Лента новостей RSSRSS КалькуляторыКалькуляторы Вопросы экспертуВопросы эксперту Перейти в видео разделВидео

ГОСТ 27459-87

Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения

Предлагаем прочесть документ: Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 27459-87» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Скрыть дополнительную информацию

Дата введения: 01.07.1988
28.10.1987 Утвержден Госстандарт СССР
Издан Стандартинформ
Издан Издательство стандартов
Статус документа на 2016: Актуальный

Группа ЭОО

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ МАШИННАЯ ГРАФИКА

ГОСТ

Термины и определения    27459_87

Information processing systems. Computer graphics.

Terms and definitions

MKC 01.040.35 35.140 ОКСТУ 4001

Дата введения 01.07.

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.

Стандарт должен применяться совместное ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.

1.    Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.

2.    Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Применение терминов — синонимов стандартизованного термина не допускается.

2.1.    Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

2.2.    Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

2.3.    В табл. I в качестве справочных приведены эквивалентны стандартизованных терминов на английском языке.

3.    Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском и английском языках приведены в табл. 2 и 3.

4.    Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым.

Т а б л и м а 1

Определение

Термин

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графическою представления в данные

1.    Машинная графика

Computer graphics

2.    Линейная графика

Line graphics

3.    Растровая графика

Raster graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помоши команд визуализации и координатных данных

Область машинной графики, в которой изображении генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам

Перепечатка воспрещена

Издание официальное

37

С. 2 ГОСТ 27459-87

Продолжение там. I

Термин

Определение

4. Команда визуализации

Команда, которая изменяет состояние или управляет действием

Display command

графического устройства.

Примечание. Под графическим устройством понимают устрой

ство. обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических

данных

5. Абсолютная команда визуали

Команда визуализации, в которой используются абсолютные коор

зации

динаты

Absolute command

6. Относительная команда визу

Команда визуализации, в которой используются относительные коор

ализации

динаты

Relative command

7. Адресуемость

Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического

Addressability

пространства

8. Атресусмая позиция

Любая точка физического пространства, которая может быть задана

Addressable point

координатами

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

9.    Закодированное изображение

Coded image

10.    Абсолютная координата

Absolute coordinate

11.    Относительная координата

Relative coordinate

12.    Инкрементальная координата

Incremental coordinate

13.    Координата пользователя

User coordinate

14.    Мировая координата

World coordinate

15.    Координата устройства

Device coordinate

16.    Нормированная координата

Normalized device coordinate

17. Примитив вывода

Output primitive

18.    Невидимая линия

Hidden line

19.    Каркасное представление

Wire frame representation

20.    Сегмент

Segment

21. Маркер

Marker

Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ

Одна и ^ координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке

Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция начнется точкой отсчета

Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат. не зависящая от устройств

Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных

Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства

Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторою диапазона, обычно от 0 до 1.

Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство

Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.

Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов

Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого обьскга

Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет

Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым иелым.

Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода

Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхност и визуализации


38

ГОСТ 27459-87 С. 3

Продолжение табл. I

Термин

Определение

22. Примитив ввола

Совокупность данных, полученных or устройств ввода.

Input primitive

Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввола чисел или устройство ввода массива позиций

23. Виргуалыюс пространство

Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от

Virtual space

устройств

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

24. Витуализация

Визуальное представление данных

Display

25. Изображение

Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может

Display image

быть одновременно выведена на поверхность визуализации

26. Мягкая копия

Несохраняемое изображение графических данных

Soft copy

27. Физическое пространство

Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций

Device space

графическою устройства

28. Пространство визуализации

Часть физического пространства, соответствующая области, доступной

Display space

для вывода изображений

29. Пиксель

Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть

Pixel

независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения

30. Абсолютный вектор

Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных

Absolute vector

координатах

31. Относительный вектор

Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно

Incremental vector

его начальной точки

32. Величина инкремента

Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности

Increment size

визуализации

33. Растровая единица

Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних

Raster unit

пикселей

34. Шаг графопостроителя

Величина инкремента на графопостроителе

Plotter step size

35. Гашение июбражения

Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или

Blanking

сегментов

36. Мерцание июбражения

Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или

Blinking

более примитивов вывода или сегментов

37. Мигание июбражения

Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой

Flicker

трубки.

Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана

38. Заворачивание июбражения

Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ

Wraparound

пространства визуализации, появляется у прогивоположной границы этого пространства

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

39. Поверхность ви пали taint и

Физическая среда графического устройства, на которой воспроизво

Display surface

дятся изображения.

Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе

40. Графический терминал

Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность

Display console

визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода

39

С. 4 ГОСТ 27459-87

Продолжение там. I

Определение

Термин

41.    Растровый дисплей

Raster display device

42.    Векторный дисплей

Directed beam display device

43.    Запоминающая электроннолучевая трубка

Storage tube

44.    Плазменная панель

Plasma panel

45.    Барабанный графопостроитель

Drum plotter

46.    Планшетный графопостроитель

Flatbed plotter

47.    Расфовый графопостроитель

Raster plotter

48.    Электростатический фафопо-строитсль

Electrostatic plotter

49.    Пишущий узел фафопострои-теля

Plotting head

50.    Генератор символов

Character generator

51.    Штриховой генератор символов

Stroke character generator

52.    Точечный генератор символов

Dot matrix character generator

53.    Генератор кривых

Curve generator

54.    Генератор векторов

Vector generator

55.    Устройство ввола позиций УВП

Locator

56.    Шаровой указатель

Control ball

57.    Рычажный указатель

Joy-Stic к

58.    Устройств»» типа «колесо»

«Колесо»

Тumb wheel

59. Устройство типа «мышь*

«Мышь»

«Mouse*

60.    Нланшет

Tablct

61.    Устройство указания

Pick device

Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики

Дисплей, в котором примитивы выаола могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом профаммой По ГОСТ 13820

Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.

Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации

Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане

Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных

Графопосфоитель. который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода

Растровый графопосфоитель, в котором красящее вещество злекфо-статически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов

Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации

Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое

Генератор символов, который генерирует изображения символов, состаатснныс из отрезков линий

Генератор символов, который генерирует изображения символов, состаатснныс из точек

Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое

Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий

Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции

Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции

Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции

Колесо, вращающееся вокруг своей оси. представляющее значение скалярной величины.

Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции

Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.

П р и мс ча н и с. Для управления устройством тина «мышь» используют шар или пару колес

Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения

Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примигива вывода или сегмента


40

ГОСТ 27459-87 С. 5

Продолжение там. I

Определение

Термин

62.    Световое перо

Light-реп

63.    Световая кнопка

Light button

64.    Устройство ввода чисел

Valuator

65. Устройство ввода альтернативы

Choice device

66. Устройство ввода последовательности ПОЗИЦИЙ

Stroke device

Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации

Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания

Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.

Примечание. К таким устройствам относится устройство типа •колесо», потенциометр

Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив.

Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура

Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода.

Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью


ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

67.    Повторная генерация изображения

Image regeneration

68.    Регенерация

Refresh

69.    Частота регенерации

Refresh rate

70.    Эхо Echo

71.    Курсор

Cursor

72.    Трассировка

Tracking

73.    Символ трассировки

Tracking symbol

74.    Указание световым пером

Light-реп detection

75.    Символ прицеливания

Aiming symbol

76.    Обнаруживаемый элемент

Detectable element

77.    Метод резиновой нити

Rubber-banding

78.    Рисование

Inking

79.    Метод буксировки

Dragging

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти

Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым

Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с

Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода

Переметаемая видимая отметка, используемая дли указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция

Перемещение символа трассировки

Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции

Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации

Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера

Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания

Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными

Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге

Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций


41

С. 6 ГОСТ 27459-87

Продолжение табл. I

Термин

Определение

80. Выделение

Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода

Highlighting

или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов

81. Перенос

Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор

Translating

82. Масштабирование

Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.

Scaling

Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям

83. Поворот

Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси

Rotation

84. Зеркальное отражение

Поворот примитивов вывода на 180' вокруг некоторой оси в плоскости

Mirroring

поверхности визуализации

85. Окно

Заданная часть виртуальною пространства

Window

86. Поле вывода

Заданная часть пространства визуализации

Viewport

87. Видовое преобразование

Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее

Viewing transformation

содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода

88. Отсечение

Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной

Clipping

области

89. Экранирование

Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь

Schielding

заданной обласги

90. Прокручивание

Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях

Scrolling

таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают

91. Вертикальное прокручивание

Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз

Rolling

92. Трансфокация

Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания

Zooming

зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее часги к наблюдателю или от наблюдателя.

Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям

93. Кувыркание

Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг

Tumbling

некоторой оси. ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве

94. Панорамирование

Постепенный перенос изображения с целью создания зрительною

Panning

ощущения движения в горизонтальном направлении.

Примечай и с. Панорамирование может быть ограничено полем вывода

95. Фоновое изображение

Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается

Background image

неизменной при определенных последовательностях операций

%. Накладываемое шображение

Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях

Foreground image

97. Типовая форма

Бланк, применяемый в качестве основного изображения.

Form overlay

Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту

98. Визуализация типовой формы

Визуальное представление типовой формы

Form flash

42

ГОСТ 27459-87 С. 7 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Т а 6 л и и а 2

Термин

Номер термина

Адресуемость

7

Вектор абсолютный

30

Вектор относительный

31

Величина инкремента

32

Визуализация

24

Визуализация типовой формы

98

Выделение

80

Гашение изображения

35

Генератор векторов

54

Генератор кривых

53

Генератор символов

50

Генератор символов точечный

52

Генератор символов штриховой

51

Генерация изображения повторная

67

Графика линейная

2

Графика машинная

1

Графика растровая

3

Графопостроитель барабанный

45

Графопостроитель планшетный

46

Графопостроитель растровый

47

Графопостроитель электростатический

48

Дисплей векторный

42

Дисплей растровый

41

Единица растровая

33

Заворачивание изображения

38

И зображенис

25

Изображение заполированное

9

И зображенис накладываемое

%

Изображение фоновое

95

Кнопка световая

63

«Колесо*

58

Команда визуализации

4

Команда визуализации абсолютная

5

Команда визуализации относительная

6

Координата абсолютная

10

Координата инкрементальная

12

Координата мировая

14

Координата нормированная

16

Координата относительная

II

Координата пользователя

13

Координата устройства

15

Копия мягкая

26

Кувыркание

93

Курсор

71

Линия невидимая

18

Маркер

21

Масштабирование

82

Мерцание изображения

36

Метод буксировки

79

Метод резиновой нитн

77

Миганнс изображения

37

«Мышь»

59

Окно

85

Отражение зеркальное

84

Отсечение

88

Панель плазменная

44

Панорамирование

94

Перенос

81

Неро световое

62

43

С. 8 ГОСТ 27459-87

Продолжение там. 2

Термин

Помер термина

Пиксель

29

Планшет

60

Поверхность визуализации

39

Поворот

83

Позиция алрссусмая

8

Поле вывода

86

Представление каркасное

19

Преобразование внловое

87

Примитив ввода

22

Примитив вывода

17

Прокручивание

90

Прокручивание вертикальное

91

Пространство визуализации

28

Пространств) виртуальное

23

Пространство фишческое

27

Регенерация

68

Рисование

78

Сегмент

20

Символ прицеливания

75

Символ трассировки

73

Терминал графический

40

Трансфокация

92

Трассировка

72

Трубка запоминающая электронно-лучевая

43

УВП

55

Узел графопостроителя пишущий

49

Указание световым пером

74

Указатель рычажный

57

Указатель шаровой

56

Устройство ввода альтернативы

65

Устройство ввода позиций

55

Устройство ввода последовательности позиций

66

Устройство ввода чисел

64

Устройство тина «колесо»

58

Устройство типа «мышь»

59

Устройство указания

61

Форма типовая

97

Частота регенерации

69

Шаг графопостроителя

34

Экранирование

89

Элемент обнаруживаемый

76

Эхо

70

.АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 3

Термин

Номер термина

Absolute command

5

Absolute coordinate

10

.Absolute vector

30

Addressability

7

Addressable point

8

Aiming symbol

75

Background image

95

Blanking

35

Blinking

36

Character generator

50

Choice device

65

Clipping

88

Coded image

9

44

ГОСТ 27459-87 С. 9

Продолжение табл. 3

Термин

Номер термина

Computer graphics

1

Control ball

56

Cursor

71

Carve generator

53

Detectable element

76

Device coordinate

15

Device space

27

Directed beam display device

42

Display

24

Display command

4

Display console

40

Display image

25

Display space

28

Display surface

39

Dot matrixcharacter generator

52

Dragging

79

Drum plotter

45

Echo

70

Electrostatic plotter

48

Flatbed plotter

46

Flicker

37

Foreground image

%

Form flash

98

Form overlay

97

Hidden line

18

Highlighting

80

Image regeneration

32

Incremental coordinate

12

Incremental vector

67

Increment size

31

Inking

78

Input primitive

22

Joy-stick

57

Light button

63

Light-pen

62

Light-pen detection

74

Line graphics

2

Locator

55

Marker

21

Mirroring

84

«Mouse»

59

Normalized device coordinate

16

Output primitive

17

Panning

94

Pick device

61

Pixel

29

Plasma panel

44

Plotter step size

34

Plotting head

49

Raster display device

41

Raster graphics

3

Raster plotter

47

Raster unit

33

Refresh

68

Refresh rate

69

Relative command

6

Relative coordinate

II

Rolling

91

Rotation

83

Rubber-banding

77

Scaling

82

Schiclding

89

45

С. 10 ГОСТ 27459-87

Продолжение табл. 3

Термин

Помер термина

Scrolling

90

Segment

20

Soft copy

26

Storage tube

43

Stroke character generator

51

Stroke device

66

Tablet

60

Tracking

72

Tracking symbol

73

Translating

81

Tumbling

93

Tumb wheel

58

User coordinate

13

Valuator

64

Vector generator

54

Viewing transformation

87

Viewport

86

Virtual spacc

23

Window

85

Wire frame representation

19

World coordinate

14

Wraparound

38

Zooming

92

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712—86 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88

2.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД. на который дана ссылка

Номер нункia

ГОСТ 13820-77

1. 2.1. 2.3

ГОСТ 15971-90

Вводная часть

ГОСТ 19781-90

То же

4. ПЕРЕИЗДАНИЕ

46

Сохраните страницу в соцсетях:
Другие документы раздела "Прочие"