ГОСТ 968-68
Пиломатериалы авиационные (бруски и доски). Технические условия
Предлагаем прочесть документ: Пиломатериалы авиационные (бруски и доски). Технические условия. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 968-68» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.01.1970 | |
---|---|---|
21.07.1968 | Утвержден | Госстандарт СССР |
Издан | Стандартинформ | |
Разработан | Минлеспром СССР | |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПИЛОМАТЕРИАЛЫ АВИАЦИОННЫЕ (БРУСКИ И ДОСКИ)
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Издание официальное
Москва Ц-Hl Стэндартимформ I 2007
Поправка к ГОСТ 968-68 Пиломатериалы авиационные (бруски и доски). Технические ус.ювня
| ||||||
(ИУС№ 10 2008 г.) |
УДК 674.038.6:006.345 Группа K2I
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
11ИЛОМАГЕРИАЛЫ АВИАЦИОН Н Ы Е
(БРУСКИ И ДОСКИ) ГОСТ
О^о_
Технические условия
Sawn timber (bars and boards) for aircraft.
Specifications
М КС 79.040 ОКП 53 3140
Дата введения 01.01.70
Настоящий стандарт распространяется на выпиленные из авиационных кряжей пиломатериалы хвойных и лиственных порол, поставляемые для выработки деревянных заготовок и деталей, применяемых в самолетостроении, вертолетостроен и и, в производстве авиационных винтов и лыж.
I. ТИПЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Авиационные пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски и бруски.
Термины и определения — по ГОСТ 18288.
Бруски выпиливают по сбегу.
1.2. Номинальные размеры по толщине и ширине пиломатериалов — по ГОСТ 24454, подлине — от 1.5 м и более с градацией 0.1 м.
1.1. 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 2).
1.3. (Исключен, Изм. № 2).
1.4. Номинальные размеры авиационных пиломатериалов по толщине и ширине установлены ятя древесины влажностью 20 %. При влажности древесины более или менее 20 % фактические размеры толщины и ширины должны быть более или менее номинальных размеров на соответствующую величину усушки по ГОСТ 6782.1 — для пиломатериалов хвойных пород и ГОСТ 6782.2 — для пиломатериалов лиственных пород.
1.5. Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине и ширине пиломатериалов — по ГОСТ 24454, по длине — ± 20 мм.
1.4. 1.5. (Измененная редакция, Изм. .N5 2).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Пиломатериалы должны изготовляться из древесины следующих пород: сосны, ели обыкновенной, аянской и сибирской, кедра сибирского и корейского, пихты кавказской и европейской, лиственницы сибирской и даурской, дуба, бука, ясеня обыкновенного и маньчжурского, липы, березы желтой и черной.
2.2. По качеству древесины авиапиломатериалы разделяют на два сорта: первый и второй.
2.3. Бруски длиной от 1,5 до 1,9 м. а также бруски с поперечным сечением 32 х 40 и 40 х 40 мм относят к брускам второго сорта.
2.4. Доски, из которых выходит больше половины брусков длиной менее 2 м, относят ко второму сорту.
2.5. Авиационной считают древесину, отвечающую по качеству требованиям пп. 2.6 и 2.7.
2.6. В брусках и авиационных частях досок не допускаются пороки древесины, превышающие нормы, установленные в табл. 1.
И манне официальное Перепечатка воспрещена
★
© Стандартинформ, 2007
С. 2 ГОСТ 968-68
Таблица I | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 968-68 С. 3
Продолжение табл. I | |||||||||||||||
|
Примечания:
1. Пороки дрсассины. не упомянутые в настоящем стандарте, в брусках и авиационных частях досок не допускаются.
2. В нсавиационной части пиломатериалов пороки допускаются в пределах норм, установленных ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Гнили и цветные окраски грибного происхождения не допускаются.
3. На необрезных кромках пиломатериала допускаются пороки при глубине залегания не более 5 мм. кроме повреждений грибного происхождения.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.7. Макроструктуры и физико-механические показатели лревесииы брусков и авиационных частей досок должны соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
С. 4 ГОСТ 968-68
Продолжение тайл. 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П р и XI с 'I а н м с. Группа I — лрсвссина с повышенными механическими свойствами для самолетостроения. всртолстостроения, винтов и лыж: группа 2 (основная) — лрсвссина для самолетостроения и всртолсто-стросння, винтов и лыж. |
(Измененная редакция, Изм. .Y° 2).
2.8. Влажность древесины пиломатериалов не должна превышать 22 %.
Примечание. Для лесозаводов, не имеющих сушильных камер, поставка пиломатериалов в период с I ноября по I марта допускается с неограниченной влажностью, за исключением пиломатериалов, поставляемых в районы и из районов Средней Азии. Кавказа и Приморского края.
(Измененная редакция, Изм. .\е 2).
2.9. Доски по качеству считают кондиционными, если выход из них авиационной древесины, т. е. брусков размерами по длине и ширине, указанными в п. 1.2, составляет не менее 30 % площади узкой пласти.
2.10. Полностью авиационными пиломатериалы считают в том случае, когда древесина всего объема пиломатериала, а в дубе, ясене маньчжурском и лиственнице — ядровой части является авиационной. Древесина брусков должна быть полностью авиационной, за исключением одностороннеобрезных брусков, на кромках которых допускаются пороки в соответствии с примечанием 3 табл. 1.
2.11. Угол наклона годовых слоев в авиационных пиломатериалах толщиной 40 мм и более не нормируется, а в авиационных пиломатериалах толщиной до 32 мм включительно должен быть не менее 15‘.
Угол наклона годовых слоев в авиационных пиломатериалах, применяемых в вертолетострое-нии, должен быть в пределах: для сосны 30—75"и для ясеня 10—75’.
2.12. Непараллельное™ пластсй и кромок в обрезных пиломатериалах, а также пластей в необрезных пиломатериалах допускается в пределах отклонений от номинальных ра!меров, установленных ГОСТ 24454.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.13. Продольная покоробленность по обрезной пласти и кромке по длине пиломатериалов допускается со стрелой прогиба:
1 мм на I м длины — для 1-го сорта;
2 мм на I м длины — для 2-го сорта.
На необрезных кромках допускается односторонняя кривизна, со стрелой прогиба до 1.0 % от длины, на которой она наблюдается, для хвойных и до 2,0 % — для лиственных пород.
Разносторонняя кривизна, поперечная и винтовая покоробленность в пиломатериалах не допускаются.
2.14. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен быть более
1250 мкм по ГОСТ 7016.
(Измененная редакция, Изм. .\ё 2).
2.15. Торцы пиломатериалов должны быть опилены перпендикулярно продольной оси. Не содержащие авиационной древесины концы досок, а также загрязненные торны должны быть опилены.
ГОСТ 968-68 С. 5
2.16. Необрезные кромки пиломатериалов хвойных пород должны быть очищены от коры и
луба.
2.17. Доски и бруски принимают партиями, рассортированными по породам, сортам, толщине и длине.
Партией считают количество пиломатериалов, оформленные одним документом.
Примечание. Тонкие доски тверлых лиственных пород, древесина которых полностью авиационная, а также пиломатериалы группы I, при требовании потребителя на их отсортировку, должны быть предъявлены к сдаче отдельными партиями.
(Измененная редакция. Изм. № 2).
2.18. Пиломатериалы в количественных соотношениях по породам, размерам, сортам поставляют в соответствии с обоснованной спецификацией потребителя.
2.19. Поставка досок из древесины всех пород, кроме липы, из которых выходит больше половины брусков длиной менее 2 м, допускается в количестве не более 10 % от объема поставляемой партии.
2.20 Поставка брусков из древесины всех пород, кроме липы, длиной менее 2 м не должна превышать 10 % от объема поставляемой партии.
2.21. В сдаваемых партиях тонких досок лиственных пород количество необрезных досок шириной от 120 до 180 мм и односторонне-обрезных — от 60 до 90 мм не должно превышать 25 % всей партии соответственно необрезных и односторонне-обрезных досок.
2.22. Поставка авиапиломатериалов из сплавной древесины для вертолетостроения не допускается.
2.23. Пиломатериалы должны быть приняты отделом технического контроля предприя-тия-изготовителя и техническим контролем потребителя.
2.24. Предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию актом приемки, га-рантируюшим соответствие пиломатериалов требованиям настоящего стандарта, показателям плотности и макроструктуры (числу годовых слоев и проценту поздней древесины) с указанием района (края, области) произрастания.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Соответствие пиломатериалов требованиям настоящего стандарта проверяют наружным осмотром и обмером каждой штуки пиломатериалов в отдельности. Контрольной проверке чистоты поверхности подвергают пиломатериалы в количестве 3 % от партии, по не менее 10 шт.
3.2. Длину пиломатериалов измеряют по наименьшему расстоянию между торцами.
3.3. Ширину пиломатериалов измеряют:
а) обрезных досок — в любом месте длины, но не ближе 150 мм от торца;
б) необрезных досок и одностронне-обрезных досок и брусков:
- при определении общего объема — по середине длины пиломатериала (без учета коры) как полусумму ширни обеих пластей, причем величины менее 5 мм не учитывают, а величины 5 мм и более считают за 10 мм;
- при определении кондиционности — по узкой пласти (без учета коры) в месте наименьшей ширины, причем для дуба, ясеня маньчжурского и лиственницы ширину определяют по ядровой части;
в) обрезных брусков — в месте наименьшей ширины.
3.4. Толщину пиломатериалов измеряют в любом месте длины, но не ближе 150 мм от торцов.
3.5. Длину и толщину пиломатериалов измеряют с точностью принятых градаций, с учетом допускаемых отклонений, причем доли менее принятых градаций в расчет не принимают.
Для определения размеров толщины и ширины применяют металлическую линейку по ГОСТ 7502. измерительную линейку по ГОСТ 427. штангенциркуль по ГОСТ 166: длины — металлическую линейку по ГОСТ 7502.
Допускается проводить измерение шаблонами, калибрами и другими инструментами, имеющими точность измерения не ниже, чем по ГОСТ 427. ГОСТ 166. ГОСТ 7502.
3.6. Объем авиационных пиломатериалов вычисляют по ГОСТ 5306. Для исчисления объема авиационной части ширины пиломатериалов из дуба, маньчжурского ясеня и лиственницы измеряют по ядровой части.
При обмере и исчислению объема пиломатериалов неавиационную древесину оценивают по ГОСТ N486 или по ГОСТ 2695 и в объем поставки авиационной древесины не засчитывают.
3.5, 3.6. (Измененная редакция, Изи. № 2).
С. 6 ГОСТ 968-68
3.7. Макроструктуру, влажность и физико-механические показатели авиационной древесины определяют по ГОСТ 3934.
3.8. Параметры шероховатости поверхности определяют по ГОСТ 15612. Для установления параметра шероховатости поверхности Rmmxx измеряют 10 наиболее глубоких неровностей на худшей пласти.
(Измененная редакция, Изм. .V* 2).
3.9. Пороки древесины измеряют по ГОСТ 2140.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Маркировку, содержащую наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, и сорт пиломатериааа наносят клеймом, штемпелем или кистью несмываемой краской в толстых пиломатериалах — на один из торцов, в тонких - на одну из пластей.
Наименование или товарный знак предприятия-изготовителя устанавливают по соглашению сторон.
Устанавливают следующее обозначение сортности пиломатериалов:
I сорт — одна вертикальная полоса (1);
II сорт — две вертикальные полосы (II).
На пласти каждой доски или бруска должны быть отмечены и написаны мелком длина или ширина авиационной части пиломатериала.
П р и м с ч а н м с. Пиломатериалы первой группы, при наличии требования заказчика на отсортировку их из обшей партии, должны быть маркированы нанесением на тореи одной точки несмываемой краской.
4.2. Транспортирование пиломатериалов производят в крытых вагонах с прокладками между отдельными рядами пиломатериалов.
4.3. Пиломатериалы хранят в крытых сухих складах уложенными в штабеля, рассортированными по породам, сортам, толщине и длине, с прокладками между рядами. Прокладки должны быть из здоровой, сухой древесины.
Сохраните страницу в соцсетях: |
|
- Акт приема-передачи объекта социально-культурного
- Временная методика оценки жилых помещений 1995
- Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок
- Нормы обслуживания лифтов
- О государственной экологической экспертизе
- О порядке составления сметной документации
- О разработке элементных сметных норм
- Обогащение отсевов дробления каменных материалов
- Перечень документов представляемых предприятиями
- Порядок определения стоимости строительства инофирм
- Порядок проведения государственной экспертизы
- Постановление о порядке применения новых материалов
- Примерный перечень строительных машин
- Разработка единичных расценок
- Расчет затрат на службу заказчика-застройщика
- РТМ 36.6-87
- СТО БДП-3-94
- Указания по расчету и проектированию свай
- Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
- СНиП III-В.6-62
- ГОСТ 17.1.5.02-80
- ВСН 190-85
- РД 102-63-87
- ВСН 2-135-81
- ВСН 197-86
- ВСН 2-149-82
- СП 34-112-97
- ТУ 36-1180-85
- ВСН 201-86
- ВСН 31-82
- ВСН 2-127-81
- СНиП 2.04.08-87
- СНиП II-93-74
- СНиП 2.05.06-85
- ВСН 157-83
- ГОСТ Р 50647-94
- СНиП III-4-80
- ВСН 195-86
- СНиП 1.06.05-85
- СНиП 3.01.01-85
- Указания по применению ценников на пусконаладочные работы. Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого применения
- СНиП II-18-76
- Сборник 13
- СНиП 2.04.01-85
- Методические указания