    Измерительные дорожные участки ‘ ‘

2.3.1.    Измерительные дорожные участки должны быть прямолинейными, горизонтальными, с цементно- или асфальто-бетовным гладким, сухим и чистым покрытием (допустимы продольные уклоны не более 0,5% на участках длиной не более 50 м, поперечные уклоны не более 3%) и иметь длину не меиее: 1000 й для показателей 1.1 и 1.5; 4000 м для показателей 1.2 и 1.3. Подъездные дорожные участки должны иметь аналогичное покрытие и длину; достаточную для разгона и стабилизации максимальной скорости АТС. Для приемочных испытаний используется динамометрическая дорога автополнгона НАМИ.

2.3.2.    Измерительный дорожный участок для определения показателя 1.6 должен быть расположен на высоте над уровнем моря не более 1000 м, иметь длину 13—15 км, переменный продольный профиль с чередующимися подъемами и спусками длиной до 600—800 м и продольными уклонами до 4%; радиусы кривых в плане не менее 1000 м. Концы измерительного участка должны быть расположены на одной высоте над уровнем моря (допускаемое отклонение ±0,1% длины измерительного участка). Подъездные дорожные участки должны иметь усовершенствованное покрытие. Для приемочных нснытаний используется скоростная дорога автополигона НАМИ.

2.4.    Средства измерений

2.4.1.    Средства измерений для дорожных испытаний.

2.4.1.1.    Средства измерений для дорожных испытаний должны быть компактными, простыми в установке и пользовании, вибро-стойкими; должны обеспечивать необходимую пропускную способность топлива и требуемую точность измерений при температуре воздуха от минус 40°С до плюс 40°С на всех режимах движения АТС, включая максимальную скорость; установка их на АТС не должна влиять на сопротивление движению.

2.4.1.2.    Погрешность средств измерений не должна превышать приведенных ниже значений:

Таблица I

Гоки*т<л*

Погрешность, и* бол**

Расход топлива

1%

Путь и время

0.5%

Скорость движения

1%

Частота вращения коленчатого вала двигателя

1%

Скорость ветра

0.5 м/с

Температура воздуха н топлива

1*С

Атмосферное дарение

2.6 гПа (2 мм рт. ст.)

Относительная влажность воздуха

7%

Масса АТС

0.3%

2*

С 4 ГОСТ 20306-90

2.4.1.3. Средства измерений должны устанавливаться на АТС и использоваться с соблюдением требований инструкции по их эксплуатации.

2.4.2. Стенд с беговыми барабанами

2.4.2.1. Стенд должен быть оборудован тормозным устройством, обеспечивающих! возможность воспроизведения сопротивлений движению АТС с точностью +3% при скоростях, равных или выше 50 км/ч, стабильность, а также возможность поддерживать выбранную поглощаемую мощность на постоянном уровне (точность + 1%) в сечение всего периода испытаний при заданной скорости.

Допустимые погрешности при измерении: скорости +0,5 км/ч (дли скоростей более 10 км/ч); пройденного пути +0,3%; расхода топлива +1%.

Точность любого дополнительного устройства управления должна позволять соблюдать допуски на ездовой цикл, указанные на графике (черт. 6).

Должна быть обеспечена возможность одновременного включения устройств для измерения расхода топлива, пройденного пути и времени.    '/

Если используемый стенд не обеспечивает возможности соблюдения указанные выше требований по сопротивлениям движению, то допускается использование стенда с приведенными ниже характеристиками.

Поглощаемая мощность стенда (.VCI(«)), кВт, включая потери в механизмах стенда, должна отвечать условиям:

при и>12 км/ч; ^«„ = *^±0,05 A'»J:t-0,05 Л'е„8о>; при и*£12 км/ч; Л/„,г)~0-Ч/С12»+0,05/(123 + 0,05 где о — условная скорость АТС на стенде, км/ч;

N„dO) — мощность, поглощаемая нагрузочным устройством н в результате трения вращающихся деталей стенда при скорости 50 км/ч, кВт;

JC—постоянный коэффициент, определяемый из условия А?ем50,-=/С50».

2.4.2.2. Стенд должен быть оборудован регулировочным устройством, позволяющим имитировать инерционные сопротивления при разгонах АТС, системой охлаждения узлов и агрегатов АТС, а также системой удаления отработавших газов. Суммарный момент инерции вращающихся частей стенда должен соответствовать весовой категории АТС с точностью ±20 кг. Противодавление, создаваемое системой удаления отработавших гаэов, не должно превышать 736 Па (75 мм вод. ст.). Контролировать значение противодавления следует во время предварительных испытаний на постоянных режимах, предусмотренных городским циклом испытаний иа стенде с беговыми барабанами.

ГОСТ 20306-90 С. 8

2.4.2.3. Стенд должен быть оборудован прибором, задающим программу движения, и счетчиком пути. Условную скорость определяют по частоте вращения барабана, связанного с энергопоглощающим устройством, а условный путь —по суммарному числу оборотов этого барабана. Точность измерения скорости должна быть не менее ±1км/ч, точность измерения пути не менее ±10 м на расстоянии 4052 м (путь, эквивалентный четырем циклам).

2 4.2.4. Регулировку тормоза стенда осуществляют таким образом, чтобы при скорости движения 50 км/ч мощности сопротивления движению АТС на горизонтальной дороге N н на стенде Лг не отличались более чем на ±5%. Указанные мощности определяют инерционным методом путем выбега АТС на дороге и на стенде в интервале скоростей 60— 40 км/ч. При этом определяют время замедления со скорости 55 км/ч до 45 км/ч. Мощность сопротивления {Nt), кВт, рассчитывают по формуле

где m — контрольная масса при дорожных испытаниях или весовая категория при испытаниях на стенде, кг (обязательное приложение 2, разд. 7); t — время замедления, с;

t>i, v3 — соответственно начальная и конечная скорости, м/с.

Допускаются другие методы определения мощности сопротивлений движению, дающие эквивалентные результаты.

2.5. Атмосферные условия

2.5.1.    При дорожных испытаниях АТС должны соблюдаться следующие требования:

скорость ветра не более 3 м/с (при порывах до 5 м/с);

отсутствие осадков; атмосферное давление —не менее 910 гПа (683 мм рт. ст.);

относительная влажность воздуха не выше 95%;

температура воздуха не ниже 3°С.

2.5.1.1.    Допускается проведение испытаний АТС (кроме межведомственных, приемочных и предварительных) при температурах ниже-3°С с последующей корректировкой результатов согласно рекомендуемому приложению 4.

2.5.1.2.    Включение в нормативно-техническую документацию показателей 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 и 1.6, полученных в результате корректировки результатов испытаний при температуре ниже 3°С (приложение 4) не допускается.

2.5.2.    При стендовых испытаниях АГС должны соблюдаться требования:

атмосферное давление и относительная влажность воздуха согласно п. 2.5.1;

температура воздуха должна быть в пределах 20—30°С.

С. 6 ГОСТ 20306-90

2.53. Плотность воздуха (di), кг/мэ, при испытаниях рассчи-5ают по формуле

d^d*-

тывают по формуле

Л' т< н\

где d0— плотность воздуха при нормальных атмосферных условиях, равная 1,189 кг/м3;-Я| — атмосферное давление при проведений испытаний, гПа; Г, — температура при проведении испытаний, К.

При этом d, не должна отличаться более чем на 7,5% от d0.

Нормальными атмосферными условиями являются:

атмосферное давление //о= 1000 гПа (750 мм рт. ст.);

температура Гр=293 К.

2.5.4. Соответствие атмосферных условий при проведении испытаний требованиям пп. 2.5.1—2.5.3 проверяют перед началом и в конце испытаний непосредственно в зоне расположения измерительного участка дороги или в рабочем помещении стенда.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ

3.1.    Общие положения

3.1.1.    Перед испытаниями по показателям 1.1, 1.5 и 1.6 агрегаты и узлы АТС следует прогреть пробегом не менее 50 км при скорости движения не ниже 2/э максимальной. При вынужденных простоях АТС в процессе испытаний и снижении температуры агрегатов и узлов необходимо восстановить тепловое состояние дополнительным пробегом.

Перед испытаниями по показателям 1.2 и 1.3 тепловой режим агрегатов и узлов АТС должен быть доведен до рабочего состояния пробегом не менее 30 км при скорости движения не менее а/з максимальной и последующим двухкратным проездом измерительного участка с соблюдением заданных в ездовых циклах режимов движения.

3.1.2.    Перед испытаниями должно быть проверено отсутствие повышенных сопротивлений движению АТС измерением пути выбега со скорости 50 км/ч. Результаты следует оценивать положительно, если измеренный путь выбега не менее заданного в НТД. Если путь выбега получен при температуре воздуха ниже 3*С, то его следует скорректировать согласно приложению 4.

3.1.3.    Испытательные заезды на дороге следует проводить в противоположных направлениях движения не менее двух раз в каждом направлении. На кольцевой дороге допускается проводить заезды в одном направлении.

В каждом направлении следует определять время прохождения измерительного участка и количество израсходованного топ-

ГОСТ 20308-90 С. 7

дива. Результаты измерений следует зафиксировать в протоколе испытаний.

Измерения следует повторить, если разница между полученными результатами в любых двух заездах превышает 5% большего значения. За результаты измерения следует принимать среднее арифметическое зачетных заездов.

3.1.4. Ездовые циклы на дороге (показатели 1.2 и 1.3) следует выполнять при соблюдении следующих требований:

режим разгона с места следует начинать с передачи, используемой при трогании с места и осуществлять при полной подаче топлива;

при движении с постоянной скоростью отклонение от заданной скорости не должно превышать ± 1 км/ч.

Если заезд в соответствии с операционной картой надо начинать со скорости, отличной от нуля, то она должна быть установлена до начала измерительного участка;

движение с постоянной скоростью следует выполнять на возможно более высокой передаче, на которой минимальная устойчивая скорость не превышает текущую, а частота вращения коленчатого вала двигателя при этой скорости превышает минимальную не менее чем на 200 мин-1. Высшую передачу следует включать при скорости движения свыше 40 км/ч;

разгон в интервалах заданных скоростей следует начинать на одной из наиболее низких передач,' на которой номинальная скорость больше начальной скорости разгона не менее чем на 10 км/ч.

В многоступенчатой коробке передач следует использовать наиболее выгодные по режимам движения передачи.

При наличии автоматического управления трансмиссией избиратель скорости должен стоять в положении «Движение».

Отклонение от заданных режимов переключения передач следует зафиксировать в протоколе испытаний.

Если интенсивность разгона АТС такова, что оно не может достигнуть заданной скорости на заданном участке пути, то движение следует продолжать с соблюдением последующего графика заданных скоростей, указанных в приложении 2.

Режим замедления при торможении двигателем в заданном интервале скоростей и на заданном пути необходимо выполнять при отпущенной педали подачи топлива (принудительный холостой ход) на включенной передаче. Если заданная скорость достигается на меньшем участке пути, то надо продолжать движение с этой скоростью, если же она не может быть достигнута (снижена) на заданном участке пути, то нужно применять служебное торможение.

Служебное торможение необходимо выполнять на заданном участке пути (длина пути определена из расчета среднего за мед-

С 8 ГОСТ 20300-90

ления 1 м/с) при включенной передаче с применением рабочих тормозов. При торможении автомобиля до полной остановки передачу следует выключить при достижении минимальной скорости на данной передаче.

Отсчет расхода топлива и времени движения необходимо проводить в моменты пересечения границ измерительного участка.

Результаты измерений следует занести в протокол испытаний.

3.2. Определение показателя 1.1

3.2.1.    Для определения показателя 1.1 (см. пп. 4.4 и 4.5) следует измерить расход топлива в заездах АТС по измерительному участку дороги на высшей передаче со скоростями меньше и больше заданной на 2 км/ч, а для АТС полной конструктивной массой до 3,5 т. кроме того, определить показатель 1.4 согласно п. 3.5. В зависимости от типа АТС и их максимальной скорости устанавливаются следующие значения заданных скоростей движения:

40 и 60 км/ч —для городских автобусов и полноприводных автомобилей полной массой свыше 3,5 т;

60 и 80 км/ч—для грузовых автомобилей, грузопассажирских (включая полноприводные), автобусов специального назначения, междугородных и дальнего следования, автопоездов полной массой более 3,5 т;

90 и 120 км/ч —для легковых автомобилей (включая полноприводные), автобусов и грузовых автомобилей полной массой до 3,5 т.

Если максимальная скорость АТС полной массой до 3,5 т меньше 130 км/ч, то расход топлива при скорости 120 км/ч определять не следует.

Если максимальная скорость АТС меньше заданной или превышает ее не более чем на 5 км/ч, то скорость следует задать ближайшую меньшую, кратную десяти.

3.2.2.    Расходы топлива при заданных скоростях движения допускается определять по графику характеристики 1.5.

3.3.    Определение показателя 1.2

Для определения показателя 1.2 следует выполнить заезд АТС по измерительному участку с соблюдением требований п. 3.1.4 и заданных режимов движения, приведенных в приложении 2 (разд. 1—2).

3.4.    Определение показателя 1.3

Для определения показателя 1.3 следует выполнить заезд по измерительному участку с соблюдением требований п. 3.1.4 и заданных режимов движения, приведенных в приложении 2 (разд. 3, 4, 5).

3.5.    О пределение показателя 1.4

3.5.1. Для определения показателя 1.4 необходимо выполнить испытания АТС на стенде с беговыми барабанами с соблюдением

ГОСТ 20306-90 С. 9

заданных режимов городского цикла, приведенных в разд. 6 приложения 2.

Для воспроизведения городского цикла на стенде необходимо выполнить предварительные циклы испытаний для определения нанлучшего способа управления подачей топлива и тормозами автомобиля.

Водитель-испыгатель должен контролировать правильность выполнения городского цикла на стенде по специальному прибору.

3.5.2.    Инерционную массу стенда следует выбирать по весовой категории АТС, определяемой в зависимости от контрольной массы в соответствии с разд. 7 приложения 2.

3.5.3.    Порядок проведения испытаний

3.5.3.1.    АТС следует испытывать с открытым капотом. Для поддержания нормальной рабочей температуры узлов и агрегатов автомобиля допускается использование дополнительного вентиляционного устройства.

3.5.3.2.    Испытания, включающие 1! ездовых циклов, следующих один за другим, следует выполнить, начиная с запуска холодного двигателя (первые пять циклов служат для прогрева агрегатов и узлов автомобиля). Измерения расхода топлива провести троекратно в следующих друг за другом парах циклов: 6—7. 8—9, 10—21. -

3.5.3.3.    Допускается увеличение (до 60 с) длительности работы автомобиля’ в режиме холостого хода между циклами 5 н 6—7, 8—9 и 10 с целью обеспечения фиксации результатов измерений.

3.5.3.4.    Средний расход топлива в городском цикле следует определять как среднее арифметическое трех последовательных измерений.

Если результаты отличаются друг от друга более чем на 5%, то испытания необходимо повторить с тем, чтобы погрешность измерений была не более 5%.

3.5.4.    Использование коробки передач ■

3.5.4.1.    На АТС, имеющем коробку передач с ручным управлением, переключение передач следует проводить в соответствии с операционной картой, приведенной в п. 6 приложения 2.

Если максимальная скорость автомобиля на низшей передаче ниже 15 км/ч, то для выполнения цикла следует применять II, III и IV передачи.

3.5.4.2.    АТС, снабженное коробкой передач с полуавтоматическим управлением, следует испытывать с применением передач, используемых при движении по дороге, а переключение осуществлять в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

3.5.4.3.    АТС, оборудованное автоматической коробкой передач, следует испытывать, установив переключатель режимов ра-

3-88

С 10 ГОСТ 20306-90

боты в положение «Движение». При этом разгоны автомобиля следует осуществлять с соблюдением скоростных режимов, указанных в операционной карте приложения 2 (разд. 6).

. 3.5.5. Особенности выполнения ездового цикла

3.5.5.1.    Для АТС с автоматической коробкой передач (если в технической документации на АТС нет специальных указаний) первую часть режимов холостого хода в начале каждой пары циклов следует выполнять при установке переключателя режимов работы в нейтральное положение, за 5 с до начала движения в каждой парс циклов переключатель режимов работы необходимо устанавливать в положение, при котором происходит автоматическое включение высшей передачи, и переключать в нейтральное положение за 7 с до окончания второго цикла каждой пары циклов.

3.5.5.2.    Разгон следует выполнять таким образом, чтобы в течение всей фазы разгона ускорение было постоянным.

Если разгон не может быть выполнен в установленное время, то необходимое дополнительное время следует компенсировать соответствующим уменьшением продолжительности последующего периода движения с постоянной скоростью.

3.5.5.3.    Замедление необходимо осуществлять снятием ноги с педали управления подачей топлива при включенном сцеплении.

Если продолжительность замедления больше предусмотренной, то необходимо использовать служебное торможение для обеспечения следования заданному циклу.

В конце периода замедления (остановка АТС на беговых барабанах) рычаг переключения передач следует перевести в нейтральное положение и включить сцепление.

3.5.5.4.    Необходимо избегать пульсации скоростного режима или отпускания педали управления подачей топлива при переходе от режимов разгона или замедления к режиму постоянной скорости. При движении с постоянной скоростью педаль управления подачей топлива должна находиться в неизменном положении.

3.5.5.5.    Допускается отклонение на 1 км/ч от заданной скорости при разгоне, установившемся движении и замедлении, если для соблюдения заданного режима используется служебное торможение. Если период замедления при снятии ноги с педали управления подачей топлива короче заданного периода движения, предусмотренного заданным циклом, то дальнейшее выполнение цикла необходимо обеспечивать за счет соответствующего увеличения продолжительности последующего режима холостого хода нли установившегося движения.

При изменении режима движения допускаются большие отклонения скорости по сравнению с указанными выше при условии, что продолжительность этих отклонений в каждом отдельном случае не будет превышать 0.5 с. Указанные- отклонения скорости

ГОСТ 2C3W-90 С. II

допускаются также в начале :i конце каждого периода переключения передач.

Допускаемое отклонение продолжительности времени выполнения цикла не более 0,6 с.

3.6.    Определение характеристики 1.5

3.6.1.    Для определения каждой точки характеристики 1.5 (приложение 3) необходимо выполнить заезд по измерительному участку с заданными постоянными скоростями движения с учетом требований п. 3.1.3.

3.6.2.    Заданную скорость движения в заезде следует установить до въезда на измерительный участок.

3.6.3.    Характеристику 1.5 следует определять на высшей передаче, начиная от максимальной скорости до минимальной. Все скорости (кроме минимальной н максимальной) следует задавать кратными десяти и контролировать по спидометру. Необходимость определения характеристики 1.5 на других передачах определяется программой испытаний.

3.6.4.    Скорости движения следует задавать через 20 км/ч для легковых автомобилей и через 10 км/ч для АТС всех других типов.

3.7.    On ре делен ие характеристики 1.6

3.7.1.    Для определения каждой точки характеристики 1.6 (приложение 3) необходимо выполнить заезд по измерительному участку (см. п. 2.3.2) с различными заданными допускаемыми скоростями, которые следует устанавливать до въезда’ на измерительный участок.

3.7.2.    Значения скоростей следует задавать в интервале от номинальной скорости движения на высшей передаче до 40 км/ч. Значения скоростей внутри указанного интервала следует задавать так, чтобы общее число точек характеристики было не менее четырех.

3.7.3.    Скорости необходимо задавать кратными десяти и контролировать по спидометру.

3.7.4.    При движении водитель должен соблюдать следующие требования:

движение с заданной скоростью осуществлять на возможно болеее высокой передаче;

ие допускать превышения заданной скорости, в том числе на спусках;

на подъемах не допускать чрезмерного падения скорости, для чего включать очередную более низкую передачу при скорости, близкой к номинальной на пой передаче;

при разгоне включать очередную передачу не ранее, чем двигатель достигнет номинальной частоты вращения коленчатого вала (ротора), а при достижении заданной скорости включать наибо-3»

С 12 ГОСТ 20306-00

лее высокую передачу, на которой АТС может устойчиво двигаться с этой скоростью;

разгон осуществлять при полной подаче топлива.

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

4.1.    Все результаты испытаний и данные метрологических измерений в начале и в конце испытаний необходимо внести в протокол. Обработку результатов и оформление протокола следует выполнять непосредственно после завершения испытаний.

4.2.    Среднюю скорость движения АТС (Уер), км/ч, и средний расход топлива (Q,), л/100 км, по результатам дорожных испытаний следует рассчитать по формулам:

1/ср—3.6 S/t;

Qs=]0QQIS или О,—IOOWj/tt-S,

где S —длина измерительного участка, м;

/ — среднее время, затраченное на проезд измерительного участка, с;

Q — абсолютный ра<:ход топлива, полученный при испытаниях. см; пи, — масса топлива, г; у» — плотность топлива при 20°С, г/см3.

4.3.    Расходы топлива при заданных скоростях движения следует определять линейным интерполированием между средними значениями расходов топлива, полученными при испытаниях согласно п. 3.2 или как пересечение ординаты заданной скорости движения с кривой топливной характеристики установившегося движения (черт. 7).

4.4.    Контрольный расход топлива (показатель 1.1) для АТС полной массой свыше 3,5 т следует определять как среднеарифметическую величину расходов топлива при заданных скоростях движения, полученных согласно п. 4.3.

4.5.    Контрольный расход топлива (показатель 1.1) для АТС полной массой до 3,5 т следует определять по формуле

Qi=0,25(QJI+Qil)+0,5Qrtl

где Q,i, Q.2 — расходы топлива, л/100 км, при заданных скоростях движения, полученные согласно пп. 3.2.1 и 4.2;

Q„s —расход топлива, л/100 км, в городском цикле на стенде, полученный согласно пп. 3.5 и 4.6.

ГОСТ 2030в-90 С. 13

4.6.    Расход топлива при испытаниях по городскому циклу на стенде с беговыми барабанами следует рассчитывать по формуле

О , 0»П+а(П>-Г))

Чт 20.26

где (?т — количество топлива, израсходованного при одном измерении (за два цикла), см3;

а — коэффициент объемного расширения топлива, 1/град (о-0,001);

Г0—нормальная температура топлива (293 К);

Г — фактическая температура топлива при испытаниях, К.

4.7.    Расход топлива в городском цикле на дороге (показатель 1.3) для городских автобусов необходимо рассчитывать следующим образом. Сначала рассчитать средние скорости VQVi, км/ч, и расходы топлива Qt{, л/100 км, в шести составляющих циклах движения по формулам, приведенным в п. 4.2. Затем рассчитать среднюю скорость движения (v0»(r.«>), км/ч, и средний расход топлива (Qe(r.a)), л/100 км в городском цикле по формулам:

К«иг.в) = 100    2    —J—;

J-I СР<

<-i

где 6,-Q.< — коэффициент весомости и путевой расход топлива в /•м цикле.

Коэффициенты весомости отдельных сосгавляющих циклов следует применять:

6,=2,9; 5j=6,2; 8,= 14,3; Й,=21,4:    8—21,3; 8„=33,9.

4.8.    Полученные результаты испытаний прн температуре ниже 3СС следует привести к нормальным условиям согласно приложению 4. По этому же приложению следует определять погрешности измерений.

4.9.    Топливные характеристики 1.5 и 1.6 могут быть представлены в табличной форме или в виде графиков (черт. 1 и 2 приложения 3). При построении графиков, представляющих собой средние линии между кривыми, нанесенными для каждого направления движения, следует соблюдать указанные ниже масштабы.

Одни миллиметр на графике соответствует:

скорости 0,5 км/ч, расходу топлива 0,1 л/100 км для АТС полной массой до 3.5 т и 0,2 л/100 км для АТС полной массой свыше 3,5 т.

С. 14 ГОСТ 20306-90

ПРИЛОЖЕНИЕ / Справочное

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ. ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Таблица 2

‘ Иояси«*ме

Тсрмэш

Контрольный расход топ* лива (показатель 1.1)

Расход топлива в магистральном (городском) цикле на доооге (показатели 12 и I 3)

Расход топлива в городском цикле на стенде (ооказатель 1 4)

Топливная характеристика установившегося движения (15)

Топливно-скоростная характеристик» нг магистраль но холмистой дороге (16)

Допускаемая скорость движения Номинальная скорость движения

Номинальная частота впа-шсиия коленчатого валя (ротора) двигателя Масса снаряженного АТС Контрольная масса

Весовая хатегори* АТС

Полная масса АТС

Масса груза

Измерительный участок дотюги

Автобусы городские, междугородные и дальнего следования

Осрсдненный расход топлива при заданных режимах движения АТС Расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения, имитирующих магистральные (юродские) эксплуатационные режимы Расход топлива, полученный при имитации городского движения на стенде в соответствии с международными требованиями (европейский цикл)

Зависимость расхода топлива от скорости при установившемся движении АТС на дайной передаче на горизонтальной дороге с твердым гладким покрытием Зависимость расхода топлипа и средней скорости от допускаемой при движения АТС на ма-гис7ральж>холмнстой дороге с заданной харак-гериемкой при заданном режиме Заданный верхний предел скорости движения на измерительном участке Скорость движения на данной передаче, соответствующая номинальной частоте вращения коленчатого вала (ротора) двигателя По ГОСТ 14846

По ОСТ 37.001.408

.Масса снаряженного АТС. увеличенная на 100 кг

Массл АТС. инерционное сопротивление которой необходимо воспроизводить при испытаниях на стенде по городскому циклу По ОСТ 37 001 408 По ОСТ 37.001.408

Участок дороги с заданной характеристикой, предназначенный для измерений расхода топлива АТС По ГОСТ 2781э


ГОСТ 20300-90 С. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

РЕЖИМЫ ИСПЫТАНИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 1.2; 1-3; 1.4

I. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ

(показатель 1.2) для автомобилей полной массой до 3,5 т, автобусов дальнего следования

1.1. О п с |> я и и он н а и карта

Таблица 3

Номер

«миопии*

Отметка щгта. я

Последом тельное гъ онееациД

I

Установление постоянной скорости 40 км/ч

2

Нуль

В момент пересечения отметки «нуль» (начало мерного участка) включение одновременно приборов, измеряющих время движения н расход топлива

3

0-100

Движение со скоростью 40 км/ч

4

100—500

Разгон до скорости 70 км/ч и движение с этой скоростью

5

5С0—700

Замедление двигателем до скорости 60 км/ч. далее движение с этой скоростью

6

700—1300

Движение со скоростью 60 км/ч

7

1300— 19(Х>

Разгон до скорости 90 км/ч и движение с это|' схоростью

8

1900-2200

Замедление двигателем до скорости 80 км/ч. далее движение с Siofi скоростью

9

2200-3600

Разгон до скорости 90 км/ч. далее движение с этой скоростью

10

3600—3800

Замедление двигателем до скорости 6? км/ч

11

3800—4000

Движение со скоростью 6Э км/ч

12

В момент пересечения отметки 4000 м выключение измерительных приборов

13

Занесение результатов измерений в протокол испытаний

С. 1в ГОСТ 2*306—90

Схема магистрального цикла иа дороге длч автомобилей полной массой до 3.5 т и автобусов дальнего следования

2. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ

(показатель 12) для грузовых автомобиле* и автопоездов полной массой свыше 3.5 г в междугородных автобусов

2.1. Операционная карта

Таблица 4

Номер

операции


Отметка пути, м


Послсломтмькостъ оаераамй


Установление постоя и ко А скорости 30 км/я В момент пересечения огмегкн «нуль» (начал» мерного участка) включение одновременно приборов. измеряющих время движения • и расход топлива

1

2

Нуль

3

0-50

4

50-300

5

300-1000

в

1000-1393

7

1500-1400

8

1400- 2200

9

2200-2700

Движение со скоросгью 30 км/ч Разгон до скорости 50 км/ч н движение с »то* скоростью

Разгон до скоросги 70 км/ч н движение с этой скоростью

Замедление двигателем до скоросги 50 км/ч Движение со скоростью 50 км/ч Рйагон до скорости 70 км/ч и движеаие с это* скоростью

Рвзгон до скорости 75 км/ч и движение с этой скоростью

ГОСТ 203W-90 С 17


Продолжение табл. 4

Наде;

олерааяи

Отметка пут», к

Последовательность оа«*аций

10

2700-2900

Замедление двигателем до скорости

65 км/ч

11

2900-3500

Донжснно со скоростью 65 км/ч

12

3500—3850

Замедление двигателем до скорости

45 км/ч

13

3S50-4000

Движение со скоростью 43 км/ч

14

В момент пересечения отметки 4000

м выхлюце-

иие измерительных приборов

15

Занесение результатов измерений

в протокол

испытаний


Схем* магистрального цикла на дороге для ipyioaux автомобилей полков массой свыше 3,5 т и междугородних аатобусоа


о, VN 800 WO МО Ш 2*09    2&К    ХМ    XKMVJi*

,    9%*s    4    __

Черт, 2

3. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ


jfi.


Таблица S

Яом«р

осерацдн

Отметке НУГИ, И

Последовательность операций

1

0

Запуск двигателя в одновременное включение приборов, измеряющих расход топлива и время движения.


(лока*агель 1.3) для АТС полной массой до 3,5 т

3.1. Операционная карта


'7S 70 65 (С

so

V

W

X?

20 ю


\


I


\27G0


1500 Ll.


2203


хко

L-u


Л


С. 18 ГОСТ 20306 -90

Продолжение табл. 5

ПОСЛ*ДО*ИТеЛкИССТЬ ОЧ«-р»Ц»й

Pa6ota двигателя ма холостом ходу 15 с. Разгон на первой передаче до схоростн 20 км/ч. Включение второй передачи и продолжение движения с постоянной скоростью 20 км 14 до отметки 200 м Торможение до полной остановки (S»=«!5 м). Работа на холостом ходу 15 с. Разгон на второй передаче до скорости 25 км/ч. Включение третьей передачи и продолжение движения с постоянной скорости 25 км/ч до отметки 400 м Ризгои иа третьей передаче до скорости Э0 км/ч, продолжение движения на третьей передаче с го-стоянкой скоростью 30 км/ч до отметки 600 м Торможение до полной остановки (S,*=36 м). Работа на холостом ходу 15 с. Разгон до скорости 35 км/ч. Переключение с первой не вторую передачу яри скорости 20 км/ч, а со второй на третью— при скорости 50 км/ч. Продолжение движения на третьей передаче с постоянной скоростью 35 км/ч до отметки 800 м Торможение до скорости 20 км/ч <5,—30 м). Разгон до скорости 40 км/ч. Переключение со второй на третью передачу при скорости 35 км/ч, Продолжение движения на четвертой передаче с постоянной скоростью 40 км/ч до отметки 1100 м Торможение    до    полной остановки    (5т-60    ч).

200

400

600

800 И 00

140Э

1700

2200

ЗОЮ

Работа иа холостом ходу 15 с. Разгон до скорости 45 км/ч. Переключение со второй на третью передачу при скорости 40 км/ч. Продолжение дпи-жеиия на четвертой передаче с постоянной скоростью 45 км/ч до отметки 1400 м Торможение    до    схорости Э0 км/ч    (ST—45    м).

Рззгон иа третьей    передаче до скорости 45 км/ч.

Продолжение движения на четвертой передаче с постоянной скоростью 45 км/ч до отметки 1700 м Торможение    до    полной остановки    (S»=80    м).

Работа иа холостом ходу 15 с. Разгон до скорости 50 км/ч. Переключение со второй на третью передачу при скорости 40 км/ч. Продолжение движения на четвертой передаче с постоянной скоростью 50 км/ч до отметки 2200 м Торможение до полной остановки (S»=*96 м)„ Работа на холостом ходу 45 с. Разгон до скорости 55 км/ч. Переключение со второй на третью передачу при скорости 40 км/ч. Продолжение движения на высшей передаче со скоростью 55 км/ч до отметки 3000 м Торможение до полной оставовкк (St — ПОы). Работа на холостом ходу 15 с. Разгон до скорости 60 км/ч. Переключение со второй иа третью передзчу при скорости 40 км/ч. Продолжение дон-

10

ГОСТ 20306-90 С. 1»

Продолжение табл. 5

Номер

операции

Отметка

ПУТИ. N

Последовательность оае?аци2

И

■*000

жеиия на высшей передаче с постоянной скоростью 60 км/ч. Начало торможения с таким расчетом чтобы осуществить остановку у отметки -Ю00 м (S,~ Ш м)

Выхлючекне приборов для измерения расхода топлива и времени движения. Запись значений нзрасхо-• довамиого топлива, времени движения и общего времени прохождения дистанция. Занесение результатов измерений в протокол испытаний

Примечания:

1.    .St —путь замедлення-торможмтя

2.    Разгон с места начинают с первой передачи. Вторую передачу включают при скорости 20 км/ч, высшую —при 55 км/ч. В случая*, когда по НТД рекомендуется трогание со второй передачи, следует использовать соогветст-жнно вторую, третью и четвертую передачи.

3.    Если движение с малой скоростью неустойчиво и сопровождается сгу-Ьёмн а трансмиссии, то допускается включение более низкой передачи.

Схема городского езяового цикла на дороге для АТС полной массой до 3,5 т

I. ?. ». 4. 5— мьмемты пекклюлгяя» лер*л*ч и д»иж«яи« й» укамвяов передач»

Черт 3


С. 20 ГОСТ 20306-90

4. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ

(показатель 1.3) для АТС полной массой свыше 3,5 г, кроме городских

автобусов

4.1. Операционная карта

Таблица 6

Номе?

<хют»вви

Отметке аут*, м

Пос.в«до*»1«лы|ость опер*ил a

1

Нуль

Установление автомобиля у отметки «нуль» в момент трогания, включение приборов, измеряющих время движения и расход топлива

2

0—125 .

Разгон до скорости 20 км/ч. Продолжение движения с постоянной скороегью 30 км/ч до отметки

125 м

3

125—250

Разгон до скорости 36 км/ч. Продолжение движения с постоянной скоростью ,35 км/^1 до отметки 350 м

4

250—300

Торможение до скорости 15 км/ч

5

300—350

Продолжение движения с постоянной скоростью 15 км/ч до ©тетки 350 м

6

350-700

Разгон до скорости 50 хм/и. Продолжение движения с постоянной скоростью 50 км/ч до отметки 700 м

7

700—©75

Замедление двигателем до скорости 25 км/ч. далее движение с постоянной скоростью 25 км/ч до отметки 975 м

8

«75-1000

Торможение до подвой остановки. Работа на холостом ходу 15 с

9

1000-1300

Разгон до скорости 40 км/ч. Продолжение движения с постоянной вкоростъю 40 км/ч до отметки 1300 м

10

1300-1900

Разгон до скорости 60 км/ч. Продолжение движения с постоянной скорость» 60 км/ч до отметки 1900 м

И

1900—2200

Замедление двигателем до скорости 45 км/ч

12

2200-2355

Продолжение движения с постоянной скорость» 45 км/ч до отметки 2355 м

13

2355-24П0

Торможение до скорости 30 км/ч

14

2400-2405

Продолжение движения с постоянной скоростью 30 км/ч до отметки 2465 м

15

2465-2500

Торможение до полной остановки. Работа иа холостом ходу 15 с

16

2500—2625

Разгон до скорости 30 км/ч. Продолжение движения с постоянной скоростью 30 км/ч до отметки 2625 м

17

2625- 2825

Patrou до скорости 35 км/ч. Продолжение движения с постоянной скоростью 35 км/ч до отметки 2825 м

18

2825—2965

Замедленно двигателем до скорости 15 км/ч

19

2965-3000

Торможеняе до полкой остановки. Работа на холостом ходу 15 с

ГОСТ 20506-90 С. 21

Продолжение табл. 6

Номер

оп«р*икн

Отлетай пути, И

Посл«да»*тбдпости опсрдциЛ

20

3000-3250

Рвагон до скорости 40 км/ч. Продолжение движения с постоянной скоростью 40 км/ч до отметки 3250 м

21

3250—3275

Торможение до скорости 30 км/ч

22

3275—ЗЭОО

Продолжение движения с постоянной скоростью 30 км/ч до отметхи 31Я0 м

23 .

3300-3850

Разгон до скорости 50 км/ч. Продолжение движения с постоянной скоростью 50 км/ч до отметки 3850 м

24

38-50—3925

Торможение до скорости 25 км/ч

25

3925—3975

Продолжение движения с постоянной скоростью 25 км/ч до отметки 3975 м

26

3975—4000

Тоиможсние до полной остановки. В момент остановки выключение измерительных приборов

27

Занесение результатов измерений в протокол испытаний

Схем? городского цикла на дороге для АТС полной массой свыше 3,3 т

УкЬА 60

С. 22 ГОСТ 20306-90

б. ГОРОДСКОЙ ЦИКЛ НА ДОРОГЕ (показатель 1.3) для городских аатоЗусо*

51. Операционная карта

Таблица 7

Номер

оа»р*и*м

Отметка ■ут«, м

Последовательность операций

1

Нуль

Установщике автобуса у отметки «нуль» в момент трогания, включение приборов, измеряющих время движения и расход топлива

2

0-5!

Разгон до скорости 20 км/ч и движение с tiofr скоростью до отметки 51 м

3

51—65

Служебное торможеиие до полной остановки на отметке 65 м. В момент остановки выключение приборов. измеряющих время движения и расход топлива. Занесение результатов измерений в протохол испытаний (см. приложение 2)

4

65-131

В момент 7рогаиия включение приборов, измеряющих время движения н расход топлива. Разгон до скорости 30 хм/ч и движение с этой скоростью до отмени 131 м

5

131—181

Замедление двигателем до схорости 25 км/ч Бели скорость'25 км/ч будет достигнута раньше, то движение продолжают с этой скоростью до отметки 181 м. Если скорость 25 км^ч при замедлении двигателем на данном пути не может быть достигнута, то дополнительно применяют торможение замедлителем или рабочим тормозом

С

181—205

Служебное торможение до полной остановки на отметке 205 м. В момент остановки выключение приборов, измеряющих время движения н расход топлива. Занесение результатов измерений в протокол испытаний (см. приложение 2)

7

205-338

В момент трогаиня включение приборов, измеряющих время движения и расход топлива. Разгон до скорости 40 км/ч и движение с этой скоростью до отметки 338 м

8

338—408

Замедление двигагелем до скорости 35 км/ч. Если скорость 35 км/ч будет достигнута раньше, то продолжают движение с этой скоростью до отметки 408 м. Рели скорость 35 км/ч при замедлении двигателем на данном пути не может быть достигнута, то дополнительно применяют торможение замедлителем или рабочим тормозом

9

406-455

Служебное торможение до полной остановки ка отметке 455 м. В момент остановки выключение приборов, измеряющих время движения и расход топлива. Занесение результатов измерений в протокол испытаний (см. приложение 2)

. 10.

455-628

В момент трогання включение приборов, измеряющих время движения и расход топлива. Разгон до скорости 45 км/ч к движение с этой схоростъю до отметки 628 м

ГОСТ 20306-90 С. 2$

Продолжение табл. 7

Но*ер

ОС1«Р*Ц*И

Отмети*

пути, Ч

Последсчмтельхоггъ операция

И

628—758

Замедление двигателем до скорости 35 км/ч. Если скоростъ 35 км/ч будет достигнута раньше* то движение продолжают с этой скоростью до отметки 758 м. Если скорость 35 м/ч при замедлении двигателем ка данном пути не может быть достигнут а, то дополнительно применяют торможение за-мох’знгелем или рабочим тормозом

12

758-805

Служебное торможение до полной "остановки на отметке £05 м. В момент остановки выключение приборов. измеряющих время движения и расход топлива. Занесение результатов измерений в протокол испытаний (см. приложение 2)

13

805—1138

В момент трогания включение приборов, измеряющих время движения и расход топлива. Разгов до скорости 45 км/ч. замедление двигателем до скорости 35 км/ч. разгон до скорости 40 км/ч и движение с этой скоростью до отметки 1138 м

. и

1138-1208

Замедление двигателем до схоростя 35 км/ч. Есля скорость 35 км/ч будет достигнута раньше, то движение продолжают с утой скоростью до отметки 123$ м. Если скорость 35 км/ч при замедлении двигателем на данном пути не может быть достигнута, то дополнительно применяют торможение замедлителем или рабочим тормозом

15

1208-1255

Служебное торможение до полной остановки ка отметке 1255 м. В момент остановки выключение приборов, измеряющих время движения и расход топлива. Занесение результатов измерений в протокол Занесение результатов в протокол испытаний (см приложение 2)

16

1255—1803

В момент трогания включение приборов, измеряющих врем* движения и расход топлива. Разгон до скорости 45 км/ч. замедление двигателем до скорости 30 км/ч. разгон до скорости 40 км/ч и движение с этой скоростью до отметки 1803 м

17

1803—1873

Замедление двигателем до скорости 35 км/ч. Если скорость 35 км/ч будет достигнута раньше, то движение продолжают с эгтой скоростью до отметки 1873 м. Если скорость 35 км/ч при замедлении двигателем иа данном пути не может быть достигнута, то дополнительно применяют торможеике замедлителем или рабочим тормозом

. 16

1873-1920

Служебное торможение до полной остановки на отметке 19Э0 м. В момент остановки выключение приборов, измеряющих время движения и расход топлива. Занесение результатов измерений в протокол испытаний

Схема городского цикла на дороге для городских автобусо*

Клл/V

в. городской ЦИКЛ на стендб


(покалатедь 1.4) для АТС жмио! массой до 3,5 т

6.1. Операционная карта

Таблица 8

ю

н

1 —

Н«нивис**ии«

режни*

работы

Успоо*-

и*е.

Скорость.

KMJ'I

Вр»ия

2

S

*•

II

5 п

||

II-

Iя 1

Iss

|.|

ул

и 7 U

вёЗ

и*

иаа

А

*J i£

I

Холостой ХОД

II

и

и

Н

к,

5

2

Разгон

1.04

15

4

4

15

1

4 .

3

Постоянная скорость

15

8

8

23

1

8

4

Замедление

-0.67

15-10

2

2

25

1

2

ГОСТ 20Д0в—вО С. 25

Продолжение табл. 8

Время

Л

fi

si

Налимом янв Огжша набаты

Ускорь

S?

Скорость,

ЯМ/Ч

3

За!

Й!

*

Ж

М

(/ X

m

«

Sc

||«

щ

1st

5

Замедление с выключенным сцеплением

-0.92

10-0

3

3

28

/с,

3

6

Холостой ход

-

21

21

49

н_

к,

5

7

Разгон

0.83

0—15

5

54

I

5

Переключение г.е-редач

2

12

56

_

Разгон

0.94

15—32

5

61

2

5

8

Постоянная СКОРОСТЬ

32

24

24

85

2

24

9

Замедление

—0.75

32-10

8

93

2

8

Замедление с выключенным сцеплением

052

10-0

3

11

96

К.

3

10

Холостой ход

21

21

117

Н_

К,

_16

5

1!

Разгон

0.83

0-15

5

122

1

9

11

Переключение передач

2

26

124

Разгон

0.62

15-35

9

133

2

9

С 2в ГОСТ 20306-90

Продолжение табл. 8

Воем*

Ч,

I!

Хаяхмоама*

режим 1

работы

Усхое*-

ям».

м;с*

Скорость.

к*Ч

и

В г &

. £

L

а

п

а

£8 V ■

L 2 г

£ а

IS-

sljj

се а в

. Переключение передач

2

АЛ

135

Разгон

0.S2

35—£0

8

/0

М3

3

8

12

Постоянная скорость

50

12

12

155

3

12

13

Замедление

—0.52

60-35

8

8

163

3

8

14

Постоянная скорость

35

13

13

176

3

13

15

Переключение передач

2

12

i 78

Замедление

32—10

7

185

2

7

Замедление с выключенным сцеплением

-0.92

10-Ю

3

12

188

Кг

3

16

Холостой ход

7

7

195

Н

7

Обозначение: // — рычаг переключения передач в нейтральном положении при включенной сцеплении; Ки /С* —включена первая или вторая передача, соответственно, сцеалеиие выключено.

Схем* городе*ого цикла и* стемде ддд АТС полной массой до 3,5 т. (расстояние, проходимое и каждое испытание, т. е. дм ажждж,—2026 м)

Граа>ин „о"

Ч(лз6*ч*е с6о}*ачгмио:

с

оерехддолям# оарядан;

доиусжи и» скорость и иремя. оишвяиироваяни* пек ухамио иа граф яке и. изображены пунктирными линиями

Черт. б


Х/лн/ч 50

«О

50

?0

Ю

О


С 28 ГОСТ 20306—W

7. ВЫБОР ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ АВТОМОБИЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО КОНТРОЛЬНОЙ МАССЫ

Таблица 9

Koi>n>ouJM> касса, кг

В«<о*ая хатегорм. кг

До 750

680

О 750 до 850

800

» 850 » 1020

910

> 1020 » 1250

ИЗО

» 1250 » 1470

13G0

> 1470 * 1700

1590

» 1700 * 1930

1810

» 1930 » 2150

2040

» 2150

2270

ГОСТ 20306-90 С. »

/    ПРИЛОЖЕНИЕ    S

Обязательное

ГРАФИКИ ТОПЛИВНО-СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (nOCftMTCJB IJ ш 1Л)

График топливиой харахгеристшм    Графна тогиивно-схоросгноЛ

установившегося двмжещи*    upunpwnu на иагистрмшо-

(похматель 1.5)    холмистой    дороге

(показатель 1.6)

да

С 30 ГОСТ 20306-90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендуемо*

1. КОРРЕКТИРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

•1.1. Путь выбега (5,о), м, приведенный к нормальным условиям (1000 гПа, 20“С). рассчитывают по формуле

1+а:'(<+зо)

где S* — путь выбега, полученный при испытаниях, м;

К’— поправочный коэффициент (/('-0.0016+0,185• 10~J m,), где т, — полная масса АТС, т.

Допускается не приводить к нормальным условиям результаты испытаний, выполненных при температуре воздуха (20±5)*С.

1.2.    Расход топлива (О»»), л/100 км. приведенный к нормальным условиям (1000 гПа. 20°С), рассчитывают по формуле

л _л 1-^ЧАг-ЗО)

Qs^Q,-    go,    •

где Q,— расход топлива, полученный при испытаниях, д/100 км;

К" — поправочный коэффициент;

нормальная температура воздуха (20®С);

(—температура воздуха при испытаниях, ‘С.

1.3.    Поправочный коэффициент (К") рассчитывают по формуле

/С»-2,4т( NfK'*---— •КрУ’^+О.ООгЗ.

\    /Я*    Гл J

где N. гок — максимальная мощность двигателя. кВт; тл — полная масса АТС, т;

Утр — общее передаточное число ступени трансмиссии, но которой определялся расход топлива при установившемся движении; гк —радиус качения шив, м;

/С» — поправочный коэффициент на режим движения АТС.

1.4.    Коэффициент (Kt) определяют по формуле

Kp'-Qt'&ulQu'U*.*»

где 0,— расход топлива, л/100 км, в ездовом цикле;

Q,,— расход топлива, л/100 км, по характеристике установившегося движения при скорости движения, численно равной средней скорости движения в ездовом цикле;

UK — среднее передаточное число коробки передач в ездовом цикле;

Ut t— передаточное число ступени коробки передач, на которой определялся расход топлива при установившемся движении,

В случае приведения расходов топлива, полученных ка установившихся режимах движения, поправочный коэффициент л» следует принимать равным единице.

ГОСТ 20306-90 С. 31

1.3. Среди» передаточное число (£/«) в ездовом цикЛе рассчитывают по формуле

</«- 2 c/xts,isa.

<*i

где U„ — передаточное число /-ft ступени коробки передач;

Si — путь. пройденный иа /-Я ступени коробки передач;

5В— про тяжей кость длины пути ездового цикла; я —число ступеней в трансмиссии.

Среднее передаточное число U* допускается определять расчетом по параметрам ездового оикла или как отношение экстремальных значений суммарных чисел оборотов коленчатою вала (ротора) двигателя и ведущих колес автомобиля

2. РАСЧЕТ ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ

Относительную погрешность измерения величин (Л), %, определяют по формуле

Д=/С-«-100/? ■ V~.

где /( — поправочный коэффициент, зависящий от числа измерений; значения его приведены ниже:

л

4

б

6

7

8

9

10

X

1.00

1.25

1.06

0.94

0.85

0.77

0.73

о —Стандартное отклонение, определяемое по формуле

«*=1/ 2 (ft—7)V(«—О .

'    J-1

<7 — среднее арифметическое измерений;

<?, — значение f ro измерения; п — число измерений.

Если после десяти измерений погрешность составляет более 5%. то испытание следует провести на другом образце АТС того же типа.

С. 32 ГОСТ 20306—во

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

О. И. Гируцкий, канд. техн. наук; А. А. Токарев, д-р техн. наук; В. С. Крупченков. канд. техн. наук; Э. И. Наркевнч, А. Г. Шмидт, канд. техн. наук; В. И. Чергейко, канд. техн. наук

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 20.12.90 J4 3205

3.    Срок проверки — 1996 г.

4.    Стандарт соответствует Правилам ЕЭК ООН № 15 в части определения показателя 1.4

б. ВЗАМЕН ГОСТ 20306-85

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обомах«иае НТД. па который даиа ссылка •

Номер пржложшия

ГОСТ 14846-81

1

ГОСТ 278IS—86

1

-ОСТ 37.001 408—85

1

Редактор Л. Л. Владимиров Технический редактор О. Н. Никитина Коррехтор Л. М. Трофимова

Сдаио я и«0 04 02.91 Полп. в печ. 2В.03.91 2.25 ус*. п. я. 2.25 уел. кр.-отт. 2.10 уч па. я. Тир. «ООО    Пен»    8>    к.

Ордии еЗиа« Поч*та» Ихпат*льстоо стандартов, 123U7, Мисках, ГСП, НозоарФснапскхЯ аар.,3 Тип. «ИИНМОк печатник». Москм. Л*лвн пер., 4. 3**. 88

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"