ГОСТ 30687-2000
Машины землеройные. Правила испытаний двигателей. Полезная мощность
Предлагаем прочесть документ: Машины землеройные. Правила испытаний двигателей. Полезная мощность. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 30687-2000» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.01.2002 | |
---|---|---|
22.06.2000 | Утвержден | Межгоссовет по стан., метр. и сертиф. |
01.02.2001 | Утвержден | Госстандарт России |
Издан | ИПК Издательство стандартов | |
Разработан | МТК 59 | |
Разработан | ЗАТ ОКБ Будшляхмаш | |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
ГОСТ 30687-2000 (ИСО 9249-97)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ Полезная мощность
Издание официальное
БЗ 1-99/1053
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 59; Закрытым акционерным товариществом «Особое конструкторское бюро строительных и дорожных машин* (ЗЛТ «ОКБ Будшляхмаш»)
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 17 от 22 июня 2000 г.)
За принятие проголосовали:
Наименопание государства |
Наименование национального органа no craiuapTHjauMii |
Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Мол дона Российская Федерация Туркменистан Республика Узбекистан Украина |
Аз госстандарт Армгоссгапдарг Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Кыргыэстандарт Молдовастандарт Госстандарт России Главгосинспекпия «Туркменстандартлары* Узгосстандарт Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой полный идентичный текст международного стандарта ИС0 9249—97 «Машины землеройные. Правила испытаний двигателей. Полезная мощность» с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны
4 Постановление Государственного комитета Российской Федерации но стандартизации и метрологии от 1 февраля 2001 г. № 46-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30687-2000 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.2002 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© И ПК Издательство стандартов. 2001
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России
И
Содержание
1 Область применения....................................................... 1
2 Нормативные ссылки...................................................... 1
3 Определения............................................................. 2
4 Погрешности измерений.................................................... 2
5 Испытания.............................................................. 4
6 Поправочные коэффициенты................................................ 7
7 Измерение и приведение к эталонным условиям степени дымности для двигателей
с воспламенением от сжатия.................................................10
8 Протоколы испытаний .....................................................10
9 Декларированные (заяатенные) и определенные (в результате испытаний) характеристики
двигателя...............................................................19
Приложение Л Дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны.. . 22 Приложение Б Библиография.................................................23
III
ГОСТ 30687-2000 (ИСО 9249-97)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫ Й СТАНДАРТ
Машины землеройные ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ Полезная мощность
Earth-moving machinery. Engine test code. Net power
Дата введения 2002—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для привода хода землеройных машин по ГОСТ 28764, и применяется для определения характеристик двигателя, в частности, для построения кривых зависимости мощности и удельного расхода топлива при полной нагрузке от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания с естественным всасыванием и с наддувом как с механическим, так и с турбонаддувом, используемые а землеройных машинах и входящие в одну из следующих категорий:
- поршневые двигатели внутреннего сгорания (с искровым или компрессионным зажиганием), за исключением двигателей со свободно плавающим поршнем:
- роторно-поршневые двигатели.
Настоящий стандарт соответствует 11|.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений
ГОСТ 33-2000 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1929-87 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетапового числа ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа
ГОСТ 10373-75 Бензины автомобильные для двигателей. Методы детонаиионных испытаний ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний ГОСТ 15888-90 (ИСО 7876-1—84) Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия Г ОСТ 27768—88 Топливо дизельное. Определение цетапового индекса расчетным методом ГОСТ 28764-90* (ИСО 6165—87) Машины землеройные. Основные типы. Термины и определения
ГОСТ 28772-90 (ИСО 6518—80) Системы зажигания автомобильных двигателей. Термины и определения
• На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6165-99.
Издание официальное
1
3 Определения
В настоящем стандарте применяют термины по |2| — |9|. а также следующие термины с соответствующим и оп ределениями:
3.1 полезная мощность: Мощность, снимаемая на испытательном стенде с конца коленчатого вала или его эквивалента при соответствующей частоте вращения коленчатого вала при наличии оборудования (в том числе вспомогательного), перечисленного в таблице 1.
Г1 р и м е ч а н к с — Если измерение мощности может быть выполнено только при установленной коробке передач, потери в коробке передач должны учитываться при определении полезной мощности двигателя.
3.2 стандартное серийное оборудование: Любое оборудование, предусмотренное производителем для конкретной области применения двигателя.
4 Погрешности измерений
4.1 Крутящий момент
Динамометрическая система измерения крутящего момента должна обеспечивать погрешность не более ±\ % ио всем диапазоне показаний, требуемом при испытаниях.
4.2 Частота вращения коленчатого вала
Система измерения частоты вращения коленчатого вала должна обеспечивать погрешность не более ±0,5 %.
4.3 Расход топлива
Система измерения расхода топлива должна обеспечивать погрешность не более ±1 %.
4.4 Температура топлива
Система измерения температуры топлива должна иметь погрешность не более ±2 К.
4.5 Температура воздуха
Система измерения температуры воздуха должна иметь погрешность не более ±2 К.
4.6 Барометрическое давление
Погрешность измерения барометрического давления не должна превышать ±100 Па".
4.7 Противодавление в выпускной системе
Система измерения противодавления в выпускной системе должна обеспечивать погрешность не более ±200 Па. Результаты измерений рассматриваются в соответствии со сноской2» таблицы I.
4.8 Степень разрежения во впускном тракте
Степень разрежения во впускном тракте должна измеряться с погрешностью не более ±50 11а. Результаты измерений рассматриваются в соответствии со сноской" таблицы 1.
4.9 Абсолютное давление во впускном тракте
Система измерения абсолютного давления во впускном тракте должна иметь погрешность измерений не более ±2 % измеряемого давления.
Таблица I — Установка вспомогательного оборудования во время испытаний | ||||||
| ||||||
n 1 Па - 1 Н/м-\ |
2
Продолжение таашиы / | ||||||||||||||||||||||||
|
3
Окончание таблицы I
3) Если устройство дросселирования отработавших газов встроено в двигатель, дроссель должен быть зафиксирован в полностью открытом положении.
*> Давление подачи топлива может быть отрегулировано, при необходимости, с целью воспроизведения состояния давления в топливном насосе, соответствующего конкретному применению двигателя (в частности. в случае использования системы возврата топлива, например, в бак или фильтр).
5> Впускной воздушный клапан — управляющий клапан пневматического регулятора топливного насоса. Регулятор оборудования подачн топлива может иметь другие устройства, которые могут изменить количество впрыскиваемого топлива.
Радиатор, вентилятор, кожух вентилятора, водяной насос и термостат должны быть расположены на испытательном стенде в тех же положениях друг относительно друга, которые они занимают на машине. Циркуляция охлаждающей жидкости должна осуществляться только за счет водяного насоса двигателя.
Охлаждение жидкости может осуществляться как радиатором двигателя, так и внешним контуром при условии, что потери давления в указанном контуре и давление на входе насоса остаются практически такими же, как и в системе охлаждения двигателя. Жалюзи радиатора, если они установлены, должны находиться в открытом положении.
В случае, если систему вентилятор-радиатор-кожух не удается удобно расположить на двигателе, мощность, потребляемая вентилятором при его установке в правильном положении относительно радиатора и кожуха (если он применяется), определяю! при частотах вращения, соответствующих частотам вращения коленчатого вала двигателя, используемым для определения мощности двигателя, либо путем расчет по стандартным характеристикам, либо путем фактических испытаний. Указанную мощность, приведенную к стандартным атмосферным условиям по 7.2, следует вычесть из приведенной мощности.
7,При наличии отключаемого вентилятора или нагнетателя или вентилятора (нагнетателя) с переменной производительностью испытания проводят при отсоединенном отключаемом вентиляторе или нагнетателе либо при максимальном проскат ьзы ван ни вентилятора (нагнетателя) с переменной производительностью.
•“Термостат должен быть закреплен в полностью открытом положении.
‘■’•Минимальная мощность генератора: мощность генератора должна быть ограничена мощностью, требуемой для питания оборудования, необходимого для работы двигателя. При необходимости использования аккумуляторной батареи следует использовать полностью заряженную батарею в хорошем состоянии.
“"Двигатели с охлаждением наддувочного воздуха испытывают в сборе с охладителем, жидкостным или воздушным, но. по желанию производителя, воздушный охладитель может быть заменен системой испытательного стенда. В любом случае измерения мощности при каждой частоте вращения проводят таким образом, чтобы перепад давления и перепад температуры воздуха, подаваемого в двигатель, в охладителе испытательного стенда соответст вовали значениям, указанным производителем для системы на комплектной машине.
"'Указанные устройства могут включать в себя, например, систему рециркуляции отработавших газов, каталитический конвертор, термореактор, систему вторичного воздухоснабжения и систему зашиты от испарения топлива.
11'Опережение зажигания должно быть установлено в положение, используемое для минимального рекомендуемого производителем октанового числа топлива.
|3|Для двигателей, оборудованных системой наддува, изменяемого в зависимости от температуры наддувочного или впускаемого воздуха, октанового числа топлива и (или) частоты вращения коленчатого вата, давление наддува должно быть установлено таким, чтобы соответствовать значению, рекомендуемому производителем для минимального допустимого октанового числа топлива._
5 Испытания
5.1 Вспомогательное оборудование
5.1.1 Вспомогательное оборудование, подлежащее установке
Во время испытаний вспомогательное оборудование, необходимое для работы двигателя по предполагаемому назначению (согласно перечню в таблице 1), должно быть установлено на испытательном стенде по возможности в ton! самом положении, что и при предполагаемом применении.
5.1.2 Вспомогательное оборудование, подлежащее демонтажу
Некоторые виды вспомогательного оборудования, необходимые только для эксплуатации машины, которые могут быть установлены на двигателе, подлежат демонтажу для проведения испытаний. В качестве примера ниже дается следующий неполный перечень:
- насосы гидросистемы (гидросистем) машины;
- насос гидросистемы управления машины;
- воздушный компрессор пневмосистем машины;
- насос системы кондиционирования воздуха.
В случае, если демонтаж вспомогательного оборудования не может быть произведен, допускается определить мощность, потребляемую им при работе без нагрузки, и добавить указанную мощность к измеренной мощности двигателя.
4
5.1.3 Вспомогательное оборудование запуска двигателей с воспламенением от сжатия
Следует рассмотреть два вида вспомогательного оборудования запуска двигателей с воспламенением от сжатия:
- запуск электрическим стартером: генератор установлен и снабжает энергией, когда требуется, вспомогательное оборудование, необходимое для работы двигателя;
- запуск, отличный от запуска электрическим стартером. При наличии электрического вспомогательного оборудования, необходимого для работы двигателя, устанавливают генератор для снабжения энергией этого оборудования. В противном случае генератор демонтируют.
В любом случае, устанавливают систему для получения и аккумулирования энергии, необходимой для запуска двигателя. Система должна работать без нагрузки.
5.2 Начальные регулировки
Начальные регулировки для испытаний по определению полезной мощности выполняют в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 — Начальные регулировки:
1 Карбюратора (карбюраторов)
2 Системы подачи топлива
3 Угла опережения зажигания или впрыска топлива (кривая регулировки момента зажигания или впрыска топлива) 4 Регулятора | Выполняют в соответствии с промышленными техническими условиями произволигеля и используют без дальнейших изменений для конкретного применения |
5 Устройств для прелогврашенин загрязнения окружающей среды
6 Устройства управления наддувом
5.3 Условия испытаний
5.3.1 Испытания по определению полезной мощности проводят с полностью открытым дросселем для двигателей с искровым зажиганием и с фиксированной полной нагрузкой топливного насоса для двигателей с воспламенением от сжатия; двигатель должен быть оснащен в соответствии с таблицей 1.
5.3.2 Характеристики должны быть получены при установившемся режиме работы с подачей свежего воздуха к двигателю в достаточном количестве.
Двигатель должен быть обкатан в соответствии с рекомендациями производителя. Допускается наличие нагара в камерах сгорания, но в ограниченном количестве. Условия испытаний, такие как температура воздуха на входе в двигатель, должны быть выбраны как можно бтиже к эталонным (6.2) для сведения к минимуму величины поправочного коэффициента.
5.3.3 Температура воздуха на входе в двигатель должна измеряться внутри воздухозаборника. Степень разрежения на входе должна измеряться в той же самой точке.
Термометр или термопара должны быть экранированы от теплового излучения и помешены непосредственно в воздушный поток. Они также должны быть защищены от брызг топлива. Для получения достоверного среднего значения температуры необходимо использовать достаточное количество точек измерения.
5.3.4 Степень разрежения на входе измеряют за входным воздуховодом, воздушным фильтром, глушителем шума впуска, ограничителем частоты вращения (если они установлены) или за их эквивалентами.
5.3.5 Абсолютное дальние на входе в двигатель после компрессора и теплообменника, если они установлены, измеряют во впускном коллекторе и в любой другой точке, давление в которой должно быть измерено для вычисления поправочных коэффициентов.
5.3.6 Противодавление в выпускной системе должно быть измерено в точке, отстоящей на расстояние, равное, как минимум, трем диаметрам трубы, от выходного фланца выпускного коллектора и после турбонагнетателя, если он установлен. Расположение точки измерения должно быть документировано.
5.3.7 Не допускается снятие каких-либо данных, пока крутящий момент, частота вращения и температура не достигнут стабильных значений, указанных производителем.
5
5.3.8 Частота вращения коленчатого вала во время работы двигателя или проведения измерений не должна отклоняться от выбранной величины более чем на значение, равное большей из двух величин, ±1 % или ±10 мин-1.
5.3.9 Значения тормозной нагрузки, расхода топлива и температуры на входе регистрируют одновременно, и в каждом случае они должны представлять собой среднее значение, как минимум, из двух установившихся последовательно снятых показаний, которые не должны отличаться друг от друга более чем на 2 % для тормозной нагрузки и расхода топлива. Второе измерение должно проводиться без каких-либо изменений в регулировке двигателя примерно через I мин после первого.
5.3.10 Температуру охлаждающего агента на выходе из двигателя поддерживают в пределах ± 5 К от верхнего предела температуры, регулируемой термостатом и указанной производителем. Если температура не указана производителем, то она должна поддерживаться в пределах (353 ± 5) К.
Для двигателей с воздушным охлаждением температуру в точке, указанной производителем, поддерживают в пределах поля допуска от 0 до минус 20 К относительно максимального значения, указанного производителем для эталонных условий.
5.3.11 Температура топлива должна соответствовать следующему:
- для двигателей с искровым зажиганием температуру топлива измеряют в точке, расположенной как можно ближе ко входу в систему впрыска. Температура топлива должна поддерживаться в пределах ± 5 К от температуры, указанной производителем. Однако температура топлива при испытаниях должна быть не ниже температуры окружающего воздуха. Если температура топлива не указана производителем, она должна поддерживаться в пределах (298 ± 5) К;
- для двигателей с воспламенением от сжатия температуру топлива измеряют на входе топливного насоса. По требованию производителя допускается измерять температуру топлива в других точках в топливном насосе, если он работает в обычном режиме. Температура топлива должна поддерживаться в пределах ± 3 К от температуры, указанной производителем. В любом случае, минимальная температура на входе в топливный насос должна быть не менее 303 К. Если температура топлива для проведения испытаний не задана производителем, она должна поддерживаться в пределах (313 ±3) К.
5.3.12 Температуру смазочного масла измеряют на входе маслопровода либо на выходе маслоохладителя, если он установлен, либо в точке, указанной производителем. Температура должна поддерживаться в пределах, указанных производителем.
5.3.13 Мри необходимости допускается использование дополнительной регулировочной системы для поддержания указанных температур в пределах, определенных в 5.3.10 — 5.3.12.
5.3.14 Выбор топлива для проведения испытаний на определение полезной мощности должен быть согласован заинтересованными сторонами; топливо должно быть выбрано в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 — Топлива для испытаний | |||||||||
|
5.4 Процедура испытаний
Измерения должны проводиться для получения достаточного количества значений частоты вращения коленчатого вала для построения кривых мощности и крутящего момента во всем диапазоне частот вращения от минимального до максимального рекомендуемого производителем значения. Диапазон изменения частоты вращения должен включать значение, при котором двигатель развивает максимальную мощность и максимальный крутящий момент.
5.5 Регистрируемые данные
Перечень регистрируемых данных должен соответствовать указанному в разделе 7.
6 Поправочные коэффициенты
6.1 Определение коэффициента а для приведения значения мощности
Это коэффициент, па который умножают полученное значение мощности для определения мощности двигателя, приведенной к этатонным атмосферным условиям, указанным в 5.2. Приведенную мощность (т. е. мощность при эталонных условиях) определяют по формуле
Л*-«л. (|>
где а — поправочный коэффициент (а, — поправочный коэффициент для двигателей с искровым зажиганием и ае — поправочный коэффициент для двигателей с воспламенением от сжатия);
Л — измеренная (полученная) мощность.
6.2 Атмосферные условия
6.2.1 Эталонные атмосферные условия
Для определения мощности и потребления топлива используют стандартные эталонные атмосферные условия, приведенные в 6.2.1.1 — 6.2.1.3.
6.2.1.1 Температура
Эталонная температура Trtf составляет 29S К.
6.2.1.2 Давленне сухого воздуха
Полное барометрическое давление составляет 100 кПа.
Эталонное барометрическое давление сухого воздуха pJ n/ составляет 99 кПа.
Примечание — Относительная влажность 30 % при температуре 298 К соответствует давлению водяных паров I кПа. Следовательно, соответствующее давление сухого воздуха состаатяет 99 кПа.
6.2.1.3 Относительная влажность
Эталонное значение относительной влажности cprt/ состаатяет 30 %.
6.2.2 Атмосферные условия при проведении испытаний
На протяжении всего времени испытаний атмосферные условия должны укладываться в пределы по формулам (2), (3) и (4).
6.2.2.1 Температура Т
Для двигателей с искровым зажиганием
288 К £ 7 * 308 К. (2)
Для двигателей с воспламенением от сжатия
283 Кй Тй 313 К. (3)
6.2.2.2 Давление сухого воздуха pd
Для всех двигателей
80 кПа £ pj£ 1 Ю кПа. (4)
6.3 Определение поправочных коэффициентов
6.3.1 Испытания мот проводиться в помещении с кондиционированием воздуха, где атмосферные условия можно поддерживать равными эталонным.
В случае, если параметры, влияющие на результаты измерений, регулируются автоматическим устройством, приведение мощности по этим параметрам не выполняется при условии, что указанные параметры не выходят за пределы рабочего диапазона такого устройства. Это относится, в частности:
а) к автоматическим системам регулирования температуры воздуха, способным работать при температуре 29Х К;
б) к автоматическим системам регулирования наддува, независимым от атмосферного даате-ния, при условии, что атмосферное давление не выходит за пределы рабочего диапазона указанной системы;
в) к автоматическим системам подачи топлива, в которых регулятор управляет подачей топлива для получения постоянной выходной мощности (компенсируя влияние температуры и давления окружающей среды).
Однако в случае а), если устройство автоматического регулирования температуры воздуха полностью закрывается при полной нагрузке при температуре 298 К (подогретый воздух не
добавляется но впускной тракт), то испытания должны проводиться при полностью закрытом устройстве регулирования температуры воздуха, применяется обычный поправочный коэффициент.
В случае в) потребление топлива для двигателей с воспламенением от сжатия должно быть определено путем умножения на величину, обратную поправочному коэффициенту для мощности.
6.3.2 Двигатели с искровым зажиганием с естественным всасыванием и с наддувом. Коэффициент аа
Поправочный коэффициент ал для двигателей с искровым зажиганием определяют по формуле
(5)
где Т— абсолютная температура в воздухозаборнике двигателя. К;
Pj — атмосферное давление сухого воздуха, т. е. полное барометрическое давление минус
давление водяных паров, кПа.
Формула (5) применима к карбюраторным двигателям, а также к другим двигателям, для которых разработана система управления, поддерживающая относительно постоянным состав топливно-воздушной смеси при изменениях условий внешней среды. Для других типов двигателей поправочный коэффициент определяется в соответствии с 6.3.4.
Формула (5) применима только при условии
0,93 1.07.
(6)
При выходе за эти пределы полученное значение с поправкой указывают в отчете и точно фиксируют в нем условия испытаний (температуру и давление).
6.3.3 Двигатели с воспламенением от сжатия. Коэффициент а,.
Поправочный коэффициент а для мощности двигателя с воспламенением от сжатия при постоянной подаче топлива вычисляют по формуле
(7)
где^, — атмосферный коэффициент (6.3.3.1);
fm — коэффициент, характеризующий тип и регулировку двигателя (6.3.3.2).
6.3.3.1 Атмосферный коэффициент
Атмосферный коэффициент fa, характеризующий влияние параметров окружающей среды (давления, температуры и влажности) на воздух, всасываемый двигателем, определяют по одной из формул:
а) двигатели с естественным всасыванием и с механическим наддувом
(8)
б) двигатели с турбонаддувом без охлаждения наддувочного воздуха либо с воздушным охлаждением наддувочного воздуха
(9)
в) двигатели с турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха охладителем двигателя
(10)
где 7' и pd — по 6.3.2.
6.3.3.2 Коэффициент двигателяfm
Данный коэффициент является функцией от приведенной подачи топлива qt и вычисляется по формуле
fm = 0,036 qe — 1,14,
(П)
где
где q — подача топлива в миллиграммах за цикл на литр рабочего объема двигателя (мг/л цикл), равная
__(2) (расход тончит, г/с)__(12)
^ <рабочий объем, л) • (частота вращения коленчатого вала, мни"1)'
где Z= 120000 для 4-тактных двигателей;
/= 60000 для 2-тактиых двигателей;
г — отношение абсолютного статического давления на выходе нагнетателя наддува либо охладителя наддувочного воздуха (если он установлен) к давлению окружающего воздуха {г - 1 для двигателей с естественным всасыванием).
Формула (II) для расчета коэффициента двигателя /ш действительна только для интервала значений
37,2 мг/(л никл) £ фг £ 65 мг/(л цикл).
Для значений, меньших 37,2 мг/(л цикл), значение принимается постоянным и равным 0.2, а для значений, больших 65 мгДл-цикл), — равным 1,2 (рисунок 1).
Рисунок 1 — Коэффициент двигателя fm как функиия приведенной цикловой подачи топлива qc |
6.3.3.3 Ограничения применения формулы поправочного коэффициента
Формула (7) применима только в тех случаях, когда
0,9 £ i 1,1. (13)
При выходе за эти пределы полученное значение с поправкой указывают в отчете и точно фиксируют в нем условия испытаний (температуру и давление).
6.3.4 Другие типы двигателей
Для двигателей, не перечисленных в 6.3.2 и 6.3.3, в случае, если плотность окружающего воздуха не отличается более чем на± 2 % от плотности воздуха при стандартных эталонных условиях (298 К и 99 кПа), используют поправочный коэффициент, равный 1. Если значение плотности окружающего воздуха лежит вне этих пределов, то коррекцию не производят, при этом условия испытаний точно фиксируют в отчете.
9
7 Измерение и приведение к эталонным условиям степени дымности для двигателей с воспламенением от сжатия
7.1 Степень дымности измеряют и регистрируют для всех точек, по которым строится характеристика. Используемый дымомер и его установка должны соответствовать требованиям 11()|.
7.2 Поправочный коэффициент для коэффициента светопоглошения лыма
На поправочный коэффициент умножают коэффициент светопоглошения дыма S, выраженный в абсолютных единицах, для определения коэффициента светопоглошения отработавших газов двигателя S, при стандартных эталонных атмосферных условиях согласно 6.2.1
(14)
где <х( — поправочный коэффициент (7.3);
S — полученное в результате измерения значение коэффициента светопоглошения дыма, м
7.3 Определение поправочного коэффициента для коэффициента светопоглошения дыма
Поправочный коэффициент сх4 для двигателей с воспламенением от сжатия при постоянной подаче топлива определяют по формуле
«,= 1-5(6-1), <15>
где/в — атмосферный коэффициент (6.3.3.1).
7.4 Ограничения применения коэффициента использования а,
Поправочный коэффициент av применяют только в случае, когда
0,92 1.08;
283 К 5 Гй 313 К; (16)
80 кПа й pd й 110 кПа.
8 Протоколы испытаний
При оформлении протоколов ненужное опускается или вписывается слово «нет».
8.1 Двигатели с воспламенением от сжатия. Основные характеристики1'
8.1.1 Описание двигателя
Модель:_
Тип:_
Цикл: двухтактный/четырехтактный2»
Диаметр цилиндра: мм
Ход поршня:_мм
Число цилиндров:_
Схема размещения цилиндров:_Порядок работы цилиндров:_
Рабочий объем двигателя:_л
Степень сжатия5»:_
8.1.2 Система охлаждения а) Жидкостная Тип охлаждающей жидкости:
Циркуляционный насос: есть/нет2*
11 В случае нестандартного двигателя или систем изготовитель должен привести подробные сведения, -эквивалентные указанным здесь.
-> Ненужное зачеркнуть.
}> Указать допуск.
10
Характеристики или модель:_
Тип:
Тип:
Передаточное отношение привода:
Установка термостата: _
Радиатор: чертеж или модель:_
Предохранительный (редукционный) клапан, регулировочное давление:
Вентилятор: характеристики или модель:
Тип:
Тип:
Привод вентилятора:_
Передаточное отношение привода:_
Кожух вентилятора:_
б) Воздушная
Нагнетатель: характеристики или модель:
Передаточное отношение привода: _
Воздухопровод (стандартного производства): _
Система регулирования температуры: есть/нет1*
Краткое описание: _
8.1.3 Указанные производителем температуры Жидкостное охлаждение
Максимальная температура на выходе _К
Воздушное охлаждение
Контрольная точка (описание) _
Максимальная температура в контрольной точке_К
Максимальная температура отработавших газов_К
Температура топлива: минимальная_К, максимальная_К
Температура смазочного масла: минимальная_К, максимальная_К
8.1.4 Н аддув: есть/нет1 >
Описание системы: _
Модель:_Тип:_
Компрессорная система: модель:_Тип: _________________
Система охлаждения наддувочного воздуха: модель:_Тип:_
8.1.5 Впускной тракт
Описание и диаграммы работы воздухозаборников и дополнительного оборудования (нагреватель, глушитель шума впуска и т. д.)_
Впускной коллектор:_Описание:_
Воздушный фильтр:_Модель:_Тип:_
Глушитель шума впуска:_Модель:_Тип:_
8.1.6 Дополнительные устройства предотвращения загрязнения окружающей среды (если установлены и не указаны в других пунктах)
Описание и диаграммы работы:
|] Ненужное зачеркнуть.
II
S. 1.7 Система подачи топлива То пл и во подкач и ва юши й 11 асос
Давление:_кПа'>_
или диаграммы характеристик:21_
Система впрыска топлива:_
топливный насос
Модель:_
Тип:_
Подача топлива:_мм3* за такт"_при частоте работы насоса_мин*1 3>
_при полном впрыскивании или диаграмма работы2»:
Ссылка на используемый метод: на двигателе/на стенде21 Опережение впрыска топлива":_
График опережения впрыска топлива:_
Установка угла опережения впрыска топлива:
Топливопровод
Длина: мм
Внутренний диаметр:_мм
Форсунки
Модель:_
Тип:_
Давление впрыска:_кПа'>
или диаграмма работы*’'_
Регулятор
Модель:_
Тип:_
Частота вращения, при которой начинается ограничение подачи топлива при полной нагрузке:3»
_мин-1
Максим&чьиая частота вращения без нагрузки31_мин-'
Частота вращения на холостом ходу1_мин-1
Система запуска из холодного состояния Модель:_
Гнп:
Описание:
8.1.8 Момент открытия клапанов
Максимальная высота подъема клапана и углы раскрытия и закрытия относительно мертвой точки:_
Нормативный и/или установочный диапазон значений2’:_
8.1.9 Выпускная система
Описание выпускного коллектора:_
Описание остальных составляющих оборудования выпускной системы, если испытания проводят при полностью установленном оборудовании выпускной системы, постаатяемом производителем, или значение максимального противодавления при максимальной развиваемой мощности, указанное производителем2':_
12
1
Указать допуск.
21 Ненужное зачеркнуть. 3> 1 мин-1 = 1 об/мин.
8.1.10 Система смазки Описание системы:
Расположение резервуара для смазки:
Система подачи смазки (циркуляция при помощи насоса, опрыскивание через клапан,
смешивание с топливом и т. д.):_
Насос: есть/нет":
Модели:_
Тип:_
Смешивание с топливом
Пропорция смешивания (в процентах)2*_
Охладитель масла: есть/нет"
Чертеж или модель (модели):_Тип:_
8.1.11 Электрическое оборудование Генератор/генератор переменного тока"
Характеристики или модель:_Тип:
8.1.12 Дополнительное оборудование с приводом от двигателя, не демонтируемое на время испытаний
Перечень и, если необходимо, краткая характеристика:_
8.2 Двигатели с искровым зажиганием. Основные характеристики'*
8.2.1 Описание двигателя
Модель:_
Тип:__________
Цикл: двухтактный/четырехтактный1*
Диаметр цилиндра:_мм
Ход поршня: _мм
Число цилиндров:_
Схема размещения иилиндров:_Порядок работы цилиндров:_
Рабочий объем двигателя:_л
Степень сжатия2*:
8.2.2 Система охлаждения а) Жидкостная Тип охлаждающей жидкости:
Циркуляционный насос: есть/нет"
Характеристики или модель: Тип:
Передаточное отношение привода:_
Установка термостата:_
Радиатор: чертеж или модель:_Тип:
Предохранительный (редукционный) клапан, регулировочное давление:
Вентилятор: характеристики или модель:_Тип:
11 Ненужное зачеркнул».
2> Указать допуск.
В случае нестандартного двигателя или систем изготовитель должен привести подробные сведения, эквивалентные указанным здесь.
Привод вентилятора:_
Передаточное отношение привода:_
Кожух вентилятора:_
б) Воздушная
Нагнетатель: характеристики или модель:_Тип:
Передаточное отношение привода:_
Воздухопровод (стандартного производства):__
Система регулирования температуры: есть/нет'> Краткое описание:_
8.2.3 Указанные производителем температуры Жидкостное охлаждение
Максимальная температура на выходе_К
Воздушное охлаждение
Контрольная точка (описание)_
Максимальная температура в контрольной точке_К
Максимальная температура отработавших газов_К
Температура топлива: минимальная_К, максимальная_К
Температура смазочного масла: минимальная_К, максимальная_К
8.2.4 Наддув, есть/нет" Описание системы:
Модель:_Тип:_
Компрессорная система: модель: _Тип:_
Система охлаждения наддувочного воздуха: модель: _Тип:_
К.2.5 Впускной тракт
Описание и диаграммы работы воздухозаборников и дополнительного оборудования (демпфер, глушитель шума впуска и т. д.)_
Впускной коллектор:_Описание:_
Воздушный фильтр:_Модель:_Тип:_
Глушитель шума впуска:_Модель:_Тип:_
8.2.6 Дополнительные устройства предотвращения загрязнения окружающей среды (если установлены и не указаны в других пунктах).
Описание и диаграммы работы: __________________________________
8.2.7 Система подачи топлива Подача топлива
Через карбюратор (карбюраторы)11:_Число:_
Модель:_
Тип:_________
" Ненужное зачеркнуть.
14
Кривая зависимости
подачи топлива от подачи воздуха и
регулировки, необхо-
лимые для соблюдения кривой1*
Регулировки
Жиклер:_
Расходомер:_
Уровень в поплавковой
камере _
Масса поплавка_
Запорная игла (поплавкового регулятора)
Ручное/автоматическое управление воздуип ой заслонкой0
Установка порога закрытия21:_
Топливоподающий насос
Давление:_
кГ1а2'
или диаграмма работы0:
Подача топлива впрыскиванием1»
Модель:_
Тип:_
Общее описание: Калибровка:_
к11а2'
или диаграмма работы":
8.2.8 Момент открытия клапанов
Максимальная высота подъема клапана и углы раскрытия и закрытия относительно мертвой точки:
Нормативный и/или установочный диапазон значений1':_
8.2.9 Система зажигания Распределитель зажигания
Датчик детонационного сгорания: есть/нет"
Алгоритм: только запаздывание или запаздывание/упреждение
Модель:_
Тип:_
График опережения зажигания2':_
Установка угла опережения зажигания2':
Длительность разомкнутого2' и замкнутого2' состояния контактов прерывателя:_
градусов.
Свечи зажигания
Модель:_
Тип:_
Искровой промежуток:_
Катушка зажигания
Модель:_
Тип: ________________________
Конденсатор зажигания
Модель:_
Тип: ___________________________________________
" Ненужное зачеркнуть.
2> Указать допуск.
IS
Оборудование подавления радиопомех
Модель:_
Тип:
8.2.10 Выпускная система
Описание и диаграммы:_
8.2.11 Система смазки Описание системы:
Расположение резервуара для смазки:
Система подачи смазки (циркуляция при помощи насоса, впрыскивание через клапан, смешивание с топливом и т. д.):_
Насос: есть/нет":
Модель:_
Тип:_
Смешивание с топливом
Пропорция смешивания (в процентах)2*:_
Охладитель масла: есть/нет"
Чертеж или модель (модели):_Тип:_
8.2.12 Электрооборудование Генератор/генератор переменного тока"
Характеристики или модель:_Тип:_
8.2.13 Дополнительное оборудование с приводом от двигателя, не демонтируемое на время испытаний
Перечень и, если необходимо, краткая характеристика:_
8.3 Условия испытаний по определению полезной мощности двигателя
Наименование или марка двигателя:_
Тип и серийный номер двигателя:_
Условия испытаний
Давления, измеренные при максимальной мощности:
Полное барометрическое давление:_кПа
Давление водяных паров: _кПа
Противодавление в выпускной системе: _кПа
Расположение точки измерения противодавления в выпускной системе:_
Разрежение в выходном тракте: _Па
Абсолютное давление во впускном воздухопроводе:_Па
Температуры, измеренные при максимальной мощности
а) впускаемого воздуха:_К
б) на выходе промежуточного охладителя двигателя: _К
в) охлаждающей жидкости
- при выходе охлаждающей жидкости из двигателя: _К°
" Ненужное зачеркнуть. 2> Указать допуск.
16
- в контрольной точке в случае воздушного охлаждения:_К"
г) смазочного масла:__ К
измеренная в точке: __________.
д) топлива
- на входе топливной системы/системы впрыскивания0: _К
- в расходомере:_______К
Характеристики динамометра
Наименование: _ Модель:_
Тип:__
Диапазон измерений:___
Характеристики дымомера
Наименование:_Модель:_
Тип: ______
Расходомер топлива: гравнмегрическнй/обьемный ■>
Топливо для двигателей с искровым зажиганием на жидком топливе
Наименование и тип:___
Технические условия:_
Октановое число по исследовательскому методу (RON)_(по |11|)
Октановое число по моторному методу (MON)_(по |12|)
Содержание (%) и тип окислителей: ______
Плотность:_г/см3 при 288 К (по |13|)
Низшая теплотворная способность (измеренная)11:_кДж/кг (по|14|)
или низшая теплотворная способность (оценочная)":_кДж/кг (по| 151)
Дня двигателей с искровым зажиганием на газообразном топливе
Наименование:_
Технические условия:
Давление при хранении:_кПа
Давление при использовании: _кПа
Низшая теплотворная способность: _кДж/кг
Для двигателей с воспламенением от сжатия на газообразном топливе
Система подачи: газ:_
Технические условия на используемый газ:_
Пропорция жидкость/газ в топливе:_
Низшая теплотворная способность:_кДж/кг
Для двигателей с воспламенением от сжатия на жидком топливе
Наименование:_____
Технические условия на используемое топливо: _
Цетановое число:_(по 116|)
Вязкость:_мм-’/с при 40 *С (по |17|)
17
Плотность:_г/см5 при 288 К (по |13|)
Низшая теплотворная способность (измеренная)11:_кДж/кг (по |14J)
или низшая теплотворная способность (оценочная)":_кДж/кг (по |15|)
Смазочное масло
Наименование: ___________________________________________
Технические условия:_
Вязкость по SAE:_
8.4 11релставление результатов как функции от частоты вращения"
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
" Ненужное зачеркнуть. |
18
9 Декларированные (заявленные) и определенные (в результате испытаний) характеристики двигателя
9.1 Обозначение
При определении характеристик (графики мощности, крутящий момент и удельный расход топлива) двигателя по методике настоящего стандарта должна быть сделана ссылка на используемый метод; «определено в соответствии с ГОСТ 30687-2000*.
9.2 Запись
9.2.1 Декларированная полезная мощность и соответствующая частота вращения (диапазон)
Декларированная полезная мощность и соответствующая частота вращения (диапазон) — это
такие мощность и частота вращения коленчатого вала двигателя (диапазон частот), которые производитель указывает в сопроводительной документации на двигатели данного типа.
К обозначению «полезная мощность и частота вращения (диапазон)» добавляют слово «ГОСТ®. НАПРИМЕР:
Полезная мощность по ГОСТ 30687-20(H) кВт при_мин-1 (в соответствии с
9.2.2 Декларированный полезный крутящий момент и соответствующая частота вращения (диапазон)
Декларированный полезный крутящий момент и соответствующая частота вращения (диапазон) — это такие крутящий момент и частота вращения коленчатого вала двигателя (диапазон частот), которые производитель указывает в сопроводительной документации на двигатели данного типа.
К обозначению «полезный крутящий момент и частота вращения (диапазон)» добавляют слово «ГОСТ*.
НАПРИМЕР:
Полезный крутящий момент по ГОСТ 30687-2000 Н м при_мин-* (в соответ
ствии с ГОСТ 30687- 2000).
9.2.3 Декларированный удельный расход топлива и соответствующая частота вращения (диапазон)
Декларированный удельный расход топлива и соответствующая частота вращения (диапазон) — это такие удельный расход топлива и частота вращения коленчатого вала двигателя (диапазон частот), которые производитель указывает в сопроводительной документации на двигатели данного типа.
К обозначению «удельный расход топлива и частота вращения (диапазон)» добавляют слово «ГОСТ..
НАПРИМЕР:
Удельный расход топлива по ГОСТ 30687-2000 г/(кВт ч) при_мин-1 (в соот
ветствии с ГОСТ 30687-2000).
9.3 Допуски
9.3.1 Декларированные значения
9.3.1.1 Мощность
9.3.1.1.1 Декларированное значение частоты вращения пу при которой мощность максимальная
Приведенная мощность должна быть не менее (100—а) % (рисунок 2) от декларированной0, по крайней мере, при одном из значений частоты вращения из диапазона (п^2) %
Приведенная мощность не должна превышать (100+ а) % (рисунок 2) от дек-лари рованной,,-2> ни при каких значениях частоты вращения.
Приведенная мощность не должна отличаться от декларированной мощности для данной частоты вращения более чем на d %•».
"См. 9.3.1.4.
Обычно рекомендуется проводить измерения вблизи декларированной частоты вращения при максимальной мощности с шагом не менее 3 % значения этой частоты либо 3 % максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя пр2 в соответствующем диапазоне значений мощности.
19
9.3.1.1.2 Декларированный диапазон частот вращения (пр1—пр,), в котором мощность максимальная
В диапазоне частот вращения от (и,,+2) % до (яt—2) % приведенная мощность должна быть не менее (100—а) % (рисунок 3) от декларированной”.
Приведенная мощность не должна превышать (100+а) % (рисунок 3) от декларированной2’ ни при каких значениях частоты вращения.
Приведенная мощность не должна отличаться от декларированной мощности для данной частоты вращения более чем на d %|>.
Рисунок 3 — График для декларированного диапазона частот вращения, при которых мощность максимальная |
9.3.1.2 Крутящий момент
9.3.1.2.1 Декларированное значение частоты вращения п„ при которой крутящий момент максимальный
Приведенный крутящий момент должен быть не менее (100—Ь) % (рисунок 4) декларированного1 >, по крайней мере, при одном из значений частоты вращения из диапазона (я,±2) %.
Приведенный крутящий момент не должен превышать (100+Ь) % (рисунок 4) декларированного1 )3' ни при каких значениях частоты вращения.
Рисунок 4 — График для декларированного значения частоты вращения, при которой крутящий момент максимальный |
"См. 9.3.1.4.
21 Обычно рекомендуется проводить измерения вблизи декларированной частоты вращения при максимальной мощности с шагом не менее 3 % значения этой частоты либо 3 % максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя пр2 в соответствующем диапазоне значений мощности.
20
Прицеленный крутящий момент не должен отличаться от декларированного крутящего момента для данной частоты вращения более чем на d %'К
9.3.1.2.2 Декларированный диапазон частот вращения (лп — л,,), в котором крутящий момент максимальный
В диапазоне частот вращения от (мл+2) % до (пп—2) % приведенный крутящий момент должен быть не менее (100—Ь) % (рисунок 5) декларированного1».
Приведенный крутящий момент не должен превышать (100+/>) % (рисунок 5) декларированного02', ни при каких значениях частоты вращения.
Рисунок 5 — График для декларированного диапазона частот вращения, при которых крутящий момент максимальный |
Приведенный крутящий момент не должен отличаться от декларированного крутящего момента для данной частоты вращения более чем на d
9.3.1.3 Удельный расход топлива
Декларированный удельный расход топлива при декларированной частоте вращения (в диапазоне) считается подтвержденным (верифицированным), если удельный расход топлива, вычисленный в ходе испытаний, не превышает декларированный более чем на с%Х).
9.3.1.4 Числовые значения допусков
Числовые значения допусков приведены в таблице 4.
Та б л и ц а 4 — Числовые значения допусков В процентах | ||||||||||||||||||||
|
" См. 9.3.1.4.
2> Обычно рекомендуется проводить измерений вблизи декларированной частоты вращения при максимальной мощности с шагом не менее 3 % значения этой частоты либо 3 % максимальной частоты вращения коленчатого вата двигателя пр2 в соответствующем диапазоне значений мощности.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)
Дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
A.I Раздел !. Необходимо руководствоваться ГОСТ 14846 до введения в действие межгосударственного стандарта, эквивалентного ИСО 1585—92.
А.2 Пункт 3.3. Необходимо руководствовлгьси ГОСТ 15888. ГОСТ 20000 н ГОСТ 28772 до введения н действие межгосударственных стандартов, эквивалентных ИСО 2710—78, ИСО 7876-1—90. ИСО 7967-1-87 — ИСО 7967-3-87, ИСО 7967-4-88. ИСО 7967-5-92. ИСО 7967-8-94.
А.З Пункт 7.1. Необходимо руководствоваться ГОСТ 17.2.2.01 до введения в действие межгосударственного стандарта, эквивалентного ИСО 3173—74.
А.4 Пункт 8.3. Необходимо руководствоваться ГОСТ 8226, ГОСТ 10373. ГОСТ 3900, ГОСТ 27768. ГОСТ 3122, ГОСТ 33 и ГОСТ 1929 до введения в действие межгосударственных стандартов, эквивалентных ИСО 5164-90. ИСО 5163-90. ИСО 3675-98. ИСО 5165-98. ИСО 3104-94. ASTM D 240 и ASTM D 333S соответственно.
22
ПРИЛОЖЕНИЕ Ь (справочное)
Библиофафня
|1| ИСО 1585—92 Трансморг дорожный. Правила испытаний двигателей. Полезная мошноегь
|2| ИСО 2710—7S Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь
|3| ИСО 7876-1—90 Оборудование впрыскивания топлива. Термины и определения. Часть 1. Топливные
насосы
|4| ИСО 7967-1—87 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Компоненты и системы. Термины и определения. Часть 1. Конструкция и внешнее покрытие |5) ИСО 7967-2—87 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Компоненты и системы. Термины и определения. Часть 2. Ходовой привод |6| ИСО 7967-3—87 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Компоненты и системы. Термины и определения. Часть 3. Клапаны, распределительный ват и приводные механизмы |7j ИСО 7967-4—88 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Компоненты и системы. Термины и определения. Часть 4. Системы наддува, воздуховоды и системы отвода отработавших газов (8) ИС'О 7967-5—92 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Компоненты и системы. Термины и
определения. Часть 5. Системы охлаждения 191 ИСО 7967-8—94 Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Компоненты и системы. Термины и определения. Часть 8. Стартсрные системы |10| ИСО 3173—74 Троше порт дорожный. Прибор для измерения степени непрозрачности отработавших газов дизельных двигателей, работающих в установившемся режиме |11| ИСО 5164—90 Моторное топливо. Определение детонационных характеристик. Метод исследования 112) ИСО 5163—90 Моторное и авиационное топливо. Определение детонационных характеристик. Метод мотора
1131 ИСО 3675—98 Сырая нефть и жидкие нефтепродукты. Лабораторное определение плотности или относительной плотности. Гидрометрический метод 114| ASTM D 240—87 Стандартный метод измерения теплоты сгорания жилкою углеводородного топлива при помоши калориметрической бомбы 115] ASTM D 3338—88 Стандартный метод оценки теплоты сгорания авиационного топлива |16| ИСО 5165—98 Дизельное топливо. Определение качества сгорания. Цетановый метод 117j ИСО 3104—94 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
23
УДК 621.878/.879.001.4:006.354 МКС 27.020 Г45 ОКП 481000
53.100
Ключевые слона: машины землеройные, двигатели, полезная мощность, правила испытаний
Ре лак гор Л. И. Нахимова Технический редок гор В. И. Прусаксма Коррскюр B.C. Черпая Компьютерная верстка В Н. Грисисмхо
Изд. лиц. 1Яв 1)2354 от 14.07.2000. Слано о набор 03.04.200!. Подписано и печать 11.0S.2001. Уел. печ. я. 3,26.
Уч.-и ад. я. 2.70. Тираж 205 экз. С 1002. Зак. 512.
И ПК Издательство сгаиларюв. 107076. Москва. Колоде»и ми пер.. 14.
Наораио п Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство станларгоа — тип. "Московский печатник'*, 103062. Моек ка. Лялин пер.. 6.
Плр М 0S0102
Сохраните страницу в соцсетях: |
|
- Акт приема-передачи объекта социально-культурного
- Временная методика оценки жилых помещений 1995
- Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок
- Нормы обслуживания лифтов
- О государственной экологической экспертизе
- О порядке составления сметной документации
- О разработке элементных сметных норм
- Обогащение отсевов дробления каменных материалов
- Перечень документов представляемых предприятиями
- Порядок определения стоимости строительства инофирм
- Порядок проведения государственной экспертизы
- Постановление о порядке применения новых материалов
- Примерный перечень строительных машин
- Разработка единичных расценок
- Расчет затрат на службу заказчика-застройщика
- РТМ 36.6-87
- СТО БДП-3-94
- Указания по расчету и проектированию свай
- Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
- СНиП III-В.6-62
- ГОСТ 17.1.5.02-80
- ВСН 190-85
- РД 102-63-87
- ВСН 2-135-81
- ВСН 197-86
- ВСН 2-149-82
- СП 34-112-97
- ТУ 36-1180-85
- ВСН 201-86
- ВСН 31-82
- ВСН 2-127-81
- СНиП 2.04.08-87
- СНиП II-93-74
- СНиП 2.05.06-85
- ВСН 157-83
- ГОСТ Р 50647-94
- СНиП III-4-80
- ВСН 195-86
- СНиП 1.06.05-85
- СНиП 3.01.01-85
- Указания по применению ценников на пусконаладочные работы. Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого применения
- СНиП II-18-76
- Сборник 13
- СНиП 2.04.01-85
- Методические указания