Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

СНиП II-51-74

Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования

Заменен на СНиП 2.06.01-86: Основные положения проектирования
Действие завершено 01.07.1987
Заменяет СНиП II-И.2-62: Основные положения проектирования

Документ «Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования» был заменен.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.10.1974
Добавлен в базу: 01.09.2013
Заверение срока действия: 01.07.1987
21.01.1974 Утвержден Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
Разработан Союзморниипроект Минморфлота СССР
Издан Стройиздат
Статус документа на 2016: Неактуальный

ГОССТРОЙ СССР

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

11-51-74

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Глава 51

Г идротехнические

сооружения морские Основные положения

проектирования

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

11-51-74

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Г лава 51

Гидротехнические сооружения морские Основные положения проектирования

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 21 января 1974 г.

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1974

УДК Ш.2.001.2(<№3.73)

Глава СНиП 11-51-74 «Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования* разработана институтом Союзморннипроскт Министерства морского флота. С введением в действие настоящей главы СНиП с 1 октября 1974 г. утрачивает силу глава СНиП И-И. 2-62 «Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования».

Редактор ы — инж. Троицкий Е. А. (Госстрой СССР), канд. техи. наук Довгаленко А. Г. (Союзморниипроект Мин Морфлота).

30213—1234

С -

047101 )-74

ииструит.-вормат., Ill »uo.— '/»—74

© Стройиздат, 1974

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП 11-51-74

Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования

Взамен главы СНиП 11-И.2-62

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящей главы должны соблюдаться при проектировании вновь возводимых и реконструируемых морских гидротехнических сооружений (оградительных, причальных и берегоукрепительных) портов и судоремонтных заводов.

Примечание. При проектировании морских гидротехнических сооружений кроме требований настоящей главы должны соблюдаться предусмотренные СНиП основные положения по проектированию строительных конструкций и оснований и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СООРУЖЕНИИ

2.1.    Морские гидротехнические сооружения подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные сооружения предназначены для длительной эксплуатации.

К временным относятся сооружения, используемые в период строительства или ремонта постоянных сооружений.

2.2.    Постоянные морские гидротехнические сооружения в зависимости от их назначения подразделяются на основные и второстепенные. К основным относятся гидротехнические сооружения, разрушение которых приводит к нарушению нормальной работы всего комплексного объекта или части его.

К второстепенным относятся гидротехнические сооружения, разрушение которых не приводит к нарушению работы комплексного объекта.

2.3. Морские оградительные и берегоукрепительные сооружения в зависимости от размеров действующих на них волн и причальные сооружения в зависимости от их высоты подразделяются на следующие классы, принимаемые по табл. 1.

Таблица I

Наиме иол айве морских гидротехнических сооружений

Показатели, определяющие класс сооружений

Классы

сооружений

основ

ных

•торо-

стсп^щ-

ыыя

1. Оградительные

Высота волны:

>7 м <7 а

I

II

III

2. Причальные

Высота сооружения*:

>25 м 20-25»

<20 а

I

II

III

IV

3. Берегоукрепительные

Высота волны: >7 м

< 7»

II

III

IV

* Высота причального сооружения принимается равной сумме абсолютных значений отметок кордона и дна у причала.

Примечание. Временные гидротехнические сооружения в случаях, когда авария этого сооружения может вызвать разрушение н задержку возведения основных сооружений объекта, должны относиться к IV классу.

Внесены Министерством морского флота

Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 21 января 1974 г.

Срок введения I октября 1974 г.

I* Зак. 34»

3.    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СООРУЖЕНИИ

3.1.    Выбор конструкций морских гидротехнических сооружений должен производиться на основании технико-экономического сравнения вариантов, разрабатываемых с учетом:

удовлетворения требований эксплуатации и перспективы развития объекта;

природных условий района и места возведения сооружений (инженерно-геологических, гидрологических, климатических, биологических и других факторов окружающей среды);

условий и методов производства работ;

требований технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов;

оптимальной продолжительности строительства;

максимального применения типовых конструкций, деталей и узлов при наиболее высокой степени механизации работ.

3.2.    Морские гидротехнические сооружения должны обладать стойкостью против воздействия на них воды, отрицательных температур, увлажнения и высыхания, волн, льда, биологической среды и агрессии складируемых грузов.

3.3.    Выполнение требований п. 3.2 настоящей главы СНиП должно обеспечиваться применением:

элементов конструкций из материалов, устойчивых против воздействия агрессивной среды, низких температур и механического истирания;

защитных покрытий и соответствующей пропитки и окраски поверхностей элементов и узлов сооружений;

конструктивных решений, обеспечивающих уменьшение воздействия указанных агрессивных факторов на элементы сооружений;

активных защитных мероприятий (катодная защита и т. п.).

4.    ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАГРУЗКИ

4.1.    При расчете несущих конструкций морских гидротехнических сооружений и оснований должны соблюдаться предусмотренные СНиП основные положения по проектированию строительных конструкций и оснований.

4.2.    Расчет несущих конструкций морских гидротехнических сооружений должен производиться на нагрузки, действующие в период

строительства, эксплуатации и ремонта сооружений.

Расчет на прочность конструкций, работающих в условиях сложного напряженного состояния (оболочки, уголковые стенки, больвср-ки и гидротехнические сооружения других типов, взаимодействующих с грунтом), для которых еще не разработаны способы определения усилий и напряжений с учетом нсупругих деформаций, допускается производить исходя из условий, при которых наибольшие напряжения в сечениях, определяемые по упругой стадии работы, не превышают соответствующие расчетные сопротивления.

4.3.    Нагрузки и воздействия на морские гидротехнические сооружения принимаются по главе СНиП 11-6-73 «Нагрузки и воздействия» и подразделяются на постоянные и временные (длительные, кратковременные и особые).

Примечание. В пп. 4.4, 4.5 и 4.6 даны нагрузки, не приведенные в СНиП 11-6-73 «Нагрузки и воздействия», которые необходимо принимать дополнительно при расчете морских гидротехнических сооружений.

4.4.    К постоянным нагрузкам относится вес сооружений и технологического оборудования (складов, эстакад, вагоноопрокидыватслей, места расположения которых на сооружении не изменяются в процессе эксплуатации).

4.5.    К временным длительным нагрузкам и воздействиям относятся:

нагрузка от транспортных и перегрузочных машин (контейнерных перегружателей, мостовых, портальных и козловых кранов, погрузочных машин непрерывного действия и др.); давление волы.

4.6.    К кратковременным нагрузкам относятся:

нагрузки от судов (навал, швартовные и ударные);

ледовые нагрузки (торошение, удары ледяных полей и отдельных льдин);

волновые нагрузки.

4.7.    При расчете сооружений нагрузки и воздействия должны приниматься в следующих сочетаниях:

основные сочетания, составляемые из постоянных и временных длительных нагрузок и одной из возможных кратковременных нагрузок, которая в сочетании с постоянными и временными длительно действующими нагрузками создает наиболее неблагоприятные условия работы сооружения;

особые сочетания, составляемые из постоянных, временных длительных, возможных кратковременных и одной из особых нагрузок.

Примечание. В тех случаях, когда соответствующими технико-экономическими расчетами подтверждается целесообразность применения искусственных методов разрушения льда у сооружения, ледовые нагрузки допускается не учитывать или относить к особым нагрузкам.

4.8. Нагрузки для расчета морских гидротехнических сооружении от транспортных и перегрузочных машин и от складируемых грузов должны приниматься по нормам технологического проектирования морских портов, утвержденными в установленном порядке.

5. ОТСЧЕТНЫЕ УРОВНИ И ГЛУБИНЫ ПОРТОВЫХ И ЗАВОДСКИХ АКВАТОРИИ И ПОДХОДНЫХ КАНАЛОВ

5.1.    Отсчстные уровни портовых и заводских акватории и подходных каналов необходимо назначать относительно нуля глубин принятого на гидрографической карте данного бассейна по многолетнему графику обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период (включая время навигации с ледоколом).

5.2.    Отсчетные уровни на приливных и неприливных морях должны назначаться:

для акваторий с обеспеченностью 98— 99,5% в прямой зависимости от величины многолетней амплитуды колебаний уровня воды;

для подходных каналов с обеспеченностью, приведенной в табл. 2.

Таблица 2

Разность уровней воды с обеспеченностью 80 я 99.9%

Обеспеченность отсчетного уровня. %

■ навигационный период, см

35

99,9

70

99

105

98

140

97

Примечания: 1. При назначении обеспечен-

иостей отсчетмых уровней для акваторий и каналов должны соблюдаться требования норм технологиче-

ского проектирования, согласованных с Госстроем

СССР.

2. Для портов с подходными каналами отсчет-

ный уровень в акватории должен быть не выше от-

счетного уровня на канале.

5.3. Глубины портовых и заводских акваторий и подходных каналов должны обеспечивать безопасное передвижение и стоянку судов и назначаться в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов глубины;

при этом должны учитываться требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

6. ОГРАДИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

6.1.    Расположение оградительных сооружений в плане должно приниматься исходя из обеспечения:

безопасного входа судов с открытого моря на защищенную акваторию и выхода их в море при ветре и волнении;

максимально возможной спокойной стоянки судов на акватории и у причалов;

свободного маневрирования судов на акватории;

возможности перспективного развития порта и судоремонтного завода;

условий, способствующих минимальной заносимое™ подходных каналов и портовой акватории;

сохранности прилегающих участков побережья.

6.2.    Конструкции оградительных сооружений и основные условия их применения приведены в табл. 3.

Таблица 3

Конструкция оградительных сооружение

Осяоэяие условия прямеяеяяя

1. Сооружение из обыкновенных массивов

2. Сооружение из массивов — гигантов и оболочек большого диаметра

Наличие скальных. плотных и средней плотности грунтов. обеспечивающих равномерные осадки. Высота волны до 7 м Наличие скальных, плотных и средней плотности грунтов или слабых, но специально укрепленных для восприятия нагрузок. Высота волны не ограничена

Грунты, допускающие погружение свай и шпунта на требуемую глубину. Высота волны до 4 м

3.    Сооружение из парных взаимно заанкеро-ванных свайных или шпунтовых стенок с каменным или песчаным заполнением

4.    Откосные набросные сооружения, возводимые из камня, обыкновенных или фасонных массивов на каменной постели с обратным фильтром

Примечания: 1. Целесообразность применения конструкций оградительных сооружений, не указанных в табл. 3, должна быть обоснована.

2. Конструкции оградительных сооружений, указанные в поз. 1 и 3. должны приниматься только И—IV классов, а в поз. 2 и 4 — I—IV классов.

Для различных грунтов основания при наличии местного камня. Высота волны не ограничена

6

7. ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

7.1.    Число причалов в транспортной части порта должно определяться исходя из расчетного грузооборота для груза каждого вида и расчетной пропускной способности причалов. Число причалов судоремонтных заводов должно определяться исходя из программы судоремонта и схемы расстановки судов.

7.2.    Длина причала, входящего в состав причальной линии, должна устанавливаться в зависимости от габаритной длины расчетного судна и запаса свободной длины причала между судами, приведенной в табл. 4.

Таблица 4

Габаритные длины расчетных

Запас свободной длины при-

суде*, и

чала между судами, м

Более 200

25

От 151 до 200

20

« 100 > 150

15

Менее 100

10

Примечание. Требования настоящего пункта не распространяются на островные причалы и на причалы, размещаемые на открытых побережьях.

7.3.    Расположение причальных сооружений должно определяться с учетом:

удобства и безопасности подхода и отхода судов, защищенности от волн и льда;

инженерно-геологических условий;

минимальной заносимости и нсразмывае-мости дна акватории у причала;

необходимого размера портовой территории;

минимальных объемов выемки и насыпи грунта для образования территории и углубления акватории.

7.4.    Конструкции причальных сооружений и основные условия их применения приведены в табл. 5.

7.5.    Для причальных сооружений должны предусматриваться отбойные и швартовные устройства. Если нагрузки от судов нецелесообразно передавать на причал, отбойные и швартовные устройства должны размещаться на отдельно стоящих палах.

7.6.    При. проектировании конструкций причальных сооружений необходимо предусматривать, в соответствии с технологическими требованиями, возможность прокладки инженерных сетей (водопроводов, воздуховодов, электрокабелей и т. п.), а также установки раздаточных устройств (водопроводных, электрических и т. и.).

Таблица 5

Конструкции причальных сооружений

Основные условии применения

!. Набережные и пирсы эстакадного типа на железобетонных или металлических сваях и сваях-оболочках с верхним строением из сбориого, сборио-монолит-кого или монолитного железобетона

2.    Набережные на свайных опорах с передним или задним шпунтом, больвер-ки железобетонные или металлические

3.    Набережные и пирсы мостового типа на свайных опорах со сборно-монолитным верхним строением. Палы причальные гибкие или жесткие из металлических или железобетонных свай

4.    Набережные из обыкновенных или фасонных массивов

5. Набережные из массивов-гигантов, оболочек большого диаметра и набережные уголкового типа

6. Набережные и пирсы мостового типа на опорах из обыкновенных массивов. массивов-гигантов или оболочек большого диаметра

Грунты, допускающие погружение свай и свай оболочех на требуемую глубину

Грунты, допускающие погружение свай и свай оболочек на требуемую глубину

Тс же грунтовые ловия, что и в о. 1

ус-

Наличис скальных, плотных и средней плотности грунтов основа ння. обеспечивающих равномерную осадку со оружения Наличие скальных, плотных и средней плотности грунтов или слабых. но специально з» крепленных для восприятия нагрузок Те же грунтовые уело вня, что и в п. 4

Примечания: I. Целесообразность применения конструкций причальных сооружений, не указанных в табл. 5. должна быть обоснована.

2. Конструкции причальных сооружений, указанные в поз. 4, должны приниматься только II—IV классов, а в поз. 1—3. 5 и 6—1—IV классов.

7.7.    Несущая способность и упругая податливость свай всех типов и свай-оболочек в причальных сооружениях I, II и III классов должна определяться по результатам полевых исследований.

7.8.    Ширина ростверка набережной эстакадного типа, крутизна подпричального откоса и его конструкция должны определяться на основе технико-экономических расчетов исходя из условий обеспечения общей устойчивости

7

СНИП II-5I-74

сооружения и гашения волны. Подпричальный откос должен удовлетворять требованиям местной устойчивости.

7.9.    В набережных типа больверк и в уголковых набережных должна быть обеспечена грунтонепроницаемость стен, при этом необходимо учитывать возможность возникновения напора грунтовых вод на стены.

7.10.    Длина секций причальных сооружений должна приниматься в зависимости от действующих нагрузок и температурных воздействий, свойств грунтов основания и типа конструкции.

8. БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

8.1. Проектирование берегоукрепительных сооружений на открытых морских берегах должно выполняться в увязке с генеральной схемой зашиты побережья.

8.2 Для районов с подвижкой льда берегоукрепительные сооружения должны проектироваться в виде массивных конструкций, устойчивых против давления ледяного поля, ударов отдельных льдин и давления ледяных заторов в береговой зоне.

8.3.    Крепление откосов должно разделяться на основное, располагаемое в зоне максимальных волновых и ледовых воздействий, и на облегченное — в остальных зонах.

Железобетонные крепления откосов должны разделяться на секции температурно-осадочными швами.

8.4.    Крепления откосов из камня естественных пород и из железобетонных плит должны предусматриваться на фильтрующей подготовке из щебня или гравия, а при необходимости предотвращения выноса грунта — на обратном фильтре.

8.5.    Глубина заложения фундаментов волнозащитных стен должна назначаться из условия обеспечения устойчивости их от подмыва.

8.6.    При проектировании волнозащитных стен должны предусматриваться, в случае необходимости, устройства водоотвода и дренажа.

8.7.    Конструкции берегоукрепительных сооружений и основные условия их применения приведены в табл. 6.

Таблица 6

Кое струни яв б*р*гоу*рсавтел«.. л

пых сооружений    Осиовиие ускоеая приме иен и я

1. Мощение откосов

2.    Каменная отсыпь на откосах несортированным камнем

3.    Защитные прикрытия отсыпей на откосах крупным камнем, обыкновенными или фасонными массивами

4.    Монолитные, сборные бетонные или железобетонные плиты, подпорные гравитационные стенки с волноотбойными устройствами

Укцытые от волнения участки берега; крепление откосов, располо женных выше уровня воды

Крепление откосов для участков внутри порта, при воздействии волн высотой до 1,5 м Для участков побере жья с воздействием волн любой высоты

Те же условия воз действия волн, что и п. 3

Примечания: 1. Целесообразность применения конструкций берегоукрепительных сооружений, нс указанных в табл. 6, должна быть обоснована.

2. Конструкции берегоукрепительных сооружений, указанные в поз. 1 и 2, должны приниматься только 111 и IV классов, а в поз. 3 и 4—II—IV

классов.

9. ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СООРУЖЕНИЯМ

9.1.    Причальные, оградительные и берегоукрепительные сооружения гравитационного типа должны располагаться на каменной постели, заглубленной в грунт основания или отсыпанной на поверхность дна.

9.2.    Возрастание нагрузок на основание в процессе возведения сооружений не должно вызывать неравномерных осадок, раскрытия швов кладки и разрушения конструкции.

9.3.    Каменная постель для оградительных и причальных сооружений гравитационного типа, возводимых на нескальных грунтах, должна устраиваться на слое обратного фильтра.

9.4.    При проектировании уголковых стенок набережных допускается предусматривать постель из гравия при условии выполнения защитных мероприятий против подмыва и обоснования решения технико-экономическими расчетами.

9.5.    При скальных основаниях допускается применение вместо каменной постели выравнивающего слоя из бетона в мешках.

9.6.    Кладка бетонных массивов в подводных частях причальных и оградительных сооружении должна предусматриваться горизонтальными рядами с перевязкой вертикальных швов.

Кладку массивов без перевязки швов допускается предусматривать при специальном обосновании.

9.7.    Изменение глубины заложения подошвы подводных стен причальных и оградитель

ных сооружений из правильной кладки бетонных массивов должно предусматриваться ступенями высотой в один курс.

9.8. Пролетные строения пирсов мостового типа должны проектироваться свободно опертыми с ограничением горизонтальных смещений, надводная часть опор должна проектироваться монолитной или сборно-монолитной с расположением швартовных тумб на опорах.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.    Общие положения............... 3

2.    Классификация сооружений . ................3

3.    Основные требования к проектированию сооружений........4

4.    Основные расчетные положения и нагрузки...........4

5.    Отсчетные уровни и глубины портовых и заводских акваторий и подходных каналов ..... ................. 5

6.    Оградительные сооружения.................5

7.    Причальные сооружения . .................6

8.    Берегоукрепительные сооружения ...............7

9.    Общие конструктивные требования к сооружениям........7

Государственный комитет Совет* Министров СССР во делам строительства

(Госстроя СССР)

Строительные нормы и правила Часть II

Нормы орогктироаання Глава S I

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ МОРСКИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СНиП 11-41-74

Редакции инструктивно-нормативной литературы Зав редакцией А. С. Певзнер

Редактор издательства Л. Г. Вальян Мл. редактор II. В. Лосева Технический редактор Ю. Л. Циханкова Корректор М. Ф. Казакова

Сдано а набор 3/V1I 1974 г. Подписано к печати 20ЛГ1П 1974 г. Формат МХЮВ'Л#    Бумага типографская Mr I

0.W усд. печ. я (уч.-иад, 0.65 л.)

Тираж 25.000 эка. Изд Mr XI1-5005 Зак. М 3« Цепа 3 коп.

Стройиздат ЮЭСОб. Москва, Каляевская. !3у

Подольская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г. Подольск, уд. Кирова, д 25

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ