Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ 23734-79

Тракторы промышленные. Методы испытаний

Заменен на ГОСТ 23734-98: Методы испытаний
Действие завершено 01.07.2000

Документ «Тракторы промышленные. Методы испытаний» был заменен.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.01.1981
Заверение срока действия: 01.07.2000
Статус документа на 2016: Неактуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 24

Страница 25

Страница 26

Страница 27

Страница 28

Страница 29

Страница 30

Страница 31

Страница 32

Страница 33

Страница 34

Цена 10 коп.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТРАКТОРЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 23734-7»

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТРАКТОРЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

Методы испытаний

Industrial tractors.

Test methods

гост

23734-79*

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 3 июля 1979 г. № 2377 срок введения установлен

с 01.01.51

Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта от 07.04.86 N9 915

срок действия продлен    до    01.01.91

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на промышленные тракторы общего назначения, в том числе на промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов.

Стандарт не распространяется на лесопромышленные тракторы (в том числе трелевочные), лесохозяйственные и сельсколозяйст-венные модификации промышленных тракторов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Порядок проведения, виды и программа испытаний, число образцов, представленных для испытании, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15.001-73 и ГОСТ 25836-83.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2.    Тракторы, предназначенные для испытаний, должны соответствовать требованиям рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке и технических условий на конкретную модель трактора.

Демонтаж и монтаж сборочных единиц во время испытаний допускается только в случаях, предусмотренных требованиями настоящего стандарта и программой испытаний.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

* Переиздание (июль 1986 г.) с Изменением № 1, утвержденным в апреле 1986 г (ИУС 7—86).

© Издательство стандартов, 1987

ние 2 ч при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива. Измерения следует проводить не менее 7 раз через равные промежутки времени, в том числе в начале и конце испытаний. Испытания следует повторить, если мощность, полученная на основании хотя бы одного измерения, отличается от средней арифметической за время испытания более чем на 2%.

2.3.14.    Испытания по определению показателей на ВОМ в зависимости от частоты вращения проводят при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче. Частоту вращения необходимо последовательно уменьшать от л^1,05 Ян.э до «^0,85 «м где ян.э — частота вращения при номинальной эксплуатационной мощности, лм — частота вращения при максимальном крутящем моменте.

2.3.15.    Испытания по определению показателей на ВОМ при частичных нагрузках проводят при работе дизеля в диапазоне изменения частоты вращения под воздействием регулятора при положении его органов управления, соответствующем полной подаче топлива, в последовательности значений моментов на хвостовике ВОМ, приведенной ниже:

а)    по технической документации предприятия-изготовителя трактора, а при отсутствии — 85% момента по подпункту г;

б)    без нагрузки (допускается не отсоединять нагружающее устройство, если момент сопротивления его при выключенной нагрузке не превышает 5% значения момента на хвостовике ВОМ по подпункту а);

в)    50% значения, указанного в подпункте а;

г)    равен моменту при максимальной мощности по п. 2.3.14;

д)    25% значения, указанного в подпункте а\

е)    75% значения, указанного в подпункте а.

Продолжительность работы дизеля на каждом режиме—20 мин.

2.3.16.    Испытания по определению показателей работы при частоте вращения хвостовика ВОМ, регламентированной для работы с агрегатируемыми машинами и орудиями, проводят в течение 2 ч при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива. Измерения следует проводить не менее 7 раз через равные промежутки времени, в том числе в начале и конце испытаний. Испытание следует повторить, если мощность, полученная хотя бы при одном измерении, отличается от средней арифметическое за время испытаний более чем на 2%.

Испытания не проводят, если частота вращения хвостовика ВОМ, установленная предприятием-изготовителем трактора, совпадает с частотой вращения хвостовика ВОМ при испытаниях по п. 2.3.13.

1.3.    Эксплуатацию трактора при испытаниях, его обкатку, в том числе дизеля, следует проводить в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и техническими условиями на конкретную модель трактора.

1.4.    Топливо, масло и специальные жидкости должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации. Их физико-химические параметры должны быть удостоверены паспортом или протоколом испытаний.

1.5.    Эксплуатационные показатели, в том числе показатели надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности), а также показатели безопасности труда, следует определять в соответствии с утвержденными программой и методикой испытаний на конкретную модель трактора или агрегата. Допускается применять методы ускоренных испытаний, обеспечивающих достоверность результатов.

1.6.    Допускаемые предельные изменения величин, установленные в настоящем стандарте, должны обеспечиваться с точностью, при которой разность средних значений величин, полученных на основании измерений, не должна отличаться от регламентированных более чем на погрешность средств измерения.

1.7.    Испытания, за исключением случаев особо указанных в на-стоящем стандарте, следует проводить при нормальных значениях факторов внешней среды по ГОСТ 15150-69.

1.8.    Применяемые средства измерения должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.002-86.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1.    Определение линейных размеров, углов и объемов емкостей

2.1.1.    Линейные размеры, углы и объемы емкостей следует оп-ределять непосредственным измерением или расчетом на основании измерений.

2.1.2.    Трактор при его измерениях должен быть установлен на площадке с бетонным основанием и покрытием, не уступающим ему по плотности.

Отклонение от плоскостности поверхности площадки в пределах габаритов машины не должно быть более 5 мм. Отклонение от горизонтального положения плоскости, прилегающей к поверхности площадки, в тех же габаритах не должно быть более 2°.

2.1.3.    Положение колес при измерениях трактора должно быть симметричным относительно продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей. Измерения следует проводить не ранее чем через 15 мин после накачки шин. Погрешность манометра при измерениях давления в шинах по абсолют-

ГОСТ 23734-79 Стр. 3

ной величине не должна быть более 5%. Давления в шинах одной и той же оси, если нет особых указаний в инструкции по эксплуатации, не должны отличаться более чем на указанную погрешность.

2.1.4.    Вертикальные линейные размеры трактора следует определять по вертикали от поверхности площадки, а горизонтальные — по прямой, прилегающей к опорной поверхности или параллельной ей.

2.1.5.    Линейные размеры, если их предельные значения установлены нормативно-технической документацией на трактор, следует определять при комплектностях, давлениях в шинах, регулировках и исполнениях, соответствующих этим значениям. При этом масса груза на сиденье при комплектности, соответствующей наибольшей эксплуатационной массе трактора, должна быть 120 кг, а при наименьшей — 60 кг. В случае отсутствия требований по предельным значениям масса груза на сиденье должна быть равна 75 кг.

2.1.6.    Базу колесного трактора следует определять как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров, параллельных продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, между контурами и по контурам отпечатков колес на опорной площадке или горизонтальных сечений колес на высоте (одной для всех колес) не более 70 мм с правой и левой сторон машины в соответствии с черт. 1.

Черт. I

Стр, 4 ГОСТ 23734-79

Допускается при колесах, установленных параллельно вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, определять базу средним расстоянием по горизонтали между осями.

2.1.7.    Ширину колеи гусеничного трактора следует определять как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров в плоскости, нормальной к продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, между внутренними кромками звеньев правой и левой гусениц и их внешними кромками, измеренных спереди и сзади трактора на высоте до 70 мм от опорной поверхности.

2.1.8.    Ширину колеи колесного трактора следует определять как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров в плоскости, нормальной к продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, между контурами и по контурам отпечатков колес осей на опорной площадке или горизонтальных сечений ^олес на высоте (одной для всех колес) не более 70 мм в соответствии с черт. 1.

Допускается при колесах, установленных параллельно продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, определять колею расстоянием между колесами с добавлением ширины колеса (колес) по линии измерения.

2.1.9.    Дорожный просвет следует определять наименьшим вертикальным размером до остова трактора в пределах у4 ширины колеи в соответствии с требованиями пп. 2.1.7 и 2.1.8 от продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей в соответствиии с черт. 2.

*/4 ширины коней

Испытания следует проводить при комплектности трактора, соответствующей наибольшей эксплуатационной массе.

2.1.10. Габаритный размер по высоте трактора следует определять как наибольший, полученный в процессе измерений при ком-

ГОСТ 23734-79 Стр. 5

плектности трактора, соответствующей наименьшей эксплуатационной массе.

2.1.11.    Измерения по пп. 2.1.6, 2.1.8—2.1.10 следует проводить не менее чем при четырех положениях ведущих колес, поворачиваемых при каждом последующем измерении на угол , где

п — число измерений.

Допускается проводить измерения по пп. 2.1.8—2.1.10 при движении машины с минимально возможной скоростью.

2.1.12.    Радиус поворота трактора следует определять:

при установившемся движении по окружности на минимально возможной для даннцй передачи скорости движения и положениях органов управления, соответствующих минимальному радиусу поворота;

для колесных машин на площадке по п. 2.1.2, а для гусеничных — на глинистой укатанной горизонтальной площадке с плотностью, соответствующей 5—12 ударам плотномера ДорНИИ, и влажностью на глубине 8—12 см 8—15%. При этом отклонение от плоскостности в пределах габаритов машины не должно быть более 20 мм, а угол наклона прилегающей плоскости не должен быть более 2°.

Радиус поворота трактора, характеризуемый движением остова машины, следует определять расчетом согласно рекомендуемо^ му приложению 1 на основании вычерченных на опорных площадках окружностей при помощи устройства, два чертящих острия которого находятся в плоскости, параллельной продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей.

Радиус поворота трактора, характеризуемый траекторией движения колеса, меняющего свое положение относительно остова машины, следует определять как средний на основании вычерченных на опорных площадках окружностей при помощи устройства, два чертящих острия которого расположены по обе стороны колеса на равном расстоянии от наиболее выпуклой нагруженной части шины в соответствии с рекомендуемым приложением 1.

Измерения следует проводить не менее чем в четырех местах, равномерно расположенных по окружности.

2.1.13.    Погрешность средств измерения линейных размеров не должна быть по абсолютной величине более 2 мм.

2.1.14.    Начальный заправочный объем емкостей и рабочий объем при замкнутой жидкостной системе следует определять количеством жидкости, заливаемой в пустую емкость до уровня установленного техническими условиями или инструкцией по эксплуатации на конкретную модель трактора.

2.1.15.    Рабочий объем емкостей при незамкнутой жидкостной системе следует определять количеством жидкости, сливаемой через расходное отверстие.

Стр. 6 ГОСТ 23734-79

2.1.16.    Относительная погрешность средств измерения при определении объемов емкостей не-должна быть по абсолютной величине более 1 %.

2.1.17.    Угловые размеры следует определять по отношению к прямой, прилегающей к поверхности площадки в пределах габаритов машины.

2.1.18.    Погрешность средств измерения при определении угловых размеров не должна быть по абсолютной величине более 1°. В случае, когда погрешность не соответствует указанной в технических условиях нд конкретную модель трактора, следует применять косвенные измерения угловых величин, обеспечивающие необходимую точность измерения.

2.2. Определение масс, координат центра тяжести и удельного давления на грунт

2.2.1.    Массу трактора и его частей следует определять непосредственным взвешиванием или расчетом на основании измерений.

2.2.2.    Масса трактора и его частей, координаты центра тяжести и удельное давление на грунт должны быть определены при комплектностях и линейных размерах, соответствующих приведенным в пп. 2.1.3, 2.1.5, а также при положении центра тяжести в горизонтальной плоскости с грузом и его расположением в соответствии с требованиями ГОСТ 19677-74.

2.2.3.    Относительная погрешность средств измерения при определении массы не должна быть по абсолютной величине более 0,5%.

2.2.4.    Площадка, на которой установлено весовое устройство, должна соответствовать требованиям, указанным в п. 2.1.2. Отклонение от плоскостности поверхностей площадки и весового устройства в пределах габарита машины в нагруженном установившемся положении при установке трактора непосредственно на весы и площадку одновременно не должно быть более 30 мм.

2.2.5.    Перемещение платформы весов должно совпадать по направлению с движением трактора при его установке на весы и соответствовать инструкции по их эксплуатации.

2.2.6.    Колеса или гусеницы трактора при взвешивании по п. 2.2.4 должны быть расторможены и отсоединены от двигателя в наиболее близком к ним месте, предусмотренном конструкцией для отключения.

2.2.7.    Массы, создающие нагрузки, передаваемые колесами на грунт, следует определять при установке трактора на платформу весов последовательно колесами:

одной оси, обеих осей, другой оси;

одной стороны, обеих сторон, другой стороны.

Измерения в каждом случае следует повторить в обратном порядке, установив трактор в противоположном направлении.

ГОСТ 23734-79 Стр. 7

Допускается при наличии на тракторе шарнира, обеспечивающего самоустановку одной из осей, или при взвешивании на секционных весах измерять массы, создающие нагрузку, для каждого колеса в отдельности.

2.2.8.    Массы, создающие нагрузки, передаваемые гусеницами на грунт, следует определять при установке трактора на платформу весов последовательно гусеницами одной стороны, обеих сторон, другой стороны. Измерения следует повторить в обратном порядке, установив трактор в противоположном направлении.

2.2.9.    Продольную и поперечную координаты центра тяжести колесного трактора следует определять согласно рекомендуемому приложению 2 на основании измерений по п. 2.2.7, гусеничного трактора — согласно рекомендуемому приложению 2 на основании измерений по п. 2.2.8.

Допускается определять продольную и поперечную координаты центра тяжести трактора установкой его на сбалансированную или несбалансированную платформу, а также при наличии сбддан-сированной платформы по положению равновесия.

2.2.10.    Расхождение результатов взвешивания при установке трактора на весы колесами одной и той же оси, одной и той же гусеницей, а также между суммой составляющих и массой трактора в целом не должно выходить за пределы погрешности, регламентированной в п. 2.2.3.

2.2.11.    Высоту расположения центра тяжести следует определять методами взвешивания или динамометрирования с поднятой осью или установкой трактора на наклонной платформе. При этом угол наклона трактора должен быть не менее 15°, а измерения следует проводить не менее чем при трех различных углах наклона с интервалом не менее 4°. Допускается применять другие методы измерений, обеспечивающие заданную погрешность измерения.

Расчет высоты расположения центра тяжести, а также положение трактора при взвешивании или динамометрировании должны соответствовать рекомендуемому приложению 2.

2.2.12.    Среднее удельное давление на грунт следует определять по обязательному приложению 3.

2.3. Определение показателей работы трактора при торможении через вал отбора мощности (ВОМ), кроме синхронного, механически связанный с выходным валом дизеля

2.3.1.    Показатели работы трактора при испытании через ВОМ следует определять методом торможения его хвостовика на неподвижном тракторе.

2.3.2.    Испытания следует проводить на тракторе, прошедшем обкатку в соответствии с п. 1.3.

Стр. 8 ГОСТ 23734-79

2.3.3.    Трактор при испытаниях должен быть установлен и за-фиксирован от смещения на площадке, соответствующей в части плоскостности требованием п. 2.1.2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.4.    Хвостовик ВОМ должен быть соединен с нагружающим устройством двухшарнирным карданным валом. Угол между хвостовиком ВОМ и валом нагружающего устройства не должен быть более 2°, а углы между смежными валами не должны быть более 7°.

2.3.5.    Устройство стенда, предназначенное для отвода отработавших газов, не должно изменять мощность трактора на хвостовике ВОМ по сравнению с его мощностью при системе выпуска* используемой в эксплуатации.

Неизменность мощности следует проверять на режимах, регламентированных программой испытаний.

2.3.6.    Температура и давление топлива на входе в двигатель— по ГОСТ 7057-81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.7.    Температура окружающего воздуха при испытаниях должна быть 15—27°С, а барометрическое давление — не менее 96,6 кПа.

Допускается, если это установлено программой, проводить испытания при других атмосферных условиях.

Барометрическое давление, температуру и влажность окружающего воздуха следует измерять впереди трактора на расстоянии 2,0—2,5 м от него и 1,5—2,0 м от поверхности площадки.

2.3.8.    Составные части трансмиссии, не передающие мощность нагружающему устройству, и оборудование, не предназначенное для обеспечения работы дизеля (насосы гидросистем, генераторы, компрессоры тормозной системы, вентиляторы охлаждения масла гидротрансмиссии и др.), должны быть отключены. Если отключение не предусмотрено конструкцией, указнные составные части трансмиссии и оборудование должны работать без нагрузки.

2.3.9.    Температура охлаждающей жидкости и масла во время испытаний должна соответствовать указанной в инструкции по эксплуатации трактора. При отсутствии таких указаний температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля и масла в поддоне или перед масляным радиатором должна находиться в пределах соответственно 75—85 и 85—95°С.

2.3.10.    Температуру топлива следует измерять на входе в фильтр грубой очистки топлива, установленный на дизеле (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле — на входе в топливоподкачивающий насос).

2.3.11.    Погрешности средств измерений по абсолютной величине не должны быть более указанных в табл. 1.

ГОСТ 23734-79 Стр. 9

Таблица 1

Наименование параметра

Обозначение

Погрешность

1.    Момент на хвостовике ВОМ, Н * м

2.    Частота вращения хвостовика ВОМ, об/мин

3.    Частота вращения коленчатого вала

Мвом

Явом

0,01 Мвомр 0,005 Явом.

дизеля, об/мин

я

0,005 «н.э, но не более 10 об/мин

4. Расход топлива (массовый), кг/ч

Gr

0,005 GT

5.    Барометрическое давление, кПа

6.    (Исключен, Изм. № 1).

7.    Температура окружающего воздуха, •С;

Вокр

0,2

по сухому термометру

tcyx

1

по мокрому термометру 8. Давление масла в точке, указанной в технической документации предприятия-из

thlOKP

1

готовителя дизеля, МПа 9. Давление топлива перед топливопод-

0,02

качивающим насосом, МПа

10. Температура топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива, установленный на дизеле (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле — на вхо

Pt

0,005

де в топливоподкачивающий насос), °С 11. Температура воздуха перед входом в воздухоочиститель на расстоянии не более

tx

1

0,1 м от входа, °С

12. Температура охлаждающей жидкости

^OKP

\

на выходе из дизеля, °С

13. Температура масла в поддоне или

3

перед масляным радиатором, °С

3

Примечания:

1.    Л1вомр —расчетный момент на хвостовике ВОМ, соответствующий моменту при номинальной мощности дизеля, указанной в технических условиях на дизель.

2.    Расход топлива определяют из условия разности масс топлива, подведенного к дизелю и перепускаемого от топливного насоса высокого давления и форсунок в топливный бак. При этом, если используют отдельно устройство для измерения расхода перепускаемого топлива, допускается погрешность измерения расхода топлива дизелем увеличить в 2 раза по сравнению с указанной в п. 2.3.11.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.12.    Дизель при испытаниях, кроме установленных в п. 2.3.17, должен проработать в каждом режиме перед началом измерений не менее 5 мин.

2.3.13.    Испытания по определению максимальной мощности на ВОМ при частоте вращения, регламентированной техническими условиями на конкретную модель трактора, проводят в тече-

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ