ГОСТ Р 52160-2003
Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Предлагаем прочесть документ: Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ Р 52160-2003» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.01.2005 | |
---|---|---|
18.12.2003 | Утвержден | Госстандарт России |
Издан | Стандартинформ | |
Издан | Стандартинформ | |
Издан | Стандартинформ | |
Издан | ИПК Издательство стандартов | |
Разработан | НИИАТ Министерства транспорта РФ | |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов Нормы и методы контроля при оценке технического
состояния
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2007
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран — членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран — членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
© ИПК Издательство стандартов, 2004 © СТАНДАРТИНФОРМ, 2007 © СТАНДАРТИНФОРМ, 2008 Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)
Содержание
1 Область применения.................................................................1
2 Нормативные ссылки.................................................................1
3 Термины и определения..............................................................1
4 Нормы дымности....................................................................2
5 Методы контроля....................................................................2
Приложение А Пересчет значений к в N...................................................4
Приложение Б Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (л) и дымности (к)
от времени (f) за единичный цикл свободного ускорения........................5
Ill
Изменение № 1 ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния Утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.05.2012 № 64-ст
Дата введения — 2012—07—01
Раздел 1. Заменить слова: «автотранспортных средств категорий М1; М2, М3, Nj, N2, N3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей)» на «транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния».
Раздел 2. Первый абзац. Заменить слова: «использована ссылка на» на «использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:»;
дополнить ссылками:
«ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования».
Пункты 3.1, 3.2 изложить в новой редакции:
«3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5—1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения птах, мин-1: Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода».
Пункт 3.10. Наименование термина. Заменить обозначение: «Ху» на
«Хер».
Пункт 3.12 изложить в новой редакции:
«3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя».
Пункт 3.13. Заменить слова: «автотранспортное» на «транспортное»,
«прошедший регистрацию» на «прошедший государственную регистрацию».
Раздел 3 дополнить пунктами — 3.14—3.16:
«3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования».
Пункт 4.2 изложить в новой редакции:
«4.2 Дымность Хер автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24».
Пункт 4.3. Заменить обозначение: «Х1^» на «Хер»;
дополнить абзацем (после последнего):
«Дымность Хер на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) — не более 1,5 м-1».
Пункт 5.2.4 дополнить ссылкой: [1].
Пункты 5.3.2, 5.3.3. Заменить слова: «предприятием-изготовителем» на «изготовителем».
Пункт 5.3.4. Четвертый абзац. Исключить слова: «(для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2, N3)»;
седьмой абзац изложить в новой редакции:
«- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг»;
примечание исключить.
Пункт 5.3 дополнить подпунктом — 5.3.5:
«5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения».
Пункты 5.4.1 (шестой абзац), 5.4.2. Заменить обозначение: «Ху» на «Х ».
ер
Стандарт дополнить разделом — 6:
«6 Требования безопасности
6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений — по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума — по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации — по ГОСТ 12.1.012.
6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля».
Стандарт дополнить приложением — В:
«ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)
Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия
Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.
Т а б л и ц а В.1 | ||||||||||||
|
(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТР 52160-2003) Окончание таблицы В.1
| |||||||||||||||
Стандарт дополнить элементом — «Библиография»: |
[1] ПР 50.2.006—94 [2] Правила ЕЭК ООН № 83-05 [3] Правила ЕЭК ООН № 49-04 «Библиография | Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двига- |
телей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[4] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся № 49-05 официального утверждения двигателей с вос
пламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
(Продолжение ем. е. 42)
[5] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся
№ 96-02 официального утверждения двигателей с вос
пламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями
[6] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся
№ 83-06 официального утверждения транспортных
средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя».
Библиографические данные. Ключевые слова. Заменить слова: «автомобиль» на «автомобили», «нормы дымности» на «нормы», «методы измерения дымности» на «методы измерения».
(ИУС № 7 2012 г.)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
Дата введения 2005—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) до упора.
3.2 максимальная частота вращения птах, мин-1: Ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали.
3.3 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения к и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
Издание официальное
3.7 коэффициент поглощения света к, м-1: Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ^.
3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Хм, м-1: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
3.11 предельно допустимое значение дымности XL, м-1: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3.13 автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света к, вспомогательным — коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет к в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.
4.2 Дымность обкатанных автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения Xl, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенное на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 или приложением 2 Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомобилей не должна превышать более чем на 0,5 м-1 значение коэффициента поглощения XL.
1
4.3 Дымность Хм автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м-1 — для двигателей без наддува;
3.0 м-1 — для двигателей с наддувом.
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения к и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0—100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0—6000 мин-1 и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и птах, которые должны быть в пределах, установленных предпри-ятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2, N3);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач — селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание — При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на лт;п равномерно перемещают педаль за 0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2—3 с. Отпускают педаль и через 8—10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют среднеарифметическое значение Xм четырех последних измерений Хм, которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (п) и дымности (к) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение X м, полученное в одной из выпускных труб.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
Пересчет значений к в N (для дымомера с L, равной 0,43 м)
к, м 1 N, % |
0,0 0,0 |
0,1 4 |
0,2 8 |
0,3 11 |
0,4 15 |
0,5 20 |
0,55 21 |
0,6 23 |
0,65 24 |
к, м-1 |
0,7 |
0,75 |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
0,95 |
1,0 |
1,05 |
1,1 |
N, % |
26 |
28 |
29 |
31 |
32 |
34 |
35 |
36 |
38 |
к, м-1 |
1,15 |
1,2 |
1,25 |
1,3 |
1,35 |
1,4 |
1,45 |
1,5 |
1,55 |
N, % |
39 |
40 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
49 |
к, м-1 |
1,6 |
1,65 |
1,7 |
1,75 |
1,8 |
1,85 |
1,9 |
1,95 |
2,0 |
N, % |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
к, м-1 |
2,05 |
2,1 |
2,15 |
2,2 |
2,25 |
2,3 |
2,35 |
2,4 |
2,45 |
N, % |
59 |
59,5 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
64,4 |
65 |
к, м-1 |
2,5 |
2,55 |
2,6 |
2,65 |
2,7 |
2,75 |
2,8 |
2,85 |
2,9 |
N, % |
66 |
67 |
67,3 |
68 |
69 |
69,3 |
70 |
71 |
71,3 |
к, м-1 |
3,0 |
3,05 |
3,1 |
3,15 |
3,2 |
3,25 |
3,3 |
3,35 |
3,4 |
N, % |
72,5 |
73 |
73,6 |
72 |
75 |
75,3 |
76 |
76,3 |
77 |
к, м-1 |
3,45 |
3,5 |
3,55 |
3,6 |
3,65 |
3,7 |
3,75 |
3,8 |
3,85 |
N, % |
77,3 |
78 |
78,3 |
79 |
79,2 |
80 |
80,1 |
80,5 |
81 |
к, м-1 |
3,9 |
3,95 |
4,0 |
4,05 |
4,1 |
4,15 |
4,2 |
4,25 |
|
N, % |
81,3 |
81,7 |
82 |
82,5 |
83 |
83,3 |
83,7 |
84 |
100 |
Примечание — Пересчет значений где к — коэффициент поглощения света, м L — эффективная база дымомера, м; N — коэффициент ослабления света, % |
N в к проводят по формуле 1 N k=_Lln(1 _Тоо)’ -1; |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (п) и дымности (к) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения
а — начало 1-го цикла свободного ускорения;
б — окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 — частота вращения коленчатого вала двигателя (п);
2 — дымность отработавших газов двигателя (к); nmin — минимальная частота вращения;
птах — максимальная частота вращения;
t0 — общее время одного цикла свободного ускорения (12—15 с); tc у — время свободного ускорения от nmjn до птах (1—2 с); tHn у — время нажатой до упора педали (2—3 с); tx х — время работы на nmjn (8—10 с);
Хм — максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения
УДК 502.3:006.354 ОКС 43.060 Д24 ОКП 45 6132
Ключевые слова: автомобиль, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы дымности, методы измерения дымности
Редактор Р.Г. Говердовская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор В.Е. Нестерова Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Подписано впечать 10.06.2008. Формат 60х841/в. Бумагаофсетная. ГарнитураАриал. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,40.
Уч.-изд. л. 0,65. Тираж 59 экз. Зак. 720.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ruinfo@gostinfo.ru Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6
Сохраните страницу в соцсетях: |
|
- Акт приема-передачи объекта социально-культурного
- Временная методика оценки жилых помещений 1995
- Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок
- Нормы обслуживания лифтов
- О государственной экологической экспертизе
- О порядке составления сметной документации
- О разработке элементных сметных норм
- Обогащение отсевов дробления каменных материалов
- Перечень документов представляемых предприятиями
- Порядок определения стоимости строительства инофирм
- Порядок проведения государственной экспертизы
- Постановление о порядке применения новых материалов
- Примерный перечень строительных машин
- Разработка единичных расценок
- Расчет затрат на службу заказчика-застройщика
- РТМ 36.6-87
- СТО БДП-3-94
- Указания по расчету и проектированию свай
- Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
- СНиП III-В.6-62
- ГОСТ 17.1.5.02-80
- ВСН 190-85
- РД 102-63-87
- ВСН 2-135-81
- ВСН 197-86
- ВСН 2-149-82
- СП 34-112-97
- ТУ 36-1180-85
- ВСН 201-86
- ВСН 31-82
- ВСН 2-127-81
- СНиП 2.04.08-87
- СНиП II-93-74
- СНиП 2.05.06-85
- ВСН 157-83
- ГОСТ Р 50647-94
- СНиП III-4-80
- ВСН 195-86
- СНиП 1.06.05-85
- СНиП 3.01.01-85
- Указания по применению ценников на пусконаладочные работы. Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого применения
- СНиП II-18-76
- Сборник 13
- СНиП 2.04.01-85
- Методические указания