Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ 20832-75

Система стандартов по вибрации. Машины электрические вращающиеся массой до 0,5 кг. Допустимая вибрация

Предлагаем прочесть документ: Система стандартов по вибрации. Машины электрические вращающиеся массой до 0,5 кг. Допустимая вибрация. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 20832-75» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.07.1976
15.05.1975 Утвержден Госстандарт СССР
Издан Издательство стандартов
Статус документа на 2016: Актуальный

$L08£i0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ВИБРАЦИИ

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ МАССОЙ ДО 0,5 кг

ДОПУСТИМАЯ ВИБРАЦИЯ ГОСТ 20832-75

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

УДК 6Л.313.281 : 534.1 : 006.354    Группа    С60

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Системе стандартов по вибрации

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ МАССОЙ ДО 0.5 кг

ГОСТ

20832-75*


Допустимая вибрация

Standard system of vibration.

Electric rotative machines of mass <ip to 0.5 kg. Vibration limit

Постановлением Государственного комитета стандарта Совета Министров СССР от 15 мвя 1975 г. Н« 1305 срок действия установлен    <х с /г ОС htU 'СС PUS Л.

'    /    »/и    с 01.07. 1976 г.

Проверен ■ 1981 г. Срои действия продлен ‘rC/ L /ti ,

я» WjVWfrn

Несоблюдение стандарта преследуется по закон1.

/т&'е-Я-Я/--

Пастояшнй стандарт распространяется на нра:цяющиеся электрические машины массой от 0,02 до 0.5 кг и рабочей частотой иращения до G0000 об/мин включительно.

Стандарт устанавливает классификацию но допустимым значениям собственных вибраций электрических машин в собранном виде, не соединенных механически с другими агрегатами при измерении вибрации.

Стандарт соответствует рекомендации СЭВ по стандартизации PC 2557-70.

Термины и определения — по ГОСТ 2-1346—«0. Обозначения и единицы величин -- но ГОСТ 2-1347 -80.

(Измененная редакция, Изм. ,М- 1).

1. ДОПУСТИМАЯ ВИБРАЦИЯ

1.1. В качестве нормируемого параметра внбратт, создаваемой электрической машиной, принимают наибольшее нз средних квадратическн.ч значений виброскоростн (l'*), смеренных в соответствии с методами испытаний, для диапазона or частоты, соответствующей рабочей частоте вращения, до 10000 Гц.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

1

Псреюдопие ^г>/С1 л с Изменением .V. I. утвержденным в алрелс №81 «*. {ИУС 7—I9SI г.).

® Издательство стандартов, 1982

Сгр. 2 ГОСТ 10*32—75

1.2.    В случаях, когда и соответствии со стандартами на машины конкретных типов1 производят спектральный анализ вибрации, дополнительно измеряют и нормируют спектральные составляющие внброскорости, в диапазоне до 10000 Гц илн внброуско-{.■ения в диапазоне, включающем более высокие частоты,

1.3.    Для оценки вибрации собранных электрических машин при выпуске с предприятия-изготовителя устанавливается восемь классов по значению вибрации, создаваемой этими машинами. Индексы классов соответствуют допустимой для данного класса вибро-скорости У*

Классы

Допустимое среднее кмдр»т»ческое значение оейроско^остн. и • с-» • 10-»

0.11

0,11

0,1»

0.18

0.28

0,28

0,45

0,45

0.7

0,70

1.1

1.10

1.8

1.80

2,8

2.80

1.4.    В технически обоснованных случаях по согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем допускается предъявление более жестких требований, чем для класса 0,11 (при этом в качестве допустимых значений внброскорости рекомендуется выбирать значения, служащие продолжением ряда R 20/4 по ГОСТ 8032- 5G), или выпуск электрических машин без предъявления требований к значению создаваемой ими вибрации.

1.5.    Класс вибрации электрических машин нлн более жесткие значения пиброскоростн чем для класса 0,11 указывают в стандартах на машины конкретных типов. При наличии формуляра или паспорта класс вибрации вносят также в эти документы.

Допустимые средние квадратические значения внброскорости, соответствующие указанным классам вибрации, указываются как номинальные с допускаемым отклонением ♦ 20%.

Общие указания и рекомендации по выбору класса вибрации для машин разных типов и снижению вибрации приведены в рекомендуемых приложениях 1 и 2 к настоящему стандарту.

1.6.    Дополнительные требования по ограничению значений отдельных спектральных составляющих внброскорости илн вибро-

1

Здссь и далее при отсутствии стандартов на машины конкретных тняоп требования и нормы указывают в технических условиях, утвержденных в установленном порядке.

ГОСТ 20832—7J Стр. 3

ускорения для случаев, оговоренных в п. 1.2, указывают в стандартах на машины конкретных типов.

1.7. Для электрических машин, которые по данным испытаний удовлетворяют требованиям класса вибрации с меньшим индексом (с меньшим допустимым значением Ve) по сравнению с установленными в технической документации, в формуляре илн паспорте может указываться индекс класса вибрации по данным испытаний.

1.1 —1.7. (Измененная редакция, Изм. № I).

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1.    Параметры вибрации электрических машин измеряют при типовых, периодических и приемо-сдаточных испытаниях на пред-прнятиях-изготовителях в соответствии с программой испытаний, установленной в стандартах на электрические машины конкретных типов.

2.2.    Внбронзмернтельную аппаратуру для работы в диапазоне до 10000 Гц выбирают и контролируют ио ГОСТ 12379-75. Масса вибропреобразователя не должна превышать 10% массы электрической машины. Способы крепления внбропреобразователей на электрической машине должны соответствовать требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке на внбронреобразователи.

2.3.    Прн измерении вибрации применяют упругую установку электрической машины без дополнительной массы, если в стандартах на электрические машины конкретных типов нет специальных требований и указаний на жесткую установку. При упругой установке электрическую машину устанавливают на материалы эластичностью по отскоку не меиее 15% и толщиной не менее 50 мм (например*, пенополиуретан марки 40—1,2), помещенный на массивную платформу.

2.4.    Положение электрической машины при испытании должно соответствовать рабочему положению. Для машин, рабочее положение которых устанавливают любым, испытания проводят в том положении, когда нормируемый параметр вибрации достигнет своего наибольшего среднего квадратического значения.

2.3, 2.4. (Измененная редакция, Изм. № I).

2.5.    При наличии шпоночного паза на выходном конце вала электрической машины испытания проводят без шпонки.

2.6.    Измерения вибрации проводят на подшипниковых щитах или на основных конструктивных элементах, расположенных и непосредственной близости от подшипниковых щитов в трех взаимно перпендикулярных направлениях по осям: х. у, г. Ось г совпа-

Cip. 4

дает с осью вращения, ось х — параллельна плоскости, на которой установлена машина. Прн упругой установке машины с дополнительной массой измерения проводят в соответствии с ГОСТ 12379-75. Число и расположение точек измерения может быть изменено при наличии специальных указаний в стандартах на машины конкретных типов.

2.7. Режим работы электрической машины во время испытаний должен соответствовать ГОСТ 12379-75.

2.8 Протокол испытаний оформляют по ГОСТ 12379-75.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к ГОСТ 20832-75 Рекомендуемое

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КЛАССА ВИБРАЦИИ

I. Класс вибрации для электрических машин копкретных типов выбирают с учетом конкретных данных о машине, ее назначении, эксплуатационных требований и конструктивных особенностей.

2 Для электрических машин общепромышленного назначения групп /М3 к /М4 по ГОСТ 2479-79 рекомендуется применять классы вибрации к соогветст-вин с табл. I.

Таблица I

ГЬовэаедение »коивалеитной массы машины на частоту вращения, К. кг-об/мнн

/«50

50</«'|00<К< <100 ‘ <200

200< К < <1000

К >1000

Класс вибрации, не более

0,45

0.7

1.1

1,8

2.8

Примечание. Произведение эквивалентной массы машины на частоту вращения яплястся характеризационным числом и рассчитывается по формуле

где тн —масса электрической машины, кг.

«р—масса ротор* (якоря), кг; я —частота вращения, об,мин.

3. Для электрических машин общепромышленного назначения с повышенными требованиями к вибрации и шуму и специальных электрических машин рекомендуется примени™ классы вибрации в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Произведение эквивалентной массы машины иа частоту вращения. К. кг-об/мин

А'<50

50 <К< <100

ioo=s.K<

<200

200<К<

<1000

A';» looo

Класс вибрации, не более

0,28

0.45

0.70

1.1

1.8

Стр. 5

Длп электрических машин, этой группы рекомендуется применение подшипников класса 5 и балансировка роторов по классу точности 1,0 ГОСТ 12327 -79.

4. Для специальных электрических машин с повышенными требованиями к вибрации и шуму рекомендуется применять классы вибрации в соответствии с

Произведение эквивалентной массы машины на частоту вращения, К. кг • о б/мин

Л'<30

30

<50

50=5 К< <100

100</С<

<200

200*£К<

<1000

/с>

1000

Класс вибрации, не бо

лее

0,11

0,18

0,28

0,45

0.70

1.1

Для электрических машин этой группы рекомендуется применение подшипников классов 4 и 2 кли подшипников скольжения и балансировка роторов по классу точности 0,4 ГОСТ 12327-79.

2—4. (Измененная редакция. Нам. м I).

5.    В технически обоснованных случаях заказчик может выбирать один из приведенных выше классов в зависимости от условий применения электрической машины.

6.    Для электрических машин с повышенной долговечностью и безотказностью по согласованию с заказчиком допустимая виброскорость может быть уменьшена на один-два класса.

7.    Рекомендуемые величины допустимой вибрационной скорости, приведенные в табл. 1—3 настоящего приложения, соответствуют измерению при упругой установке без дополнительной массы.

При проведении испытаний на упругой установке с дополнительной массой или при жесткой установке допустимое значение виброекорссги !•’« устанавливают нз сравнения с результатами испытаний без дополнительной массы.

в—7. (Измененная редакция, Изм. Л 1).

и

Стр. 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к ГОСТ Ж32-75 Рекомендуемое

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ВИБРАЦИИ

Причины появления вибрации можно разделить на механические, магнитные, резонансные, аэродинамические.

Для невенгклнруемых электрических машин вибрации, вызванная аэродинамическими причинами, незначительна к поэтому может ве учитываться.

1.    Уменьшение амплитуд вынуждающих сил механического происхождения возможно за счет уменьшения значений технологических погрешностей путем более тщательного изготовления, сборки и балансировки роторов (якорей) электрических машин. Уменьшение амплитуд параметрических колебаний возможно за счет использования подшипников с нормированной вибрацией или с умень. шенными технологическими погрешностями, обеспечения равномерной нагрузки иа шарики предварительным осевым натягом, уменьшения радиальной нагрузки, действующей на ротор, снижение сил одностороннего магнитного притяжения, вызываемого иесоосиоггыо статора н ротора.

Уменьшение вибрации, сопровождаемой ударами, достигается созданием предварительного осевого натяга н более равномерной нагрузки на тела качения.

Уменьшение вибрации достигается при применении более вязких смазок.

2.    Уменьшение амплитуд вибрационных вынуждающих сил магнитного происхождения и в первую очередь 0. 1 и 2-го порядков достигается за счет соответствующего выбора чисел и скоса пазов ротора н статора.

Уменьшение эксцентриситета ротора относительно статора, а значит, и снижение сил магнитного происхождения достигается применением метода сквозной расточки (метода расточки с одного установа) посадочных мест под наружные кольца подшипников и внутренней поверхности статора. Этого же можно достичь уменьшением допуска иа биение посадочных мест вала под внутренние кольца подшипников путем использования доведенных центров вала.

1—2. (Измененная редакция. Изм. .4 I).

3.    Необходимо исключать резонансы упругих колебаний сборки статор—корпус. При известных параметрах магнитной системы частоты собственных колебаний должны быть выбраны так. чтобы исключить резонансы колебаний.

Редактор С. Г. Вилькина Технический редактор Л. В. ВеЛмберг Корректор Э. В. Митяй

Сдано в веб. 11.01 82 Иоде, я печ. 21.WS2 ОД п. я. 0.40 уч.-мм. л. Тнр. 0030 11*11» 3 коп.

Ордена «Знак Помета» Изд»т?*кгм с-т»»Д»рто». Моек**. Д-387, Иополресвемский пер . д.. 3. Вильнюсская типография ИзлатеЛьетм стандартов. ул. Мвидвуго, |2М«. За*. Лб

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ