ГОСТ Р ИСО 14063-2007
Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры
Предлагаем прочесть документ: Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ Р ИСО 14063-2007» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.04.2010 | |
---|---|---|
27.12.2007 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Издан | Стандартинформ | |
Разработан | НТЦ ИНТЕК | |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | ГОСТ Р исо 14063- 2007 |
Экологический менеджмент
ОБМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Рекомендации и примеры
ISO 14063: 2006
Environmental management — Environmental communication — Guidelines and
examples
(IDT)
Издание официальное
К
СО
§
о*
Москва
Стаидартинформ
2009
I
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Фодерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-техническим центром ИНТЕК на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. No 432-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14063:2006 «Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры» (ISO 14063:2006 «Environmental management — Environmental communication — Guidelines and examples»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2009
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения..........................................
2 Термины и определения........................................
3 Принципы обмена экологической информацией............................
3.1 Общие положения.........................................
3.2 Принципы.............................................
4 Политика обмена экологической информацией............................
4.1 Обязательства руководства ...................................
4.2 Разработка политики обмена экологической информацией...................
5 Стратегия обмена экологической информацией............................
5.1 Общие положения.........................................
5.2 Установление целей обмена экологической информацией...................
5.3 Определение заинтересованных сторон.............................
5.4 Рассмотрение вопросов о ресурсах................................
6 Работы по обмену экологической информацией............................
6.1 Планирование работ по обмену экологической информацией.................
6.2 Выбор содержания данных при обмене экологической информацией, подходов и средств .
6.3 Выполнение работ по обмену экологической информацией..................
6.4 Анализ обмена экологической информацией..........................
6.5 Проведение проверок системы управления и плановых ревизий...............
Приложение А (справочное) Стандарты серии ИСО 14000 ......................
Библиография...............................................
ill
Введение
За последние два десятилетия обмен экологическими данными, результатами и действиями стал существенной частью деятельности организаций вследствие повышенного интереса и обеспокоенности общественности, а также деятельности государственных органов, связанной с охраной окружающей среды. Организации всего мира все больше сталкиваются с необходимостью высказывать свои мнения, представлять и объяснять экологические последствия своей деятельности, производства и предоставпения успуг. Также растет интерес к учету аргументации заинтересованных сторон и объединению их мнений и требований путем обмена информацией.
Организации нуждаются в попучении и предоставпении экопогической информации, изданий и программ, которые зависят от таких факторов, как географическое положение организации, объем и разновидности выполняемых ими работ. Мотивацию к обмену экопогической информацией обеспечивают:
- заинтересованность организации в обмене информацией о ее деятепьности;
- запрос информации о деятепьности организации со стороны спужащих или инвесторов, прави-тельственного агентства, группы местной общественности, поставщика или любой другой заинтересованной стороны;
- необходимость обсуждения с заинтересованными сторонами, особенно с целевой группой, предпопагаемых действий организаций, таких как расширение существующих производственных мощностей, размещение новых предприятий или введение новой продукции или услуг:
- управпение экологическими рисками,
- нормативно-правовые требования:
- возрастающая важность рассмотрения вопросов охраны окружающей среды.
Обмен экологической информацией — это процесс распространения информации дпя повышения ответственности, достоверности и улучшения отношений между партнерами, а также повышения информированности и использования информации для принятия решений. Испопьзуемые при этом процессы и содержание обмениваемой информации изменяются в зависимости от целей и условий, в которых работает организация, поэтому они должны основываться на независимой информации.
Обмен экологической информацией является более широким понятием, чем понятие экологической отчетности, поскольку имеет гораздо большее число целей и форм. Обмен информацией может быть применен как к данному конкретному особому спучаю или цели, так и к плановым мероприятиям. Примером первого спучая может быть ситуация, когда менеджер посещает общественные мероприятия и отвечает на вопросы жителей. Плановый обмен информацией может включать в себя как частичное. так и полное участие заинтересованных сторон в соответствии со следующими ситуациями:
a) Одностороннее предоставпение информации происходит в спучае. когда организация распространяет информацию, например, путем выпуска экопогических отчетов, и не имеет возможности попучать вопросы и участвовать в обсуждении резупьтатов отчета.
b) Двусторонний обмен информацией происходит при обмене информацией и идеями между организациями и заинтересованными сторонами.
c) При совместном принятии решений, включая установление эффективной информационной обратной связи, которая оказывает воздействие на организацию и/или на население, а также на организации, сотрудничающие с заинтересованными сторонами.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами обеспечивает возможность дпя организации изучать проблемы и задачи, что приводит к увеличению понимания экопогической политики организации всеми сторонами и влияния на их мнения и восприятие. При надлежащей реализации любой частный подход может быть успешным и удовлетворить потребности организации и заинтересованных сторон. В ряде случаев понимание характера и особенностей обмена экопогической информацией каждой заинтересованной стороной (или целевой группой) также очень важно. Наиболее эффективный процесс обмена экологической информацией включает в себя постоянный контакт организации с внутренними и внешними заинтересованными сторонами и может рассматриваться как часть общей информационной стратегии организации.
Взаимосвязи экологической информации и ее потоки с указанием разделов настоящего стандарта изображены на рисунке 1.
IV
Примечание 1 — Пунктирные линии со стрелками показывают связь обмена экологической информацией с другими элементами организации; сплошные линии — связь обмена экологической информацией между системами. |
Примечание 2 — Заштрихованные области показывают область применения обмена экологической информацией системы; более сильно заштрихованные области показывают области перекрытия обмена экологической информацией системы с организацией.
Рисунок 1 — Схема обмена экологической информацией
Обмен экологической информацией часто дает множество преимуществ, таких как:
- помощь заинтересованным сторонам в понимании своих обязательств по получению результатов их природоохранной деятельности, попитики и характеристик;
- предоставление входных данных/предложений по улучшению экологических характеристик организации, продукции ипи услуг, а также прогресса в направлении устойчивого развития;
- улучшение понимания потребностей и проблем заинтересованных сторон для стимулирования ответственности и ведения диалога;
- содействие достижению организацией экологических рекомендаций, достижений и характеристик;
- повышение важности и уровня экопогической информированности для поддерживания экологической ответственности организации;
v
- рассмотрение проблем заинтересованных сторон и жалоб на текущие и чрезвычайные неблагоприятные воздействия на окружающую среду:
- улучшение отношения к организации заинтересованных сторон;
- усиление поддержки предприятия и доверия заинтересованных сторон.
Обмен экологической информацией является одной из актуальных проблем, с которыми сталкиваются организации при наличии или отсутствии системы экологического менеджмента (EMS). Обмен экологической информацией — это не просто проблема управления и организации, поскольку он связан также со значением организации. Для обеспечения процессов обмена экологической информацией для организаций важно выбрать ответственного партнера в обществе и удовлетворить экологические ожидания заинтересованных сторон.
VI
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент ОБМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ Рекомендации и примеры
Environmental management. Environmental communication. Guidelines and examples
Дата введения — 2010—04—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает рекомендации для организаций по основным принципам, политике, стратегии и деятельности, связанным с внутренним и внешним обменом экологической информацией. Для этого используются проверенные и хорошо обоснованные подходы к обмену экологической информацией, адаптированные к специфическим условиям, существующим при обмене данной информацией.
Рекомендации настоящего стандарта могут использовать все организации независимо от их размера. типа, местоположения, структуры, рода деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, а также независимо от того, занимаются они или нет на месте управлением состоянием окружающей среды.
Настоящий стандарт не устанавливает технические характеристики для целей сертификации или регистрации, а также требования соответствия к системам экологического менеджмента (менеджмента окружающей среды). Стандарт может быть использован как в сочетании с любым стацаартом серии ИСО 14000. так и самостоятельно.
Примечание 1 — Табпица справочных данных о стандартах серии ИСО 14000 приведена в приложе-
нии А.
Примечание 2 — В стандартах ИСО 14020. ИСО 14021. ИСО 14024 и ИСО 14025 указаны специальные средства обмена экологической информацией и рекомендации по торговой экологической маркировке и декларациям.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 обмен экологической информацией (environmental communication): Процесс предоставления и получения информации, а также вступление организации в диалог с внешними и внутренними заинтересованными сторонами с целью стимулирования совместного понимания экологических вопросов. точек зрения и показателей.
2.2 политика обмена экологической информацией (environmental communication policy): Общие тенденции и направления работ организации, связанные с обменом экологической информацией. формально изложенные руководством организации.
Примечание — Политика обмена экологической информацией может быть либо самостоятельной, либо частью других политик, проводимых а данной организации.
2.3 стратегия обмена экологической информацией (environmental communication strategy): Концепция работ, проводимых организацией по внедрению попитики обмена экологической информацией и установлению его целей и задач.
Издание официальное
1
2.4 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, государственный орган или институт, а также их части или объединения, совместные или нет. государственные или частные. организационные единицы или производственные процессы.
Примечание — Для организаций, обладающих несколькими рабочими подразделениями, каждое подразделение может считаться организацией (ИСО 14001).
2.5 заинтересованная сторона (interested party): Физическое лицо или группа лиц. занимающихся или испытывающих влияние экологических показателей организации [ИСО 14001].
2.6 целевая группа (target group): Заинтересованная сторона (стороны), выбранная в качестве актива организации по обмену экологической информацией.
2.7 цель обмена экологической информацией (environmental communication objective): Общая цель обмена экологической информацией, не противоречащая политике обмена информацией, проводимой организацией для достижения своей стратегии обмена информацией.
2.8 задача обмена экологической информацией (environmental communication target): Подробные требования к рабочим характеристикам организации, которые вытекают из целей обмена экологической информацией и необходимы для установления и реализации этих целей.
3 Принципы обмена экологической информацией
3.1 Общие положения
В процессе своей деятельности по обмену экологической информацией организация должна придерживаться принципов, приведенных в 3.2.
3.2 Принципы
3.2.1 Принцип прозрачности (открытости)
Применение данного принципа позволяет организации сделать процессы, процедуры, методы, источники данных и ограничения, используемые при обмене экологической информацией, доступными для заинтересованных сторон с учетом конфиденциальности информации, а также информировать заинтересованные стороны об их роли в процессе обмена экологической информацией.
3.2.2 Принцип приемлемости
Применение данного принципа позволяет организации предоставпять (и получать) информацию для использования заинтересованными сторонами, а также дает возможность использовать языки и носители, отвечающие возможностям и требованиям заинтересованных сторон и обеспечивающие их полноценное участие в процессе обмена информацией.
3.2.3 Принцип надежности
Применение данного принципа позволяет организации осуществлять обмен экологической информацией добросовестно и справедливо, а также предоставлять правдивую, точную и значимую информацию, не вводящую в заблуждение заинтересованные стороны, путем обработки информации и данных с использованием признанных и воспроизводимых методов и показателей.
3.2.4 Принцип ответственности
Применение данного принципа является гарантией того, что обмен экологической информацией будет открытым для заинтересованных сторон, обеспечивает своевременное и в полном объеме реагирование на запросы и проблемы заинтересованных сторон, а также предоставляет заинтересованным сторонам информацию о том. как эти запросы и проблемы будут рассматриваться.
3.2.5 Принцип ясности
Применение данного принципа является гарантией того, что подходы к обмену экологической информацией и язык, на котором она предоставлена, будут однозначно восприниматься заинтересованными сторонами.
4 Политика обмена экологической информацией
4.1 Обязательства руководства
Руководство организации должно установить и сделать общедоступными свои обязательства по содействию развитию политики обмена экологической информацией. Эта политика должна быть совместимой с принципами, указанными в разделе 3. и должна точно и ясно устанавливать:
2
a) обязательство участия в диалоге с заинтересованными сторонами:
b) обязательство делать общедоступной информацию о своих экологических характеристиках;
c) значимость внутреннего и внешнего обменов экологической информацией в организации;
d) обязательство внедрения данной политики и предоставления необходимых ресурсов;
e) обязательство рассматривать ключевые экологические проблемы.
Политика обмена экологической информацией может быть частью информационной или экологической политики организации или быть независимой.
4.2 Разработка политики обмена экологической информацией
При разработке этой попитики лица, отвечающие в организации за управпение состоянием окружающей среды, должны взаимодействовать с теми лицами, которые будут отвечать за обмен экологической информацией для обеспечения того, что эта попитика будет логически последовательной и совместимой с другими принципами, политиками и назначением организации. В соответствии с этим все уровни управления организацией должны применять эту политику и обеспечивать прием информации дпя формулирования и видоизменения политики.
Политика обмена экологической информацией не требует подробной детализации, однако должна довести до сведения всех заинтересованных сторон важность обмена экологической информацией в отношении экологических вопросов, точек зрения и связанных с экологией воздействий и экологических показателей. При разработке политики обмена экологической информацией основное значение имеют взгляды, задачи, назначение и культура организации. Организация должна взять на себя ответственность за политику, которая учитывает местные, региональные и/или национальные особенности работ по обмену экологической информацией, где это применимо.
Важные факторы, которые необходимо принимать во внимание при разработке попитики обмена экологической информацией, должны включать в себя:
- область торгово-промышпенной деятельности и спектра выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;
- размер организации;
- организационную инфраструктуру;
- корпоративное управление;
- рыночные и торговые стратегии;
- наличие системы обмена экологической информацией:
- рассмотрение экологических точек зрения и воздействий;
- взаимодействие со связанными областями, такими как здравоохранение и безопасность, а также с другими подходами к устойчивому развитию;
- локальные, региональные, национальные и международные добровольные кодексы этики/поведения;
- ожидания заинтересованных сторон и
- права общественности на попучение информации.
Попитика должна быть рассмотрена заинтересованными сторонами — внутренними или внешними (в зависимости от обстоятельств).
5 Стратегия обмена экологической информацией
5.1 Общие положения
Руководство организации должно разработать схему внедрения разработанной стратегии обмена экологической информацией, которая должна включать в себя цели данного обмена, определение заинтересованных сторон, указание того, где и какой информацией планируется обмениваться, а также ответственность руководства за распределение необходимых ресурсов. Организация должна представить ясные объяснения того, что она может сделать, принимая во внимание свои ресурсы, чтобы в наибольшей степени и наиболее реалистично оправдать ожидания заинтересованных сторон.
Анализ должен быть проведен с учетом того, что обмен экологической информацией является частью основной экологической деятельности организации, и быть согласован с другими элементами систем управпения, политиками, стратегиями и соответствующими работами.
3
Практические рекомендации 1 — Разработка стратегии обмена экологической информацией
При разработке стратегии обмена экологической информацией рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
• Почему именно эта организация привлечена к обмену экологической информацией и какова цель этого обмена?
- Какие основные проблемы и воздействия организации?
- Какие вопросы будут рассматриваться, какие сообщения будут передаваться, а также какие методы обмена экологической информацией, подходы, средства и каналы будут использоваться?
- Сколько времени потребуется на внедрение данной стратегии?
- Как стратегия будет внедряться; координаты менеджеров по экологии, заинтересованных сторон, физического лица (лиц), ответственного(ых) за экологические вопросы, а также физического лица (лиц), ответственного(ых) за внутренний и внешний обмен экологической информацией?
• Какие местные, региональные, национальные и международные рамки для данной стратеги?_
После определения стратегия должна быть одобрена руководством организации, а затем использована в качестве основы для разработки деятельности организации по обмену экологической информацией.
5.2 Установление целой обмена экологической информацией
Организация должна сформулировать экологические цели, которые являются основой для разработки эффективной стратегии обмена экологической информацией. При установлении целой обмена экологической информацией организация должна обеспечить, что они будут согласованы с попитикой обмена экологической информацией, принимать во внимание мнение внутренних и внешних заинтересованных сторон, а также будут совместимыми с принципами обмена экологической информацией. указанными в разделе 3. При формулировании целей работ по обмену экологической информацией организация должна рассматривать их приоритеты и предполагаемые результаты, обеспечивая уверенность в том, что поставленные цели выражены таким образом, что дополнительные пояснения не потребуются.
Практические рекомендации 2 — Выбор приоритетов при установлении целей обмена экологической информацией
Вопросы, рассматриваемые при установлении целей обмена экологической информацией, могут включать в себя следующие:
- экологические вопросы, связанные со спецификой работ организации, ее продукции и услуг;
• совместимость с применимыми нормативными требованиями, а также с другими требованиями, которым подчиняется данная организация;
- государственную политику, оказывающую влияние на экологические проблемы;
• предоставление информации и поощрение заинтересованных сторон, принимающих участие в экологических работах, выражающих свои точки зрения, а также информации о воздействиях и показателях организации;
- удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в обмене экологической информацией:
- поддерживание постоянного диалога по экологическим пробпемам;
- минимизацию внутренних/внешних конфликтов;
- повышение уровня общедоступных знаний и экологического имиджа продукции и услуг организации и
_- стимулирование экологических инноваций и творческой деятельности._
Примеры задач и их связи с текущими задачами приведены в разделе 6.1.3 в практических рекомендациях 5.
5.3 Определение заинтересованных сторон
При разработке стратегии обмена экологической информацией и формулировании целей организация должна определить внутренние и внешние заинтересованные стороны, интересы которых будут выражаться в ее работах, продукции и услугах. Она также должна определить и другие потенциально заинтересованные стороны, желающие обмениваться экологической информацией с целью достижения общих целей в стратегии обмена экологической информацией.
4
В соответствии с этим целевая группа должна определять более специализированные работы по обмену экологической информацией (см. 6.1.4).
Практические рекомендацииЗ — Выбор заинтересованных сторон
Примерами выбора заинтересованных сторон, которые должна рассмотреть организация, являются следующие:
- прежние, настоящие и будущие сотрудники и их представители:
- заказчики и покупатели:
- поставщики, подрядчики, оптовики и дистрибьюторы;
- конкуренты;
- акционеры;
- банки и финансовые/инвестиционные сообщества;
- страховые компании;
- агентства кредитной классификации;
• органы государственной власти;
- законодательные органы;
- регулирующие государственные органы;
- попитические и оппозиционные лидеры;
• местная общественность;
• группы насепения. связанные с каналом поставок организаций:
- школьники, преподаватепи и научные сотрудники высших учебных заведений:
- специалисты в области экологии;
- средства массовой информации, а также
- неправительственные организации.
5.4 Рассмотрение вопросов о ресурсах
Работы организации по обмену экопогической информацией зависят от того, какими ресурсами она располагает. Стратегия обмена экологической информацией должна включать в себя распределение людских, технических и финансовых ресурсов, закрепленных ответственностей и попномочий. а также определенных действий. Следует также учитывать опыт персонала и необходимость его обучения.
6 Работы по обмену экологической информацией
6.1 Планирование работ по обмену экологической информацией
6.1.1 Общие сведения
При проведении политики обмена экологической информацией организация обычно предпринимает ряд действий. Предварительно организация должна разработать стратегию, определить цели и специальные действия по обмену экологической информацией, принимая во внимание экопогические проблемы, географические границы и заинтересованные стороны.
Практические рекомендации4 — Планирование работ в области обмена экологической информацией
При ппанировании мероприятий по обмену экологической информацией организация должна рассматривать следующие вопросы:
- Совместимы ли проводимые работы с принципами обмена экологической информацией, указанными в разделе 3. и политикой организации?
- Если это можно определить, то обпегчают ли эти работы двусторонний обмен экологической информацией?
- Могут ли эти работы облегчить достижение консенсуса между заинтересованными сторонами?
- Обеспечат ли эти работы возможность достижения взаимодействия с целевой группой (группами) и потенциально учитывать их интересы?
- Направлены ли эти работы на решение ключевых проблем экологии?
- Предоставляют ли эти работы информацию, рассчитанную на использование целевой группой (группами)?
5
- Будут ли эти работы простыми в реализации?
- Обеспечивают ли эти работы передачу информации относительно экономичным способом?
- Обеспечивают ли эти работы получение самых последних, новых данных?
- Является ли оценка эффективности этих работ измеряемой?
- Являются ли эти работы хорошим средством для образования (обучения)?
- Позволяют ли эти работы создавать благоприятную рабочую атмосферу?
- Являются ли эти работы эффективными мерами обеспечения гласности или повышения информированности общественности?
6.1.2 Ситуационный анализ
Разработка или повышение качества работ по обмену экологической информацией начинается с понимания смысла обмена экологической информацией.
При анализе ситуации проблемы организации должны рассматриваться с учетом:
a) проводимых работ и обязательств по обмену экологической информацией;
b) опредепения и понимания вопросов, интересующих заинтересованные стороны;
c) ожиданий и восприятия организации со стороны заинтересованных сторон;
d) экологической информированности заинтересованных сторон, например местного населения:
e) средств массовой информации и работ, которые доказали свою эффективность при обмене экологической информацией с заинтересованными сторонами в аналогичных ситуациях.
f) определения авторитетных лиц и их влияния на вопросы, связанные с обменом экологической информацией;
д) имиджа организации по определенной пробпеме в глазах общественности;
h) последних разработок и тенденций в разработке экологических проблем, связанных со специфическими работами, продукцией и услугами;
i) экономических и финансовых последствий, а также
j) знаний и восприятия значимости и культуры заинтересованных сторон.
Для облегчения проведения ситуационного анализа имеется большое число средств, примеры которых приведены в 6.2 (табпица 1). Ситуационный анализ может привести к необходимости корректировки целей обмена экологической информацией.
При анализе работ по обмену экологической информацией также важно рассматривать потенци-апьныо затраты и последствия отсутствия обмена экологической информацией, которые могут быть ощутимыми и увеличивают затраты организации, если обмен экологической информацией не предусмотрен в долгосрочном плане, а также предполагают другие потери организации, например потерю ее репутации. Иплюстрация подобной ситуации приведена в следующем примере.
Пример— Случай 1. Затраты, связанные с непроведением работ по обмену экологической информацией.
Менеджер, принявший решение о сжигании опасного для здоровья вторичного жидкого топлива на электростанции и не обсудивший этот вопрос с местным населением, привел организацию к кризису, которая не предвидела последующую реакцию населения и поэтому не выделила достаточных средств на ведение переговоров по обмену экологической информацией. 90-летние хорошие отношения между организацией и местным населением мгновенно разрушились. На восстановление взаимоотношений с местным населением менеджер затратил более двух лет. Затраты организации включали в себя заработную плату этого менеджера, бесчисленные затраты времени другого персонала на удовлетворение требований заинтересованных сторон, а также затраты на организацию различных совещаний, разработку пресс-релизов и других сообщений в средствах массовой информации. Результатом этих усилий стало формирование комитета по связям с общественностью, состоящего из граждан, которые наиболее активно высказывали свое мнение относительно ранее принятого решения о сжигании синтетического топлива. Организация и регулирующие органы использовали этот комитет как трибуну для принятия решений. После пяти лет непрерывной работы доверие общественности было восстановлено.
Примечание — Подробные сведения об этой ситуации приведены в (8).
6.1.3 Определение задач обмена экологической информацией
Организация должна решить, какие цели она намерена достичь, выполняя работы по обмену экологической информацией. Должны быть поставлены такие цели, которые будут совместимы с задачами обмена экологической информацией, а также будут специфическими, измеряемыми, достижимыми, реалистичными и согласованными по времени, что позвонит организации проводить анализ работ по обмену экологической информацией и определить, выполнимы ли эти задачи.
6
Практические рекомендаций — Выбор задач и целей
Цель: Получить одобрение на введение существенных изменений на предприятии путем их обсуждения с местным населением.
Задачи:
- Обеспечение 90 % домов, расположенных рядом с организацией, брошюрами, обосновывающими введение изменений и их экологические последствия.
- Получение 75 % одобрения при опросе местного населения.
- Окончание работ по информированию за 3 мес до начала предлагаемых изменений.
Цель: Повышение информированности потребитепя об экологических характеристиках организации.
Задачи:
- Достижение 80%-ного уровня информированности покупатепя определенного вида продукции.
- Получение информации от 65 % потребитепей определенного вида продукции относитепьно понимания уровня экологических показатепей организации.
Цель: Повышение экологических показатепей в цепочко поставки продукции путем увязки намерений, цепей и задач организации с поставщиками; отслеживания того, как изменения в цепочке поставки продукции повышают экологические показатели и качество обмена информацией.
Задачи:
- Достижение 95%-ного уровня поставки необработанных материалов и 65%-ного уровня поставки материапов по потреблению.
- Возврат опросных листов от 100 % поставщиков необработанных материалов и от 85 % поставщиков материалов по потреблению.
- Предоставление выводов, позволяющих внести изменения в порядок материально-техни-
ческого снабжения организации с помощью получаемых данных._
6.1.4 Определение целевых групп
При планировании работ по обмену экологической информацией организация должна определить целевые группы заинтересованных сторон. Качественный обмен экопогической информацией предполагает наличие большого числа целевых групп, не топько тех, которые полезны организации, но и тех. которые обладают существенными ресурсами для формирования групп.
Не редко возникают конфпикты интересов между различными целевыми группами. Поэтому работы по обмену экологической информацией должны рассматривать различные и. зачастую, противоречивые требования целевых групп и реагировать на них. особенно на те. которые являются наиболее влиятельными и способны отрицатепьно влиять на конечные результаты работ по обмену экологической информацией.
При выполнении работ по обмену экологической информацией организация должна обеспечить понимание целевыми группами экологических показателей организации. Даже при самом простом диалоге между целевой группой и организацией может образовываться необходимая информационная обратная связь. Если организация стремится попучать информацию от целевых групп, то она должна объяснить причину сбора информации, что она собирается делать с полученной информацией и ее последующее использование.
6.1.5 Определение географической области применения
При проведении любой работы по обмену экологической информацией организация должна определить область или регион, в котором она будет концентрировать свои усилия по обмену экологической информацией, поскольку области с различными языками, культурой и привычками могут оказывать влияние на запросы общества и восприятие данной организации. Акцент в какой-либо работе по обмену экопогической информацией может делаться на местную общину или более широкий круг общественности, которые могут располагаться далеко от предприятия ипи офиса данной организации.
Организацию можно привлекать к анализу специальных экологических вопросов в нескольких географических регионах. Например, количество выбросов парниковых газов может указываться в докладе о состоянии окружающей среды с местным, региональным, национальным или международным акцентом. Для данных работ по обмену экопогической информацией могут потребоваться различные виды информации, а общая информация может представпяться различными способами, которые зависят от потребностей заинтересованных сторон.
7
6.1.6 Определение требуемой экологической информации
Организация должна предвидеть экологические вопросы, которые будут вызывать обеспокоенность заинтересованных сторон, что поможет ей сконцентрироваться на сборе информации об экологических последствиях и характеристиках продукции, услуг, процессов и работ. Основанные на целях, установленных для работ по обмену экологической информацией, могут выбираться или обрабатываться соответствующие количественные или качественные данные и информация, которые должны соответствовать требованиям действующих стандартов и рекомендаций по выбору экологических характеристик и показателей.
Практические рекомендации 6 — Примеры источников информации для работ по обмену экологической информацией
Существует множество источников и видов информации, доступной для большинства организаций. особенно тех, в которых внедрена система экологического менеджмента, соответствующая требованиям ИСО 14001, включающая в себя:
- информацию о стратегии организации и экологических последствиях:
- экологические политики, практики управления и характеристики, которые, возможно, доступны для системы экологического менеджмента организации;
- перечни экологических точек зрения и последствий от проведения работ, производства и использования продукции и оказания услуг;
- срок действия оценки продукции и работ;
* данные и другая документация, использованные для экологической маркировки и деклараций;
- перечни экологических показателей:
- данные, получаемые по результатам оценки экологических показателей;
- плановая или случайно собранная информация, такая как отчеты предприятий, расположенных в определенных регионах, отчеты дочерних предприятий (для компаний-холдингов), аналитические отчеты и т.д.;
* плановые отчеты регулирующих органов;
- официальные документы о соответствии, с указанием нормативных и других требований, под которые подпадает данная организация;
- планы, официальные документы и рекомендации по принятию безотлагательных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или аварий;
- руководства и официальные документы по обучению сотрудников безопасной обработке материалов;
- профессиональные карточки учета специальной подготовки сотрудников организации, ответственных за экологические вопросы (менеджеры, технический персонал, эксперты);
- соответствующие финансово-учетные данные;
- информацию о работе с населением.
В ряде случаев доступная информация в организации не существует в виде, удобном для проведения работ по обмену экологической информацией или для переговоров с нетехнической целевой группой. Информация может быть использована для подготовки письменных материалов или другого вида обмениваемой экологической информации в форме, которая понятна и приемлема для соответствующих целевых групп.
Это применяют, например, в случае экологических показателей, часто используемых организацией для обмена экологической информацией. Подобные показатели, количественные или качественные, могут быть техническими характеристиками и должны поясняться таким образом, чтобы их информационное содержание было понятным и полезным для заинтересованных сторон. В некоторых случаях трудности, возникающие в процессе сбора приемлемых данных, могут привести к пересмотру подхода к достижению поставленных целей.
Примечание 1— Рекомендации по разработке экологических показателей приведены а ИСО 14031 и И СО/ТR 14032.
Пример! — Определение экологических показателей для изготовителей электронной техники
Изготовитель электронной техники принимает во внимание мнение 75 % заинтересованных сторон для определения того, по каким показателям организация должна представлять отчеты. Основными этапами этого процесса являются следующие:
8
• определение важных внешних и внутренних заинтересованных сторон, а также их основных проблем и ожиданий относительно предоставляемых экологических показателей организации;
• определение экологических показателей, подлежащих отражению в экологическом отчете, и приоритеты этих показателей у заинтересованных сторон;
• оценка характеристик организации в соответствии с этими показателями;
• выработка графика изменения экологических показателей организации и возврат результатов заинтересованным сторонам.
В этом процессе приняли участие 75 % заинтересованных сторон, включая служащих, заказчиков и поставщиков, авторитетных лиц, соседей, законодателей, регуляторные государственные органы, финансовые и страховые организации.
Число опрашиваемых составило 5 % — 15 % полномочных представителей от каждой целевой группы (всего 75 %). Отдельным лицам был задан вопрос: •Какие экологические проблемы Вы считаете важными для организации и какие из них подлежат рассмотрению и представлению докладов о них?». Примерно по 100 вопросам были выделены 11 экологических и управляющих показателей.
Также был организован семинар, в котором приняли участие 12 заинтересованных сторон, на котором были обсуждены и утверждены 11 показателей, а также определены соответствующие приоритеты для каждого параметра.
Результатом этого процесса был выпуск экологического отчета, в котором были приведены подробные сведения об экологических характеристиках организации. Был определен ряд экологических показателей, которые ранее обычно не рассматривались в экологических отчетах, например показатель •информационная технология для достижения устойчивого развития». Вопросы, которые были учтены в экологическом отчете, были расставлены в порядке снижения приоритетов в соответствии с информационной обратной связью, установленной с заинтересованными сторонами, усиливая акцент на требования заинтересованных сторон и способствуя распределению ресурсов организации для повышения экологических показателей. Данный подход повышает объективность процесса предоставления отчетов путем объединения мнений заинтересованных сторон.
Примечание 2 — Дополнительные сведения приведены в [9].
6.2 Выбор содержания данных при обмене экологической информацией, подходов и средств
6.2.1 Общие сведения
Подход организации к обмену экологической информацией определяют в соответствии с тем, желательно ли обсуждение, взаимопонимание, информирование, убеждение и/или привлечение целевых групп. Важно отметить, что обмен экологической информацией является динамическим процессом из-за постоянных изменений среди целевых групп и внутри организации.
При выборе подхода к обмену экологической информацией важно рассмотреть потребности и степень заинтересованности в том, что целевые группы, привлеченные к работе по обмену экологической информацией, имеются по вопросам, предусмотренным при обмене экологической информацией. Кроме того, также важно рассмотреть, каким образом работы организации необходимо представлять в этой информации. Существуют различные подходы к обмену экологической информацией, зависящие от того, являются ли организации и целевые группы активными или пассивными, а также от задач обмена экологической информацией организации. Целевые группы и ресурсы организации должны быть доступными для обмена экологической информацией.
Организация должна адаптировать представляемую ей информацию, соответствующую первоначальным планам для целевых групп. Данная информация должна:
a) учитывать поведенческие и социальные аспекты, культурные, экономические и политические интересы целевых групп:
b) быть изложена на соответствующем языке;
c) использовать визуальную информацию или электронные носители, если это приемпемо;
d) соответствовать выбранному подходу и. где это допустимо, другой информации по экологическим вопросам, предварительно сообщенной организации.
Организация может провести испытания средств предоставления информации до начала установления каких-либо связей с общественностью. Исследование мнений показывает, что упор на испытания средств предоставления информации может способствовать определению областей, требующих больших пояснений, ключевых проблем, вопросов, которые необходимо рассмотреть и т.д.
Подробная информация в отношении подходов и средств обмена экологической информацией приведена в таблицах 1—3.
9
о Таблица 1 — Способы и средства письменного обмена экологической информацией | ||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
*> Окончание таблицы 1 | |||||||||||||||
|
Таблица 2 — Способы и средства, основанные на передаче речевых сообщений | |||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 2 | |||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание тэбпицы 2 | |||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 — Другие способы и средства обмена экологической информацией | ||||||||||||
|
о> Окончание таблицы 3 | |||||||||||||||
|
6.2.2 Определение степени ответственности и привлечения заинтересованных сторон (внешних и внутренних)
Руководители организации обязаны:
a) быть вовлечены в процессы обмена экологической информацией для того, чтобы быть в курсе влияния на окружающую среду принятых стратегий, планов, выпускаемой продукции и оказываемых услуг, процессов и последующей деятельности, а также иметь информацию о требованиях заинтересованных сторон;
b) принять на себя ведущую ропь в поддерживании внутренней обстановки, которая стимулирует и предоставляет информацию тем, кто активно участвует в обмене экологической информацией:
c) стимулировать процесс регулярного обмена экологической информацией со всеми служащими относительно проводимых мероприятий и результатов этого обмена.
Ответственность за сбор и обмен экологической информацией должна быть закреплена таким образом, чтобы поддерживалась координация между лицом (лицами), участвующим в составлении этой информации, и лицами, несущими ответственность за связь со средствами массовой информации, а также за обмен экологической информацией. В малых организациях ответственным за работы по обмену экологической информацией может быть один человек.
При обмене экологической информацией, осуществляемом специальными организациями и внешними специалистами (в сотрудничестве со специалистами в других областях), должно быть предусмотрено обучение персонала организации по вопросам, связанным с обменом экологической информацией (обучение средствам массовой информации, пубпичным докладам, способам консультирования и т.д.). а также по экологическим проблемам, за которые отвечает организация и заинтересованные стороны.
Наилучшие результаты могут быть попучены при обеспечении постоянного неофициального диалога между организацией и заинтересованными сторонами. Помимо обучения развитие культуры открытого ведения дел, индивидуальной ответственности и участия способствует обпегчению конструктивного общения организации с заинтересованными сторонами.
6.2.3 Регистрация входных данных, поступающих от заинтересованных сторон
Организация может самостоятельно разработать или ссылаться на регистрационный журнал.
который может вестись в электронном виде, в котором осуществляется регистрация контактной информации между организацией и заинтересованными сторонами. Подобные записи должны, как минимум, содержать контактную информацию о заинтересованных сторонах с указанием даты и характера проведенных мероприятий или обмена экологической информацией с учетом требований защиты данных.
Регистрация и поддерживание подобной информации позволяют организации:
- иметь хронологическую последовательность специфического обмена экологической информацией между заинтересованными сторонами, их запросов или участия в мероприятиях;
- понимать характер изменения взаимодействия с различными заинтересованными сторонами с течением времени;
- повышать эффективность организации при разработке последующего обмена экологической информацией и в последующих деятельности и рассмотрении проблем отдельных заинтересованных сторон (при необходимости).
6.2.4 Планирование деятельности по обмену экологической информацией при экологических кризисах и чрезвычайных ситуациях
Несмотря на то что обмен экологической информацией всегда является важной составляющей экономической политики, он необходим при возникновении экологических кризисов и чрезвычайных ситуаций. Организация должна прогнозировать любые возможные кризисы и чрезвычайные ситуации и включить в план соответствующий обмен экологической информацией. Планирование должно учитывать всю информацию, имеющую отношение к подобным событиям как реакцию на возможность возникновения ситуации, а также реальные кризисы при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Надежность обмена экологической информацией зависит от качества планирования и реагирования организации. Любые недостатки планирования или процессов обмена, как правило, будут выявлены в подобных обстоятельствах. Даже если существует очень незначительная вероятность ошибки, она может привести к существенным поспедствиям в форме неприемлемого или некачественно выполненного обмена экологической информацией.
Детальное планирование деятельности по обмену экологической информацией при кризисах и чрезвычайных ситуациях является ключевым дня:
- информирования затронутых кризисом или чрезвычайной ситуацией сообществ относительно мер. подлежащих выполнению, а также об их подверженности опасности:
- предотвращения ухудшения здоровья работников и местных жителей;
17
- предотвращения негативных воздействий на окружающую среду:
- гарантии того, что органы управления предоставляют информацию должным образом.
Планирование позволяет существенно снизить последствия, которые нежелательные события
могут оказать на репутацию организации.
Средства массовой информации при экологических кризисах и чрезвычайных ситуациях могут играть важную роль в обмене экологической информацией. Организация должна проанализировать роль эффективного прозрачного обмена экологической информацией со средствами массовой информации. которые должны держать организацию в курсе экологических проблем, имеющих отношение к данной организации, чтобы она имела возможность подготовить и установить необходимые контакты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Практические рекомендации 7 — Использование некоторых соображений при планировании деятельности по обмену экологической информацией при экологических кризисах и чрезвычайных ситуациях
Планирование может включать в себя:
- различные варианты развития событий/аварий;
- возможность подверженности населения опасности и определение степени его уязвимости;
- смягчающие негативные воздействия средства, которыми на месте располагает организация;
- воздействия на окружающую среду, которые могут наблюдаться в данной местности или в местности большего масштаба.
- средства и методы, которые могут быть использованы для информирования населения, подвергающегося негативному воздействию, относительно выполняемых мероприятий;
- сообщения, разработанные для определенной аудитории;
- инфраструктуру, которая будет использоваться для реагирования на кризисы и чрезвычайные ситуации:
- предварительное распределение ответственности и полномочий при обмене экологической информацией в период кризисов и информационное поддерживание заинтересованных сторон;
- рекомендации или требования со стороны государственных органов, органов торговли промышленной продукцией или профессиональных ассоциаций;
- повышение уровня обучения и/или подготовки;
- реагирование на недостаточную зону охвата средствами массовой информации;
- соответствующие нормативные требования и последствия их реализации.
Примерами деятельности по обмену экологической информацией при экологических кризисах и чрезвычайных ситуациях являются:
- созыв пресс-конференций для обсуждения сложившейся ситуации;
- проведение собрания общин для обсуждения сложившейся ситуации, с возможностью выразить свои опасения заинтересованным сторонам, а также для организации непосредственных слушаний и реагирования на эти опасения и предоставления информации по реагированию организации, текущему состоянию проблемы и дальнейших предупредительных мер;
- предоставление средствам массовой информации сведений о текущем состоянии проблемы, периодическое обновлении информации о характере проводимых работ;
- координацию ответных действий с местными и другими государственными органами;
- поддерживание инициатив по определению основных причин происшествий, предотвращение их повторного появления и информирование заинтересованных сторон о развитии процессов;
- предоставление соответствующей информации заинтересованным сторонам, которые запрашивают информацию о проблеме, выражают свои опасения и получают исчерпывающие сведения.
6.3 Выполнение работ по обмену экологической информацией 6.3.1 Сбор и анализ данных
Материалы, используемые для обмена экологической информацией, следует документировать таким образом, чтобы были обеспечены их хранение и возможность легкого использования всеми заинтересованными сторонами. Система учета и контроля документации должна обеспечивать быстрый доступ к информации, особенно к информации, используемой при экологических кризисах и чрезвычайных ситуациях.
18
Анализ данных должен включать в себя проверку их точности, соответствия, надежности и применимости. Собранные данные должны быть представлены в форме, удобной для использования предполагаемым пользователем и целевой группой.
6.3.2 Проведение работ по обмену экологической информацией
Деятельность по обмену экологической информацией осуществляется в зависимости от характера связи, потребностей целевых групп, задач организации в области обмена экологической информацией и подхода, принятого в организации. Этот обмен должен быть очень гибким и зависящим от специфических особенностей связи. Письменное общение, например, может иметь различные формы, а день открытых дверей может быть реализован различными способами.
При обмене экологической информацией с целевой группой (группами) организация должна:
a) определить лиц. которые совместно с организацией будут выполнять функции представителя или источника массовой информации;
b) обеспечить соответствующее обучение данного представителя до начала выполнения им своих функций по обмену экологической информацией;
c) решить, необходимо ли привлекать независимую третью сторону или консультанта для подготовки информации, которая будет предоставляться:
d) активно способствовать и реагировать на ввод данных и получение информационной обратной связи;
e) предпринимать усилия по предоставлению сведений в виде предварительных публикаций для отчета и рассмотрения заинтересованными сторонами;
0 гарантировать, что временной график обмена экологической информацией приемлем для внутренних экономических циклов, внешних событий, доступа заинтересованных сторон и их интересов;
д) решить, кого следует использовать — ведущего или модератора;
h) избегать нетрадиционной терминологии, недостоверной или противоречивой технической информации;
i) рассматривать все возможные методы обмена экологической информацией, которые определяются интересами и потребностями целевой группы (групп).
Если деятельность по обмену экологической информацией включает в себя обсуждение информации, предоставляемой организацией, то она должна гарантировать, что целевая группа (группы) за достаточное время до обсуждения получит необходимую информацию для просмотра и анализа материалов. Организация должна принимать во внимание, что для добровольных групп может потребоваться больший период времени для просмотра информации, чем для коммерческих или государственных органов.
Пример 3 — Случай 3. Проведение работ по обмену экологической информацией с использованием различных подходов и средств
В середине 90-х годов прошлого века научно-исследовательское предприятие исследовало несколько экологических инцидентов, связанных с загрязнением почвенно-грунтовых вод. которые вызвали негативную реакцию со стороны ближнего окружения, активистов экологического движения. выборных должностных лиц и законодателей. Новое руководство предприятия внедрило систему экологического менеджмента, в конечном счете получившую регистрацию в соответствии с ИСО 14001. Для выполнения требований этого стандарта «рассмотреть процессы внешнего обмена экологической информацией по своим наиболее важным экологическим показателям» предприятие приняло напряженную программу внешнего обмена экологической информацией для восстановления доверия заинтересованных сторон.
С помощью целевой группы, в состав которой вошли заинтересованные стороны, служащие и менеджеры, были разработаны рекомендации, оформленные в виде плана привлечения общественности. Одним из ключевых пунктов этого плана было выяснение степени привлечения общественности к принятию решений на этом предприятии и доступа к информации (к положительным и отрицательным проявлениям) заблаговременным, ясным и точным способом.
Обмен экологической информацией на предприятии в настоящее время проводится на нескольких уровнях. Основная информация, дающая общую картину происходящего, распространяется (с запросом информационной обратной связи) посредством направления ее в информационные бюллетени и обозрения, по спискам адресатов для рассылки публикаций, веб-сайтов, а также путем организации собраний общественности. Более подробная информация и входная информация для принятия решений формировалась общественным консультативным комитетом, состоящим из представителей 32 местных групп.
19
Этот комитет созывался регулярно для постановки вопросов перед предприятием и поддерживания информационной обратной связи по данной проблеме. Для работы с законодательными и выборными должностными лицами был организован оперативный «круглый стол», который выполнял ту же функцию, что и общественный консультативный комитет. Кроме того, служащие поощрялись к установлению связей с общественностью посредством участия в таких программах, как связь с бюро представителей сторон для представления группам общественности и уполномоченным по программам для выполнения запросов информации, поступающих от отдельных лиц и местных организаций.
В целом программа обмена экологической информацией оказалась успешной. Предприятие поставило новые вопросы перед консультативными группами для принятия решений и посредством разработки планов проведения работ в аварийных ситуациях информировала их о состоянии волнующих общественность проблем. Официальные системы обеспечивали получение и реагирование на запросы информации. Предприятие было представлено к награждению главной национальной премией за обмен экологической информацией.
Примечание — Более подробная информация приведена в |10].
6.3.3 Регистрация информации и реагирование с использованием информационной обратной связи
Важной частью обмена экологической информацией является информационная обратная связь, которая поступает от целевой группы (групп). Путем анализа реакции данной группы (групп) организация может проверить, каким образом было получено сообщение и приняла ли его целевая группа (группы). Если связь быпа успешной, то организация должна получать информационную обратную связь от различных целевых групп и затем реагировать, показывая, что организация учитывает их мнения, заинтересована в их попучении и рассмотрении.
Если деятельность организации по обмену экологической информацией потерпит неудачу в каком-либо отношении, то необходимо быстро отреагировать на эту ситуацию. Неудача в процессе обмена информацией может быть исправлена путем предоставления бопее четкой информации и бопее прямого доступа к экологической информации и ее обсуждению. Негативная реакция на предоставляемую экологическую информацию со стороны некоторых целевых групп может быть бопее серьезной: она может превратиться в оппозиционную деятельность этих групп в отношении организации. Необходимо исспедовать реакцию цепевых групп для обеспечения полного взаимопонимания. В лучшем случае все пробпемы могут быть разрешены путем интенсивного обмена экологической информацией, в противном спучае потребуется изменение деятепьности организации с учетом возникших проблем. В худшем случае коммерческое предложение может быть отложено на период разрешения опасений или даже отменено вследствие значительного противодействия.
Организации, выпускающие отчеты о состоянии окружающей среды ипи другую документацию для информирования общественности, могут включать в них формы для осуществления информационной обратной связи, которая способствует непрерывному повышению качества выпускаемых организацией отчетов.
Любая деятепьность по передаче экологической информации должна включать в себя определение не только информации, которую выдает организация, но также информацию, которую она надеется получить. Ресурсы, распределенные по видам деятельности, должны включать в себя подробное описание того, каким образом будет обрабатываться информационная обратная связь. Обратная связь, полученная путем анализа различных мнений, может быть обработана внутри самой организации, однако организация, выполняющая двусторонний обмен экологической информацией, должна быть готова к серьезному анализу информационной обратной связи и незамедлительному реагированию на нее.
Последнее не должно означать, что организация всегда должна изменять свою деятельность, учитывая информационную обратную связь, однако заинтересованные стороны должны быть уверены в том. что они будут услышаны.
Организация должна испопьзовать информационную обратную связь, которую она получает, для анализа эффективности передачи экопогической информации, ее корректирования и повышения качества последующих работ.
6.4 Анализ обмена экологической информацией
Организация должна предоставлять достаточное время для эффективного обмена экологической информацией, которое зависит от характера передаваемой информации, чиспа заинтересованных сторон и степени их участия, а также от видов испопьзуемых средств массовой информации. Организация должна корректировать и оценивать эффективность обмена экологической информацией. При анализе эффективности передачи информации организация допжна принимать во внимание:
a) политику обмена экологической информацией.
b) способы применения принципов обмена экологической информацией;
20
c) действительно ли достигнуты задачи и цели обмена;
d) качество и приемлемость информации, предоставляемой целевым группам, и деятельности по обмену экологической информацией;
e) способ, которым проводится обмен экологической информацией:
0 реакцию заинтересованных сторон;
д) действительно ли программа обмена экологической информацией способствует эффективному и существенному обмену мнениями с целевыми группами;
h) действительно ли процедуры и подходы прозрачны;
i) действительно ли обмен экологической информацией учитывает потребности целевых групп;
j) действитепьно ли целевые группы уверены, что они будут услышаны и проинформированы об
испопьзовании введенных ими данных;
к) действительно ли целевые группы понимают цели и содержание обмена экологической информацией;
I) действительно ли предусмотрены соответствующие дальнейшие мероприятия, выполняемые целевыми группами.
Резупьтаты этого анализа должны стать основой для отчета руководства организации об эффективности политики в области обмена экологической информацией.
Практические рекомендации 8 — Показатели, иллюстрирующие обмен экологической информацией
Для контроля того, достигнуты ли ранее определенные задачи и цели обмена экологической информацией, организация должна испопьзовать показатели обмена экологической информацией, которые должны быть тщательно выбраны или определены для отслеживания особенно важных этапов работ и интересов разпичных сторон.
Так же. как и другие показатепи, используемые организацией, показатели обмена экологической информацией должны быть простыми, точными, доступными для понимания и относящимися к соответствующему процессу. Удачный выбор показателей обмена экологической информацией должен эффективно характеризовать количественную и качественную информацию.
Примеры показатепей:
- число посетителей в единицу времени той части организации, которая участвует в выполнении экологических работ (например, чиспо посещений за год);
- число писем/тепефонных звонков/e-ma// в единицу времени, принимаемых от заинтересованных сторон в отношении экологических вопросов (например, число e-mail в единицу времени), и анализ их содержания (отрицательный или положительный);
- число или коэффициент жалоб на некоторые экологические проблемы, работы или вопросы;
- число присужденных наград;
- число попученных наград;
- число статей, опубликованных в средствах массовой информации;
- число посещений информационных страниц на веб-сайте организации по экологии (например, число посещений веб-сайта за месяц);
- частота ответов на опросные пистыУотчеты по экопогии;
- число выпопненных пропагандистских работ и анапиз наибопее эффективных работ целевых групп посредством анализа опросных листов/отчетов.
6.5 Проведение проверок системы управления и плановых ревизий
По результатам оценок, указанных в 6.4, руководство организации может пересмотреть свою политику обмена экологической информацией или другие политики или стратегии. Эти пересмотры должны способствовать повышению качества и внесению изменений в обмен экологической информацией, включая изменение политики, стратегии и работ организации, гарантирующих широкое использование этих работ в интересах организации.
При необходимости пересмотра деятельности организация должна:
a) оценить адекватность ресурсов, предоставпяемых для обмена экологической информацией:
b) оценить процесс сбора данных;
c) выбрать усовершенствования, необходимые дпя предоставления информации заинтересованным сторонам (вкпючая процесс обработки информации) и зависящие от процесса передачи информации (включая применяемые подходы).
При принятии решения о том, необходимо ли вносить изменения в политику, стратегию и работы по обмену экологической информацией, организация должна опредепить. какие стороны будут заинтересованы в этих изменениях и причины этого.
21
Приложение А (справочное)
Стандарты серии ИСО 14000
Обмен экологической информацией является важной функцией всей серии стандартов ИСО 14000. а также ИСО 19011. В таблице А.1 указаны разделы, подразделы и приложения, в которых содержатся ссылки на работы по обмену экологической информацией (обязательные или рекомендуемые), в которых настоящий стандарт может оказать помощь во внедрении других стандартов. Настоящее приложение может также использоваться при внедрении настоящего стандарта путем предоставления пользователям соответствующих ссылок на элементы, содержащиеся в других стандартах на экологический менеджмент (менеджмент окружающей среды) в серии стандартов ИСО 14000 (для получения дополнительных сведений в этой серии стандартов относительно обмена экологической информацией см. веб-сайт www.HCO (iso).org).
Таблица А.1 — Ссылки на стандарты ИСО 14000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
22
Продолжение таблицы А.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
23
Продолжение таблицы А. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
24
Библиография
ИСО 14015:2001 Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций
ИСО 14020:2000 Экологическая маркировка и декларации. Общие принципы
ИСО 14021.1999 Экологическая маркировка и декларации. Самодекларируемое экологическое заявление (эко
логическая маркировка продукции, тип II)
ИСО 14024 .1999 Экологическая маркировка и декларации. Экологическая маркировка продукции (тип I). Прин
ципы и процедуры
ИСО 1402511 Экологическая маркировка и декларации. Декларации о состоянии окружающей среды (тип III).
Принципы и процедуры
ИСО 14031:1999 Управпение состоянием окружающей среды. Анализ экологических характеристик. Рекомен
дации
ИСО/TR 14032:1999 Управление состоянием окружающей среды. Примеры анализа экологических характеристик (ЕРЕ)
DIN 33922:1997 Руководящее указание — Доклад о состоянии окружающей среды для общественности.
http://w»vw.din.de
Bnggs. S.L.K. Обращение к заинтересованным сторонам. Новые подходы для национальной лаборатории. BNL-68668. Брукхевенская национальная лаборатория. Аптон. Нью-Йорк, 2000 г.
Институт по охране, рационапьному использованию и оценке характеристик окружающей среды (IEMA). Перспективы. Рекомендации по участию в принятии экономических решений. 2002 г. (ISSN 1477-4933) http:/As4*v/.lema.net
Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD). Учебное руководство по обмену информацией и привлечению заинтересованных сторон на цементные предприятия. 2002 г.. httpjVwvvw.wt3csdcement.org/ pdftfinal_report1-2.pdf
Рекомендации по представлению отчетной документации по устойчивому развитию. GRI, 2002 г.. http:/fwv<v/.globaireporting.org
Европейская комиссия: Гпавное управление по экологии. Руководство по составлению экологических заявлений EMAS. 2001 г.. http:/i'europa.eu.lnt/comm/envirooment,'emas.'doajments/guidance_en.htm
Международная торговая палата (ICC). Международный кодекс экологической рекламы, июнь 2001 г., http:/hvwv».icc«vt>o.or<yT>omei'statements_rules/rutes.i'2001/code_pf_environmental_adverttsrig.aspg Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Обмен экологической информацией. Применение средств коммуникации для целей устойчивого развития. 1999 г., http:tfwv*w.oecd.com
Европейский совет по химической промышленности (CEFIC). Руководство по ответственному подходу, здоровью, безопасности и отчетной документации. 2005 г., httpy/www.ceflc.org
Международная сеть по охране и рациональному использованию окружающей среды (INEM). Доклады о состоянии окружающей среды. Экологические заявления. Рекомендации по их подготовке и распространению, июнь 1998 г http:/Mv»w.inem.org
Международная сеть по охране и рациональному использованию окружающей среды (INEM). Руководство по пред оставлению документации относительно устойчивого развития. 2001 г.. http://www.eiem.org Министерство охраны окружающей среды Японии. Рекомендации по предоставлению экологической информации 2000 г.. httpjVwwrt.env.9O.jp/en/rep/eco.'erg2000.pdf
Институт по охране, рациональному использованию и оценке характеристик окружающей среды (IEMA). Обмен эко логической информацией — Получили ли Вы сообщение? http://www.tema.net
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. 2001 г. Рекомендации по предоставлению эхолот ческой информации, ориентированные на заинтересованные стороны, http:/f*w*.meti.go.jp/englisWpolicy/index_en vronment.html
Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD). Учебное руководство по обмену инфор мацией и привлечению заинтересованных сторон на цементные предприятия. 2002 г.. http:/iV»ww.wbcsdcement.org/pd(/final_report1 -2.pdf
Агентство по охране окружающей среды США (ЕРА). Политика привлечения общественности. 2003 г http:/\w*v/.epa.gov/stakeho»ders/pollcy2003/pol»cy2003.p<1f
Агентство по охране окружающей среды США (ЕРА). Потенциальная опасность воздействий на окружающую среду Изучение экологических ситуаций. 2002 г., http^www.epa.gov/ORD,lNRMRL/Pubs/625R02011/625R02011.htm
Агентство по охране окружающей среды Дании. Планирование и организация экологических переговоров. Экологи ческие новости. № 63. 2001 г.. р. 36, http:/.'V/ww.m3t.dk>4>dgiv/Publfcabons.'20O1/87-7944-936-0i,html/default_eng.hlm Институт по охране, рациональному использованию и оценке характеристик окружающей среды (IEMA). Перспекти вы. Рекомендации по участию в принятии экономических решений. 2002 г.. ISSN 1477-4933, http:/>4v*w.Iema.net Межгосударственная рабочая группа по экологическим характеристикам. Рекомендуемые правила для междуна родных систем управления состоянием окружающей среды, 2004 г.. http:/.Vww.mswg.org/PDFat'EVEMS%20Guldance%20final%203-04.pdf
Глобальная инициатива поохране и рациональному использованию окружающей среды (GEMI). Прозрачность. Путь к общественной благотворительности. 2004 г., http:/.4v*Y/.geml.org/Transparency-PathtoPublicTrust.pdf Брукхевенская национальная лаборатория. Проект системы управления состоянием окружающей среды. Схема обмена экологической информацией. 1999 г.. http:/hw»v/.bnl.gov/esh/emai'docs/communicationi'comm_planS.doc
Правительство Канады. Средства представления отчетной документации относительно устойчивого развития, httpAi*Y»v/.sustalnabihtyreporting.ca
будет опубликован.
25
УДК 502.3:006.354 ОКС 13.020 Т58 ОКСТУ 0017
Ключевые слова: экологический менеджмент, принципы, окружающая среда, данные, мониторинг, измерения, контроль
Редактор Т.А. Леонова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Д- Дупьнеаа Компьютерная верстка Л. А Круговой
Сдано в набор 12.08.2009. Подписано в печать 11 09.2009 Формат 60 > 84^. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал.
Печать офсетная Уел. печ. п. 3,72. Уч.-изд. л. 3.70. Тираж 563 мз. Зак. 576.
ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Моснаа. Гранатный пер., 4 www.gostmio.ruinJo@gostmfo.ru Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва. Лялин пер , 6.
Сохраните страницу в соцсетях: |
|
- Акт приема-передачи объекта социально-культурного
- Временная методика оценки жилых помещений 1995
- Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок
- Нормы обслуживания лифтов
- О государственной экологической экспертизе
- О порядке составления сметной документации
- О разработке элементных сметных норм
- Обогащение отсевов дробления каменных материалов
- Перечень документов представляемых предприятиями
- Порядок определения стоимости строительства инофирм
- Порядок проведения государственной экспертизы
- Постановление о порядке применения новых материалов
- Примерный перечень строительных машин
- Разработка единичных расценок
- Расчет затрат на службу заказчика-застройщика
- РТМ 36.6-87
- СТО БДП-3-94
- Указания по расчету и проектированию свай
- Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
- СНиП III-В.6-62
- ГОСТ 17.1.5.02-80
- ВСН 190-85
- РД 102-63-87
- ВСН 2-135-81
- ВСН 197-86
- ВСН 2-149-82
- СП 34-112-97
- ТУ 36-1180-85
- ВСН 201-86
- ВСН 31-82
- ВСН 2-127-81
- СНиП 2.04.08-87
- СНиП II-93-74
- СНиП 2.05.06-85
- ВСН 157-83
- ГОСТ Р 50647-94
- СНиП III-4-80
- ВСН 195-86
- СНиП 1.06.05-85
- СНиП 3.01.01-85
- Указания по применению ценников на пусконаладочные работы. Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого применения
- СНиП II-18-76
- Сборник 13
- СНиП 2.04.01-85
- Методические указания