Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

СНиП III-38-75

Железные дороги

Заменен на СНиП 32-01-95: Железные дороги колеи 1520 мм
Действие завершено 01.01.1996
Заменяет СНиП III-Д.1-62: Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию

Документ «Железные дороги» был заменен.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.07.1976
Добавлен в базу: 01.09.2013
Заверение срока действия: 01.01.1996
30.10.1975 Утвержден Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
Разработан ЦНИИС Минтрансстроя СССР
Разработан Промтрансниипроект Госстроя СССР
Разработан Мосгипротранс
Разработан Гипротранссигналсвязь
Издан Стройиздат
Статус документа на 2016: Неактуальный

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 24

Страница 25

Страница 26

Страница 27

Страница 28

Страница 29

Страница 30

Страница 31

Страница 32

Страница 33

Страница 34

Страница 35

Страница 36

Страница 37

Страница 38

Страница 39

Страница 40

Страница 41

Страница 42

Страница 43

Страница 44

Страница 45

Страница 46

Страница 47

Страница 48

Страница 49

Страница 50

Страница 51

Страница 52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР

СНиП

111-38-75

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

111-38-75

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 38

Железные дороги

Утверждены

постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 30 октября 1975 г. А? 182

МОСКВА сгвойиздат 1 *?«

Глава СНиП II1-38-75 разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) при участии Московского государственного проектно-изыскательского института (Мосгипротранс) Минтрансстроя, Всесоюзного проектного и научно-исследовательского института промышленного транспорта (Промтранс-ниипроект) Госстроя СССР и Государственного проектно-изыскательского института по проектированию сигнализации, централизации, связи и радио на железнодорожном транспорте (Гипротрансснгналсвязь) МПС.

С введением в действие главы СНиП III-38-75 утрачивает силу глава СНиП Ш-Д.1-62 «Железные дороги. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию».

Редакторы: инж. В. И. СЕРЕГИНА (Госстрой СССР), кандидаты техн. наук В. П. ПАУЛЬ, В. П. ЧЕРНАВСКИИ. А. Н. СЕССА-РЕВСКИЙ (ЦНИИС), инж. П. И. ЗАРУБИН (Промтрансниипроект)

30213-446

с    Инструкт.-иор«»т.    1-11    «ып.    -    1,5-76

© Строймздат, 1976

Государственный

Строительные нормы

комитет

СНиП 111-38-75

Совета

и правила

Министров СССР

по делам

Взамен главы

строительства

Железные дороги

СНиП

(Госстрой СССР)

1 ИД. 1-62

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ при строительстве новых и реконструкции (усилении) эксплуатируемых железных дорог колеи 1520 мм общей сети, подъездных (внешних и внутренних) железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

1.2.    При строительстве железных дорог должна предусматриваться возможность поэтапного использования отдельных участков вновь уложенного рельсового пути для рабочего движения поездов со строительными грузами и временной эксплуатации дороги.

1.3.    Работы по строительству тоннелей, мостов, станций, узлов и других крупных сооружений, входящих в комплекс строящейся железной дороги, должны увязываться по темпам с работами по строительству железнодорожного пути в целях обеспечения непрерывности укладки, балластировки пути и открытия движения поездов.

1.4.    Временные базы материально-технического снабжения и комплектации, а также звеносборочные базы должны создаваться, как правило, в пунктах примыкания строящейся железной дороги к действующим путям сообщения.

При наличии сложных дорожных условий допускается

Внесены

Утверждены

постановлением

Государственного

Срок введения

Минтрансстроем

комитета Совета Министров СССР

в действие ; 1 июля 1976 г.

по делам строительства от 30 октября 1975 г. № 182

I*

устройство участковых складов на отдаленных участках трассы.

Месторасположение, мощность и число баз и складов должны быть обоснованы технико-экономическими расчетами.

1.5.    Материальные склады для нужд строительства должны строиться сборно-разборными или в блочном исполнении и оборудоваться средствами комплексной механизации для производства погрузочно-разгрузочных работ.

1.6.    При строительстве железных дорог в районах Северной строительно-климатической зоны, а также в труднодоступных местах других районов запасы материалов на строительных базах должны определяться с учетом условий их доставки (сезонности, наличия путей сообщения и др.).

1.7.    Сроки строительства зданий и сооружений должны устанавливаться в зависимости от сроков открытия рабочего движения поездов, ввода железной дороги во временную и в постоянную эксплуатацию.

1.8.    Возведение используемых для нужд строительства постоянных зданий в пунктах примыкания к действующим железным дорогам следует начинать в подготовительный период.

1.9.    Сооружение лотков, быстротоков и других устройств по укреплению русел рек и водотоков во входной и выходной частях должно заканчиваться одновременно с окончанием работ по строительству мостов и труб.

Укрепление русел под малыми мостами и у водопропускных труб должно быть закончено до пропуска ближайшего паводка.

1.10.    Строительство селеспусков, галерей и других защитных сооружений, ограждающих железнодорожное полотно на горных участках от селевых потоков, лавин и обвалов, должно быть закончено до ввода соответствующих участков железной дороги во временную эксплуатацию, а устройство заградительных стен, траншей и других задерживающих сооружений — до открытия рабочего движения поездов.

При производстве работ по возведению защитных сооружений должна обеспечиваться безопасность движения поездов со строительными грузами с помощью специальных устройств (деревянных щитов, навесов и др.).

1.11.    Работы по возведению малых мостов, а также труб на грунтах, сохраняемых в вечномерзлом состоянии, надлежит выполнять с соблюдением следующих условий:

снимать растительный (моховой) покров в пределах площади котлованов непосредственно перед началом земляных работ;

разрабатывать котлованы преимущественно в зимнее время при устойчивых отрицательных температурах воздуха (разработка котлованов в летнее время допускается при условии выполнения специальных мер по сохранению вечномерзлого состояния грунтов оснований, предусматриваемых в проекте);

обеспечивать надежный водоотвод с начала освоения строительной площадки до готовности искусственных и регуляционных сооружений, а также максимальную сохранность естественного растительного (мохового) покрова за контуром искусственных и водоотводных сооружений;

возводить фундаменты без длительных перерывов между смежными технологическими процессами.

1.12.    Предусмотренные проектом мероприятия по защите сооружений от наледей должны осуществляться до начала строительства этих сооружений.

2. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

2.1. В подготовительный период заказчик обязан:

создать геодезическую разбивочную основу для строительства железной дороги и не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику техническую документацию на нее и на закрепленные на местности пункты и знаки этой основы согласно требованиям п. 2.2 настоящей главы;

определить и оформить порядок движения по действующим путям, находящимся в ведении заказчика, строительных поездов и моторельсового транспорта подрядчиков, думпкарных и хоппер-дозаторных составов со строительными грузами, а также установить порядок предоставления перерывов («окон») в графике движения поездов, необходимых для выгрузки строительных грузов, монтажа конструкций искусственных сооружений и контактной сети, для

выполнения буровзрывных и других работ, связанных с перерывом движения поездов по существующим путям.

2.2.    При создании геодезической разбивочной основы ■для строительства новых или реконструкции эксплуатируемых железных дорог в пределах полосы отвода (вне зоны производства основных строительно-монтажных работ) на местности должны быть:

знаки, закрепляющие в плане вдоль оси дороги вершины углов поворота и главные точки круговых и переходных кривых, а также створные точки на прямых участках дороги не реже чем через 1 км;

реперы, расположенные вдоль трассы дороги не реже, чем через 2 км;

знаки, закрепляющие плановое и высотное положение оси главного пути на станциях через 0,5 км;

пункты полигонометрии и триангуляции, используемые для съемки объектов существующих и разбивки путевого развития новых станций;

знаки; закрепляющие вблизи бровки земляного полотна марочный ход на криволинейных участках существующего пути (при строительстве вторых путей).

2.3.    При выносе в натуру от пунктов геодезической разбивочной основы проекта железнодорожного пути подрядчиком должны выполняться следующие геодезические раз-бивочные работы;

разбивка и закрепление на местности промежуточных точек переходных и круговых кривых, пикетов и плюсовых точек;

установка при необходимости дополнительных реперов;

разбивка на станциях и перегонах осей водоотводных сооружений;

разбивка осей станционных путей, парков, горок, а также центров стрелочных переводов.

2.4.    При производстве геодезических работ в процессе строительства дорог в Северной строительно-климатической зоне должны использоваться геодезические приборы, предусмотренные для работы в ночное время.

2.5.    Точность геодезических работ при строительстве •железных дорог должна соответствовать требованиям, указанным в табл. 1.

Таблица I

Вид геодезических работ

Допустимые ошибки геодезических измерении и определений

X

к

2

О

3

в

О

4 и >>

линейные при расстояниях между привязками к государственной опорной сети. км. до

высотные,

мм

10

20

30

40

50

Прокладка магистрального хода, хода привязки к пунктам государственной геодезической сети и трассы на местности

±0

3 м

4 м

5 м

6 М

7 м

±50]^ L

Прокладка ходов на существующих участковых станциях и узлах

±0,2 /п

1:5000

± 10 VL

Разбивка междупутных расстояний и габаритов приближения строений

±2 см

±201 'Т

Разбивка координат центров стрелочных переводов

Примечали я: 1. я — ч 2. Точки магистрального х< стыо постоянными знаками.

пело стояпс эда должнь

±2 см

к инструмента; L — длииа закрепляться с особой т

хода, км. щатсльно-

2.6. В подготовительный период должны выполняться следующие подготовительные работы:

подготовка полосы отвода (расчистка от леса, снос и перенос зданий, сооружений и коммуникаций, осушение территории);

постройка временных притрассовых автомобильных дорог и подъездных дорог к преградным сооружениям (большим мостам, тоннелям), к строящимся производственным предприятиям, карьерам, складам и др.;

постройка временных базовых и приобъектных строи-

тельных поселков, а также постоянных зданий, используемых для нужд строительства;

постройка и оборудование притрассовых производственных предприятий, ремонтных, материально-хозяйственных баз и складов, временных сетей энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения;

оборудование диспетчерской строительной связи.

2.7.    При определении показателей потока строительных работ следует учитывать возможное совмещение подготовительных и основных строительно-монтажных работ на отдельных участках дороги.

2.8.    В полосе отвода, проходящей через лесные массивы, на перегонах следует производить сплошную вырубку леса на ширину, предусмотренную проектом, а на станциях— отдельными участками под станционные пути, здания и сооружения, обеспечивая максимально возможное сохранение леса.

Вне пределов сплошной вырубки леса разрешается удалять деревья, которые могут упасть на путь или повредить линии связи, СЦБ, энергоснабжения, а также деревья, ухудшающие видимость сигналов и переездов.

2.9.    На поймах рек и в снегозаносимых местах, а также в Северной строительно-климатической зоне вырубку леса и кустарника следует производить с учетом климатических особенностей района, без нарушения геологических-условий и водного режима.

На сырых и заболоченных участках трассы расчистку полосы отвода от леса и кустарника следует производить в осенне-зимний период.

2.10.    В районах распространения вечномерзлых грунтов на участках с подземными льдами и льднонасыщенны-ми суглинками и пылеватыми грунтами, подверженными термокарстовым явлениям (если проектом предусматривается сохранение грунтов оснований в вечномерзлом состоянии), основания насыпей должны ограждаться защитными зонами, размеры которых определяются проектом.

В пределах защитных зон не допускается вырубка леса, кустарника, снятие мохо-растительного покрова, проезд транспортных средств и строительных машин до промерзания почвы на глубину не менее 50 см, осушение или заболачивание территории в результате строительных работ, устройство карьеров, резервов и канав, строительство вре-

менных дорог и других сооружений, за исключением вырубки леса на площадках, занимаемых возводимыми сооружениями.

При вырубке леса на площадках для строительства зданий и сооружений, расположенных в пределах защитных зон, валка деревьев с корнями и корчевка пней не допускается. Вырубка должна производиться при отрицательной температуре непосредственно перед началом работ. Складирование древесины и порубочных остатков в пределах защитных зон не допускается.

Растительность защитных зон следует ограждать от лесных пожаров путем устройства вдоль их границ противопожарных просек с грунтовыми полосами.

2.11.    На участках дорог, где проектом предусматривается использование вечномерзлых грунтов в оттаявшем состоянии в основании возводимых сооружений, лес и кустарник надлежит вырубать с опережением начала основных строительных работ.

2.12.    Работы по вырубке леса, корчевке пней и расчистке полосы отвода от древесины и порубочных остатков должны выполняться механизированными способами.

2.13.    Для обеспечения перевозок в пределах строительства железной дороги материалов, конструкций и оборудования надлежит предусматривать постройку временной притрассовой автомобильной дороги, предназначенной, как правило, для круглогодичного осуществления перевозок.

При строительстве железных дорог в Северной строительно-климатической зоне допускается устройство временных зимних автомобильных дорог.

2.14.    Временные базовые поселки для строительных рабочих должны строиться с учетом максимально возможного использования строящихся постоянных зданий и коммуникаций.

Строительство временных поселков должно осуществляться преимущественно с применением сборно-разборных, контейнерных и передвижных инвентарных зданий.

2.15.    Для размещения работников строительных колонн (бригад), работающих на трассе, должны быть организованы линейные (вахтенные) поселки, комплектуемые из автовагонов и предназначенные для пребывания в рабочие дни недели.

2.16.    Прн строительстве новых железных дорог долж-2-538

— 10 —

ны быть оборудованы для обслуживания строительных организаций следующие виды связи:

а)    строительная диспетчерская;

б)    прямая связь управления строительством со строительными подразделениями и между подразделениями;

в)    линейная, соединяющая строительные подразделения с работающими на линии колоннами и бригадами;

г)    местная (телефонная), действующая на пунктах примыкания, площадках крупных объектов, в местах расположения основных строительных подразделений.

Виды связи, указанные в подпунктах «а», «б», «в», должны быть обеспечены, как правило, радиорелейными линиями и аппаратурой низовой радиосвязи, организованы в подготовительный период и введены в действие до начала основных строительно-монтажных работ на трассе.

2.17.    При сооружении вторых путей, переустройстве железнодорожных станций и узлов и осуществлении электрификации участков железных дорог заказчик должен предоставить строительным организациям возможность пользования существующими видами связи для осуществления связи строительных подразделений с линейными объектами и внутри строительных подразделений, управления строительством с подразделениями и со службами управления дороги.

2.18.    Строительные площадки крупных объектов (тоннели, мосты, карьеры, производственные базы и полигоны) должны обеспечиваться радиосвязью громкоговорящего типа.

3. ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1.    Производство и приемку работ по возведению земляного полотна следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по земляным сооружениям, а также дополнительными требованиями настоящего раздела.

3.2.    В состав работ потока по возведению земляного полотна входят работы по устройству всех насыпей, выемок и водоотводных сооружений, а также работы по устройству защитных, задерживающих, укрепительных и регуляционных сооружений.

3.3.    До начала отсыпки насыпей и разработки выемок необходимо обеспечить водоотвод путем устройства водо-

— 11 —

СНиП II1-38-75

отводных сооружений, а также подготовить основания насыпей в соответствии с указаниями в проекте (заглушение ключей, осушение оснований, противопучинные мероприятия, борьба с карстовыми явлениями, срезка дерна).

Работы по предварительному осушению болот и подготовке оснований земляного полотна на болотах должны выполняться технологически согласованно с работами по возведению насыпей.

3.4.    Работы по сооружению земляного полотна должны вестись круглогодично. На зимний период следует планировать производство земляных работ, указанных в п. 3.41, а также при необходимости сокращения сроков окончания работ в целом по строительству.

В проектах необходимо предусматривать мероприятия по предохранению от промерзания грунта в выемках и карьерах, особенно для районов с большой длительностью зимнего периода.

Участки земляного полотна, возводимого в зимнее время, необходимо определять на стадии разработки проекта организации строительства.

3.5.    Плодородный слой почвы в основании земляного полотна должен быть снят на всем протяжении его для последующего использования при восстановлении (рекультивации) нарушенных или малопродуктивных сельскохозяйственных земель, а также для укрепления откосов в соответствии с проектом.

3.6.    В основаниях насыпей высотой до 0,5 м, возводимых на равнинных участках и косогорах крутизной до 1:10, а также насыпей высотой до 1 м, возводимых на косогорах крутизной от 1 $ 10 до 1:5, дерн должен быть удален.

3.7.    Основания под насыпями, возводимыми из глинистых грунтов на косогорах крутизной от 1 : 10 до 1:5, следует перед отсыпкой насыпи разрыхлять. При крутизне косогоров от 1:5 до 1:3 в основаниях насыпей независимо от их высоты должны нарезаться уступы с шириной полок от 1 до 4 и высотой до 2 м. Полки уступов должны иметь поперечный уклон в низовую сторону, равный 0,01—0,02. Стенки уступов при высоте их до 1 м устраиваются вертикальными, а при большей высоте —с откосами крутизной 1:0,5.

2*

На косогорах, сложенных из дренирующих грунтов (рыхлые пески, гравий, галька, дресва, обломки слабовы-ветривающихся пород), не покрытых растительностью, устройство уступов не требуется.

На косогорах, сложенных скальными породами, подготовка основания насыпи должна осуществляться в соответствии со специальными указаниями проекта.

3.8.    Работы по сооружению земляного полотна должны выполняться с применением комплексной механизации.

Комплекты машин следует подбирать исходя из необходимости обеспечения максимальной производительности ведущей машины с учетом наименьшей трудоемкости и стоимости работ.

3.9.    В качестве ведущих землеройно-транспортных машин для выполнения основных видов земляных работ следует преимущественно применять:

экскаваторы с ковшами емкостью от 0,65 до 2,5 м3, в том числе с ковшами активного действия, и роторные экскаваторы производительностью 300—400 м3/ч в комплекте с автосамосвалами грузоподъемностью от 7 до 27 т;

скреперы самоходные и прицепные с ковшами емкостью от 8 до 15 м3 (при дальности транспортировки грунта до 3000 м — самоходные скреперы, а до 700 м — прицепные) ;

бульдозеры (в том числе совкового типа) мощностью от 100 до 400—500 л. с. при дальности перемещения грунта до 100 м;

грейдер-элеваторы и струги производительностью 800 м3/ч и более.

3.10.    Ведущие землеройные и транспортные машины следует выбирать исходя из видов разрабатываемых грунтов, объемов работ, сроков их исполнения, рабочих отметок насыпей и выемок, с учетом рельефа местности, климатических условий, а также распределения и перемещения грунта в соответствии с балансом земляных масс согласно проекту.

Оптимальный вариант выбора ведущих машин и распределения земляных масс на крупных объектах следует определять с использованием ЭВМ.

3.11.    Выбор экскаваторов надлежит производить исходя из следующих соотношений емкости ковша и объема земляных работ на одном объекте (карьере, выемке);

Емкость ковша экскаватора, м3

Объем земляных работ, тыс. м\ не менее

0.65...........

1—1,25.........

1,25—1,6.........

1,6-2,5.........

Роторный экскаватор с технической производительностью 300—400 м3/ч.......

20 20—6U 60—80 80—100

50

3.12.    Отсыпку насыпей следует вести от краев насыпи к середине. На переувлажненных и слабых основаниях отсыпка слоев грунта должна вестись от середины насыпи к краям до достижения высоты ее, равной 3 м, а далее —от краев к середине.

3.13.    Насыпи должны отсыпаться послойно и равномерно уплотняться грунтоуплотняющими машинами по всему поперечному сечению, включая бровочную часть.

Насыпи вторых путей, а также насыпи вновь строящихся железных дорог высотой 3 м и более, сооружаемые из глинистых грунтов, допускается при отсутствии грунтоуп-лотняющих машин возводить с временным уширеиием по 0,5 м в обе стороны и последующей срезкой до проектных размеров с использованием излишнего грунта для отсыпки данной или соседней насыпи.

Целесообразность временного уширения насыпей в зависимости от высоты насыпей, состояния и вида грунтов должна устанавливаться проектом.

3.14.    Требуемая плотность грунта в насыпи должна достигаться путем уплотнения слоями заданной толщины при определенном числе проходов катка по одному следу или заданной скорости перемещения уплотняющих машин ударного и виброударного типа.

Толщину слоя грунта и число проходов (скорость перемещения) уплотняющих машин следует назначать в зависимости от вида грунта, типа машин, местных условий производства работ и уточнять по результатам пробного уплотнения. Степень уплотнения грунта должна контролироваться путем отбора проб.

При отсыпке насыпей из легковыветривающихся скальных, а также крупнообломочных грунтов требуемая степень уплотнения достигается соблюдением установленного режима отсыпки и уплотнения: ограничения толщины отсыпаемых слоев и размеров отдельных камней в соответствии с требованиями п. 3.16, определения числа проходов уплот-

няющих машин на основе предварительного пробного уплотнения и создания запаса на осадку в соответствии с указаниями проекта.

3.15.    Отсыпка насыпи «с головы» допускается при пересечении узких и глубоких логов и только с использованием несвязных грунтов.

3.16.    Насыпи, возводимые из крупнообломочных грунтов и легковыветривающихся размягчаемых скальных, должны возводиться слоями толщиной не более 0,4 м, из скальных легковыветривающихся — не более 1 м и скальных слабовыветривающихся — не более 2 м; при этом грунт должен содержать фракции размером до 2/3 толщины уплотняемого слоя, но не более 0,7 м.

Верхняя часть скальных насыпей слоем не менее 0,5 м должна отсыпаться щебенистым грунтом; при этом размер наиболее крупных фракций не должен быть более 0,2 м.

3.17.    Постройка водопропускных труб, устоев мостов и подпорных стен должна опережать возведение земляного полотна, чтобы засыпка их грунтом производилась одновременно с сооружением насыпей.

3.18.    Засыпку водопропускных труб следует производить тем же грунтом, из которого возводится насыпь. Грунт должен укладываться горизонтальными слоями по всей длине трубы одновременно с обеих ее сторон на одинаковую высоту и уплотняться послойно.

При отсыпке насыпи скальным или другим грунтом, содержащим отдельные включения размером более 100 мм, водопропускная труба должна быть предварительно засыпана мягким (песчаным, глинистым) грунтом на высоту не менее 0,5 м над верхом трубы. Ширина этой засыпки поверху должна быть не менее ширины трубы плюс 1 м.

3.19.    Разработку выемок следует вести в направлении, противоположном естественному стоку, придавая дну проходок продольный уклон в сторону стока.

Допускается также отводить воду при разработке выемок путем устройства временных кюветов.

3.20.    Выемки в нескальных грунтах необходимо разрабатывать с недобором и без нарушения структуры грунта в основании. Величина недобора по основанию выемки не должна превышать величин, указанных в главе СНиП по земляным сооружениям. Переборы грунта ниже проектных отметок не допускаются.

Случайные переборы в основании выемок должны заполняться грунтом, однородным с грунтом основания, с соответствующим уплотнением. Случайные переборы на откосах должны быть спланированы без подсыпки грунта с плавным переходом к проектному профилю.

3.21.    Грунт, разработанный в выемках, следует, как правило, использовать для возведения насыпей. В случае непригодности или экономической нецелесообразности использования грунта для отсыпки насыпей его надлежит размещать в пониженные места рельефа, расположенные в непосредственной близости от выемки, или в кавальерах.

3.22.    Размещение грунта в кавальерах не допускается на территориях станций, населенных пунктов и промышленных предприятий, а также с нагорной стороны полувы-емок и в местах, где кавальеры могут способствовать снежным или песчаным заносам полотна, в том числе вдоль мелких выемок.

Кавальеры, размещаемые с низовой стороны земляного полотна, следует устраивать с разрывами шириной не менее 3 м. Разрывы следует устраивать в пониженных местах и не реже чем через 50 м.

Отсыпку кавальеров следует производить слоями толщиной до 1 м, при этом каждый слой должен быть спланирован.

3.23.    Устройство кюветов и водоотводных канав должно производиться после планировки откосов и нарезки сливной призмы.

Кюветы и водоотводные канавы в нескальных грунтах следует разрабатывать с помощью канаво- и кюветокопа-телей, экскаваторов, оборудованных обратной лопатой, и экскаваторов-планировщиков. В грунтах IV—VI групп и в мерзлых грунтах кюветы и водоотводные канавы следует разрабатывать с помощью экскаваторов, оборудованных обратной лопатой с ковшами активного действия.

3.24.    Планировку откосов земляного полотна с рабочими отметками до 3,5 м следует выполнять бульдозерами и автогрейдерами, оборудованными откосными ножами, а при больших отметках — универсальными экскаваторами— планировщиками и драглайнами.

Нарезать сливную призму земляного полотна следует средним и тяжелым автогрейдерами, оборудованными автоматическим управлением отвалом.

3.25.    Возведение насыпей на болотах, особенно на обводненных, следует производить преимущественно в зимний период. Часть насыпи ниже уровня болота следует отсыпать по способу «с головы», а остальную часть — по-слонно,-

3.26.    Для выполнения подготовительных работ на болотах по устройству дренажных прорезей, канав-торфоприем-ннков, водоотводных канав и по выторфовыванию следует применять: при глубине разработки до 4 м — канавокопатели роторного и фрезерного типа, экскаваторы-драглайны с ковшами до 0,8 м3, экскаваторы — обратные лопаты с ковшами до 0,65 м3, баровые машины, а при глубине более 4 м — взрывной способ.

3.27.    Выполнение подготовительных работ механизированным способом в зимнее время допускается при глубине промерзания болот до 0,4 м.

3.28.    Землеройные машины, работающие на болотах, должны быть оснащены уширенными гусеницами, а самосвалы— шинами высокой проходимости.

3.29.    Взрывной способ следует использовать в зимнее время на пнистых обводненных болотах для устройства траншей до минерального дна при глубине болот более 4 м, канав-торфоприемников и разрыхления сплавины. Взрывание следует производить методом скважинных зарядов и методом непрерывных горизонтальных зарядов.

3.30.    Вертикальные песчаные дрены надлежит устраивать при температуре воздуха не ниже —5° С специальным комплектом оборудования, в котором в качестве основной машины используется вибровдавливающий погружатель свай или экскаватор. Дрены должны заполняться песком, имеющим коэффициент фильтрации не ниже 7—10 м/сут и не содержащим пылеватых и глинистых частиц более 3%.

3.31.    Поездную возку грунта для отсыпки насыпей на болотах следует применять при расположении карьера от места отсыпки на расстоянии более 8 км и объема перевозимого грунта не менее 50 тыс. м3; при этом допускается устраивать временные перегрузочные карьеры.

Возведение насыпей (в зависимости от прочности основания и обводненности болот) следует производить сразу на всю высоту или в два этапа: сначала отсыпается насыпь пониженного профиля («тропа») грунтом, доставляемым автосамосвалами из перегрузочного карьера, а затем досы-

пается до проектного профиля с доставкой грунта поездной возкой.

3.32.    Для ускорения консолидации грунтов основания насыпи, повышения ее устойчивости и снижения осадок в процессе эксплуатации следует сооружать насыпи способом временного пригруза и способом предварительной консолидации.

Толщина пригрузочного слоя, а также режим отсыпки насыпи при методе предварительной консолидации устанавливаются в проекте.

3.33.    При возведении насыпи методом временного пригруза необходимо вести наблюдения за деформациями основания насыпи, для чего должны быть установлены марки и реперы. За перемещением марок (реперов) должен осуществляться инструментальный геодезический контроль.

Излишек грунта, используемого в качестве временного пригруза, должен убираться только после достижения проектной величины осадки основания.

3.34.    При возведении насыпи методом предварительной консолидации грунта каждый слой грунта, начиная со второго, должен отсыпаться лишь после достижения грунтом основания прочности, достаточной для восприятия нагрузки от последующего слоя грунта. В процессе отсыпки насыпи следует производить контрольное бурение и испытание грунта на прочность.

3 35. При сооружении земляного полотна в районах барханных песков земляные работы должны производиться с минимальным нарушением естественного состояния песков.

Работы по укреплению и защите полотна и прилегающих к нему полос от выдувания должны выполняться сразу после отсыпки земляного полотна на участках небольшого протяжения. Укладку и балластировку пути надлежит вести вслед за возведением земляного полотна.

3 36. Насыпи в районах барханных песков следует возводить из резервов, не допуская снижения природной влажности используемого грунта. На участках с заросшей и по-лузаросшей поверхностью для отсыпки насыпи следует закладывать узкие, но глубокие резервы с вертикальными откосами, при этом ширина бермы увеличивается на 1,5 глубины резерва.

3.37. Выемки в барханных песках следует разрабатывать драглайнами с емкостями ковша 0,8 и 1,2 м3 с отсып-3—538

кой грунта в кавальеры с помощью бульдозеров, преимущественно совкового типа, при дальности перемещения грунта до 150 м. В осенне-зимний и ранний весенний периоды, когда грунт увлажнен и частично смерзся, выемки надлежит разрабатывать с помощью скреперов.

3.38.    Земляные и укрепительные работы при сооружении насыпей на поймах рек должны быть закончены до наступления паводков.

3.39.    Земляное полотно в районах распространения грунтов с карстовыми явлениями, подземных льдов, засоленных, просадочных, набухающих грунтов, на крутых и неустойчивых косогорах, а также в других неблагоприятных геологических и гидрогеологических условиях надлежит возводить с соблюдением специальных мер по обеспечению устойчивости земляного полотна, предусмотренных проектом.

3.40.    Откосы выемок и насыпей надлежит укреплять по мере готовности отдельных участков земляного полотна. Посев трав следует производить преимущественно способом гидропосева без применения растительного грунта.

При производстве земляных работ в зимнее время укрепление откосов выемок и насыпей следует относить на период после оттаивания грунтов, обеспечивая сохранность полотна от разрушения талыми водами (устройство водоотвода, уборка снега с откосов и др.).

3.41.    К работам зимнего периода следует относить: разработку выемок и карьеров в сухих песках, гравийно-галечных, скальных и предварительно разрыхленных грунтах; возведение насыпей из указанных грунтов при условии, если прочностные и деформативные свойства, оснований насыпей несущественно изменяются при промерзании и оттаивании; разработку выемок в вечномерзлых грунтах; устройство насыпей на болотах; устройство штолен и глубоких дренажных прорезей.

3.42.    В зимнее время не допускается производить:

планировку земляного полотна в глинистых грунтах;

разработку выемок в нескальных грунтах глубиной до

3 м;

возведение насыпей из резервов;

устройство мелких водоотводных канав;

разработку карьеров в вечномерзлых песчаных и глинистых грунтах.

3.43.    Для насыпей, возводимых в зимнее время, допускается применять без ограничений скальные и дренирующие грунты, а также глинистые грунты, имеющие влажность не свыше границы раскатывания, мелкие и пылеватые неводонасыщенные пески. Глинистые грунты полутвердой консистенции допускается применять при отсутствии грунтов с меньшей влажностью, при этом для отсыпки верхней части насыпи должны использоваться только талые грунты.

3.44.    При производстве земляных работ в зимнее время надлежит:

очищать от снега и льда основания под насыпи; не допускать попадания снега и льда в тело насыпи; производить уплотнение насыпи тяжелыми трамбующими машинами и решетчатыми катками независимо от способа отсыпки и высоты насыпи;

не допускать содержания мерзлых грунтов свыше 30% общего объема грунта, укладываемого в насыпь, неравномерного размещения их в теле насыпи в виде гнезд, а также концентрацию мерзлых комьев в откосной части насыпи и укладку их ближе 1 м от поверхности откосов; размеры комьев мерзлого грунта не должны быть более двух третей толщины уплотняемого слоя и более 0,2 м;

отсыпать верхнюю часть насыпей, а также слой грунта над верхом и с обеих сторон водопропускных труб на величину не менее 1 м только талым глинистым или дренирующим грунтом;

применять для насыпей за задними гранями устоев и конусов у мостов только талый дренирующий грунт;

возводить насыпи на поймах рек, а также регуляционные сооружения только из скальных и крупнообломочных грунтов, гравелистых, крупных и средней крупности песков;

отсыпать насыпи на поймах до начала половодья на высоту не менее 0,5 м выше отметки ожидаемого горизонта высоких вод с учетом высоты волны;

выполнять наблюдения за состоянием насыпей как во время производства работ, так и в весенне-летний период до полного оттаивания грунта;

производить работы непрерывно (круглосуточно), не допуская замерзания грунта в карьерах;

возводить насыпи из глинистых грунтов высотой не более величин, приведенных в табл. 2.

3*

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"
РАЗДЕЛЫ САЙТА

НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ