ГОСТ 3338-68
Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси
Предлагаем прочесть документ: Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси. Если у Вас есть информация, что документ «ГОСТ 3338-68» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.
Скрыть дополнительную информацию
Дата введения: | 01.07.1969 | |
---|---|---|
Заверение срока действия: | 01.01.2017 | |
10.10.1968 | Утвержден | Госстандарт СССР |
Статус документа на 2016: | Актуальный |
Выберите формат отображения документа:
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОРТНОСТИ НА БОГАТОЙ СМЕСИ
ГОСТ 3338-68 |СТ СЭВ 4536—84)
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва v—*
УДИ 662.7S : 621.43.001.4 : 006.354 Группа Б19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
3338—68*
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ Метод определения сортности иа богатой смеси
Avialion gasolines. Method for determination о/ performance number by -fc.h mixture
|CT СЭВ 4J36—84J
Ваамен ГОСТ 3338-61
ОКСТУ 0209
Постановлением Комитета стандарте», мер и измерительны* приборов при Совете Министров СССР От 10 октября 1968 г. Hi 35 срок ■ведения установлен с 01.07.69 Постановлением от 27.0S.8S Hi 1481 срок дейстаия продлен |
Настоящим стандарт устанавливает метод определения сортности авиационных бензинов н их компонентов (далее -топлив), характеризующей их детонационную стойкость на богатой смесн (обязательное приложение 1а).
Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонных топливах в стандартных условиях испытания.
Метод применяют для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью от 90 до 160 единиц.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4536--84.
1. АППАРАТУРА
1.1. Установки одноцилиндровые ИТ9—I с рабочим объемом цилиндра G52 см3 или установки такого же типа с рабочим объемом цилиндра 612 см3, обеспечивающие получение таких же результатов определения сортности.
Масло смазочное для двигателя МС-20 по ГОСТ 21743-76.
Посуда мерная лабораторная стеклянная по ГОСТ 1770-74: колбы 2—200— 2, 2-250—2, 2—500—2, 2—1000—2;
Иадание официальное
Стр. 7 ГОСТ JJ33-63
цилиндры 1—100, 1—250, 1 — 1000.
Бюретки 6-2—1, 6-2-2, 6-2-5 по ГОСТ 20292- 74.
Весы технические любого типа, позволяющие определять массу с погрешностью не более 5 г.
2. ЭТАЛОННЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫ* ТОПЛИВА
2.1. Для определения сортности ка богатой смеси применяют эталонные и контрольные топлива.
2.2. Эталонные топлива
2.2.1. В качестве эталонных топлив применяют:
при определении сортности от 100 и выше — эталонный изооктан но ГОСТ 12433-83 с добавлением тетраэтилсвинца (ТЭС) по ГОСТ 988-65 в виде этиловой жидкости в количествах, приведенных в табл.1а;
при определении сортности ниже 100 —смеси эталонного изооктана с н-гептаном эталонным по ГОСТ 25828-83 в количествах, приведенных в табл. 16.
Средние индикаторные давления и сортность применяемых эталонных топлив приведены в табл. 1в.
Таблица 1а | ||||||||||||||||
|
Таблица 16 | |||||||||||||||
|
ГОСТ JIM—и Стр. 3
Таблица !в | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.2. Массовую долю ТЭС в этиловой жидкости пересчитывают в объемную долю по формуле |
где Xi — массовая доля ТЭС в этиловой жидкости, %; рзг.т — плотность этиловой жидкости, кг/м*; рт»с — плотность ТЭС, кг/м*.
2.2.1; 2.2.2. (Измененная редакция, Изм. ЛЬ 3).
2.3. Контрольные топлива
2.3.1. Для контроля пригодности установки к испытаниям применяют контрольные топлива, указанные в табл. 1.
Таблица 1 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
(Измененная редакция, Изм. № 3). 2.3.2; 2.3.3. (Исключены, Изм. № 3). |
2.3.4. Смеси эталонных и контрольных топлив составляют при комнатной температуре в мерной посуде. Температура смешиваемых топлив должна быть не ниже 15°С и не должна различаться более чем на 3°С.
Контрольное топливо перед этилированнем взвешивают с погрешностью не более i5 г.
Стр. 4 ГОСТ 333I-4S
Этилирован не контрольных топлив производят при помощи микробюретки с учетом фактического содержания ТЭС в этиловой жидкости.
2.3.5. Эталонные и контрольные топлива хранят в прохладном месте в герметичной упаковке, обеспечивающей стабильность свойств топлив при хранении.
2.3.4; 2.3.5. (Измененная редакция, Изм. 3).
2.4. Вспомогательные топлива
Для проверки теплового состояния двигателя применяют бензол ч. д. а. по ГОСТ 5955 —75 или нефтяной бензол для синтеза, высшей категории качества по ГОСТ 9572-77 и бензин прямой перегонки или бензин-растворитель по ГОСТ 3134-78.
(Введен дополнительно, Изм. № 3).
3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
3.1. Пригодность установки для испытания оценивают после переборки двигателя (по окончании его обкатки) и в случае сомнения в полученных результатах испытания.
Проверяют установку на соответствие требованиям пп. 3.1.1— 3.1.5.
3.1.1. Максимальное среднее индикаторное давление, определенное на недетоннрующем топливе (ЭИ+2,30 см*/кг ТЭС) при наддуве 1,354-102 кПа (1016 мм рт. ст.) должно быть (Н.32Х Х10*±0,2910г) кПа (11,55±0.30) кгс/смг.
Мощность двигателя на недетонирующем топливе проверяют снятием характеристики по составу смеси и на основании этой характеристики определяют максимальное среднее индикаторное давление (Р) по формуле
Р=Р>+Р,.
где Р1 — показания динамометра при работе двигателя на топливе, кПа;
Р7 — показания динамометра при прокрутке двигателя без топлива, кПа.
3.1.2. Допускаемое отклонение среднего индикаторного давления при снятии детонационной характеристики на эталонном топливе от среднего индикаторного давления того же топлива по 7абл. 1в не должно превышать ±0,68-103 кПа (0,7 к гс/см*)
при - =0,112,
где Qt — расход топлива, кг/мин;
Q, — расход воздуха, кг/ынн.
ГОСТ )Ш—«• Стр. S
3.1.3. Разность средних индикаторных давлений двух смежных эталонных топлив, определенных при одинаковом соотношении топлива к воздуху (п. 3.1.2), не должна отличаться более чем на ±0.29- 10J кПа (±0,30 кгс/смг) от разности индикаторных давле-ний тех же топлив по табл. 1в.
3.1.4. Смесь, состоящая по объему из 55% ЭИ, 35% бензола ч. д. а. или нефтяного бензола, высшей категории качества и 10% бензина прямой перегонки или бензина-растворителя и содержащая 0,79 см3/дм1 (1,055 см*/кг) ТЭС, будет эквивалентна ЭИ с (0,84±0,08) см3 ТЭС на 1 кг топлива. Отсутствие эквивалентности указывает на неудовлетворительное состояние двигателя.
3.1.5. При выключении зажигания во время испытания на исследуемых или эталонных топливах должно быть мгновенное прекращение вспышек.
3.2. Перед определением сортности испытуемого топлива проверяют правильность работы установки на соответствующем контрольном топливе, близком к сортности испытуемого топлива. Отклонение сортности контрольного топлива от номинальной не должно превышать ±2 единицы.
3.2.1. Проверку установки по контрольному топливу производят в начале рабочего дня и при проведении в процессе испытания каких-либо регулировочных работ или изменений в оборудовании.
Разд. 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).
1
4.1.3. За начальную детонацию принимают такую детонацию; которая соответствует слабому, но явно различаемому прерывистому детонационному стуку, который оператор в состоянии многократно и безошибочно определить на слух.
Стр. 6 ГОСТ JJII-W
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для нахождения начальной интенсивности детонации сначала устанавливают детонацию несколько сильнее начальной, затем медленно обогащают смесь до исчезновения детонации, после чего незначительным обеднением смеси добиваются появления детонации начальной интенсивности.
4.2. Запуск и установление рабочего режима
Включают электроподогрев масла и при температуре' масла в картере от 70 до 75°С подают воду в систему охлаждения цилиндра двигателя, масла и выхлопного патрубка.
После запуска двигателя с помощью электромотора включают зажигание и подают топливо.
ГОСТ JJM—и Стр. 7
Чтобы работа двигателя была устойчивой, регулируют состав, смеси. Запуск и прогрев двигателя производят без наддува на топливе, обеспечивающем отсутствие детонации.
Перед запуском необходимо проверить зазоры клапанов, наличие охлаждающей жидкости в конденсаторе, осмотреть запальную свечу, смазать коромысла клапанов. После прогрева двигателя в течение 20—25 мин включают подачу сжатого воздуха в систему наддува, прогревают до установления температурного режима а соответствии с табл. 2 и проводят испытания.
4.3. Снятие детонационных характеристик на эталонном и испытуемом топливах
4.3.1. Методы снятия детонационной характеристики на эталонном и испытуемом топливах аналогичны
Детонационные характеристики строят по ряду значений средних индикаторных давлений, соответствующих работе двигателя на разных составах смеси при начальной интенсивности детонации.
Для снятия детонационных характеристик определяют от шести до семи точек, равномерно расположенных на кривой (черт. 1).
Стр. 8 ГОСТ Ш8—6*
Для определения сортности топлива снимают часть детонационной характеристики (от четырех до пяти точек), лежащей в области богатых смесей, при отношении топлива к воздуху от 0,085 до 0,120. 7
Состав топливно-воздушной смеси вычисляют как отношение времени расхода 50 г воздуха ко времени расхода 50 г топлива.
4.3.2. При снятии точек детонационной характеристики каждый раз после установления начальной интенсивности детонации измеряют следующие величины:
время расхода 50 г воздуха и топлива в секундах;
показание динамометра при работе двигателя на топливе;
показание динамометра при прокрутке двигателя от электромотора;
давление наддува;
температуру воздуха (поступающего в двигатель) перед измерительной шайбой и в малом ресивере;
температуру и давление масла в картере двигателя;
температуру охлаждающей жидкости.
4.3.3. Определение точки I детонационной характеристики (черт. 1)
Устанавливают произвольный наддув и регулируют состав смеси на максимальное показание динамометра. Если наблюдается детонация, уменьшают наддув и вновь регулируют состав смеси на максимальную мощность до тех пор, пока не будет найдена максимальная мощность при отсутствии детонации. Далее, сохраняя найденный расход топлива, увеличивают давление наддува до появления начальной интенсивности детонации (п. 4.1.3).
4.3.4. Определение точек 2—5 детонационной характеристики (см. черт. 1)
Точки 2—5 определяют последовательно следующим образом: для снятия точек 2—4. лежащих на восходящей ветви кривой, обогащают смесь до полного исчезновения детонации, затем увеличивают наддув от 6,66 до 13,33 кПа (от 50 до 100 мм рт. ст.) по сравнению с величиной, установленной для предыдущей точки. После этого обедняют смесь до получения начальной детонации, как указано в п. 4.1.3.
При снятии точки 5 несколько обогащают смесь по сравнению с предыдущей точкой и изменением давления наддува устанавливают начальную интенсивность детонации.
Разд. 4. (Измененная редакция, Изм. № 3).
Разд. 5. (Исключен, Изм J6 3).
ГОСТ 3JM-4I Стр. 9
* ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
6.1. При определении сортности топлива необходимо снять и построить детонационные характеристики для испытуемого и эта* лонного топлив (черт. 2). Для этого по оси ординат откладывают среднее индикаторное давление (Pi в кПа или кгс/см2), соответствующее начальной детонации, а по оси абсцисс — отношение
массы топлива к массе воздуха (~q~) . расходуемых в единицу времени.
Детонационные характеристики испытуемого и эталонных топлив строят на специальном графике, на котором нанесены стандартные детонационные характеристики эталонных топлив (см. черт. 2).
6.2. При определении сортности топлива необходимо вычис* лить приведенное среднее индикаторное давление для испытуемо* го топлива и в зависимости от его величины найти сортность топлива.
Детонационные характеристики топлив |
/—начальна* детонационная характеристика эталонного топливо. 3—детонационная характеристика имомяого тослиаа. сиятая в яеиь испытания; J—детонационная характеристика испытуемого топлива Черт. 2 |
Приведенное среднее индикаторное давление {Р\) в килопаскалях вычисляют по формуле
Стр. 10 ГОСТ JIM—49
P\ = Pi+(P>-Pa), где Р\ — среднее индикаторное давление испытуемого топлива при -^--0,112;
Рз— среднее индикаторное давление эталонного топлива по табл. I в;
Pi — среднее индикаторное давление эталонного топлива а день испытания при Я' • ^0,112.
_ V*
Пример вычисления сортности топлива приведен в обязательном приложении 2.
6.3. Результаты подсчета сортности авиационных бензинов и их компонентов указывают в целых единицах, при этом дробное значение 0,5 округляют в меныиую сторону.
6.4. Результаты двух определений сортности на богатой смеси одного и того же топлива, на одной и той же установке не должны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов более чем на ±1 единицу сортности для топлив с сортностью до 145 включительно, на ±2 единицы —для топлив с сортностью более 145.
6.5. Результаты испытаний при определении сортности на богатой смеси одного и того же топлива, полученные на разных установках одного и того же типа, не должны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов испытаний более чем на ±2 единицы сортности для топлив с сортностью до 145 включительно, на ±3 единицы — для топлив с сортностью более 145.
6.2—65. (Измененная редакция, Изм. М 3).
6.6—6.8. (Исключены, Изм. Л* I, 3).
ГОСГ ЗЗЗв—61 Стр. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ la Обязательное
1. За сортность топлива па богатой смеси принимают показатель его детонационной стойкости, равный сортности эталонного топлива, имеющего одинаковое с испытуемым топливом среднее индикаторное давление п условиях испытания.
2. Сортность топлива на богатой смеси характеризует мощность двигателя • процентах при работе на испытуемой топливе по сраввению с мощностью двигателя, полученной на эталонном изооктзне. сортность которого принимается за 100 единиц.
Сортность обозначается п виде знаменателя дроби, числитель которой представляет октановое число по моторному методу.
(Введено дополнительно, Изм. /4 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УСТАНОВКЕ С ЦИЛИНДРОМ РАБОЧИМ
ОБЪЕМОМ 612 мл
(Исключены, Изм. И* 1|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОРТНОСТИ НА БОГАТОЙ СМЕСИ ТОПЛИВ, УГЛЕВОДОРОДОВ И КОМПОНЕНТОВ МЕТОДОМ СМЕШЕНИЯ
1. Метод смешения применяется при определении сортности на богатой смеси топлив, углеводородов и компонентов, сортность которых выходит за пределы 90—160, а также когда имеется небольшое количество испытуемого топлива.
Сортность по данному методу определяется в смсск испытуемого топлива с эталонным топливом-разбавителем.
2. Для определения сортности топлив методом смещения применяют установки, указанные в разд. Г.
3. В качестве эталонного топливв-разбавителя применяют смесь, состоящую ГОСТ 12433—S3 и 15% эталонного к-гептаиа по ГОСТ 16828-63.
4. Этиловая жндхость. применяемая при этилировании эталонного топлива-разбавителя, должна соответствовать ГОСТ 988-65.
5. Перед определением сортности эталонное топливо-раэбавигель и испытуемое топливо отидируют этиловой жидкостью, взятой в равных количествах на I кг.
6. Для определения сортности составляют (по массе) следующие смеси этилированного эталонного топлива разбавителя и этилированного испытуемого топлива;
а) 70% эталонного топлива-разбавителя н 30% испытуемого топ.?ива, если этим топливом являются ароматические углеводороды н ароматические компоненты;
Стр. 12 ГОСТ ЭШ-М
б) 50% эталонного топлнва-разбавктел* и 50% испытуемого топлива, если этим топливом являются неароматическкс углеводороды и неароматкческве компоненты.
7. Сортность этилированного эталонного топлива-разбавителя и приготовленной смсси эталонного топлива-разбавителя с испытуемым топливом определяют п соответствии с разд. Э—в.
Сортность испытуемого топлива (С) вычисляют по формуле
с= Л-И00(Д-Л> а ’
где А — сортность эталонного топлива-разбавителя;
В — сортность смеси эталонного топлива-разбавителя с испытуемым топливом;
а — содержанке испытуемого топлива в смеси с эталонным топливом-разбавителем. %.
Результаты подсчета сортности дают в целых числах, причем дробную величину <Х5 округляют в меньшую сторону.
8 Расхождения при параллельных определениях сортности по методу смешения одного и того же образца топлива на одной установке не должны превышать ±2 единицы, в на разных установках одного и того же типа не должны превышать ±3 единицы от среднего арифметического результатов этих испытаний.
ГОСТ J3M-4S Ctp. \У
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательно*
ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЯ СОРТНОСТИ ТОПЛИВА
1. Среднее индикаторное давление испытуемого топлива при начальной детонации составляет 1-451. кПа (14.80 кгс/см»), см. черт. 2 настоящего стандарта.
2. Среднее индикаторное давление эталонного топлива (эталонный изоокган, содержащий 0,4# см*/кг ТЭС), при начальной детонации по кривой, снятой для этого топлива в день испытания, составляет 1360 кПа (13,90 кгс/см*).
3. Значение среднего индикаторного давления эталонного топлива по табл. 1» настоящего стандарта составляет 1412 кПа <14,40 кгс/см1).
4. Разжхгь между средними индикаторными давлениями будет составлять 1412—'1360—52 кПа (14.40—13.90=0.50 кгс/см*).
5. Приведенное среднее индикаторное давление для испытуемого топлива будет составлять 1461'+52= 1603 xlla (М.89+0,50=15.30 кгс/см’).
6. Сортность испытуемого топлива по таблице будет равна 138 единицам.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Введено дополнительно, Изм. >4 3). |
Редактор Р. С. Федорова Технический редактор Э. В. Митяй Корректор С. И. Ковалева
Слано • иаб. 04.09.S5 Подп. • at*. 04.ii.bs '.Я ус*. в. я. 1.0 уел. кр.-отт. О.вб jrt.-кгд. л.
Тираж «00 Цена 5 коп.
Ордена «Зывк Почета» Издательств стандарте». ifcXMO. Мосчм. ГСП. Нооопрсснспский пер.. а. 3.
Вильнюсская тшотрафиа Иадвтелктм стандартов, ул. Миядаугф, 12/14. Зак. ЗвМ.
Сохраните страницу в соцсетях: |
|
- Акт приема-передачи объекта социально-культурного
- Временная методика оценки жилых помещений 1995
- Нормативы для определения расчетных электрических нагрузок
- Нормы обслуживания лифтов
- О государственной экологической экспертизе
- О порядке составления сметной документации
- О разработке элементных сметных норм
- Обогащение отсевов дробления каменных материалов
- Перечень документов представляемых предприятиями
- Порядок определения стоимости строительства инофирм
- Порядок проведения государственной экспертизы
- Постановление о порядке применения новых материалов
- Примерный перечень строительных машин
- Разработка единичных расценок
- Расчет затрат на службу заказчика-застройщика
- РТМ 36.6-87
- СТО БДП-3-94
- Указания по расчету и проектированию свай
- Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
- СНиП III-В.6-62
- ГОСТ 17.1.5.02-80
- ВСН 190-85
- РД 102-63-87
- ВСН 2-135-81
- ВСН 197-86
- ВСН 2-149-82
- СП 34-112-97
- ТУ 36-1180-85
- ВСН 201-86
- ВСН 31-82
- ВСН 2-127-81
- СНиП 2.04.08-87
- СНиП II-93-74
- СНиП 2.05.06-85
- ВСН 157-83
- ГОСТ Р 50647-94
- СНиП III-4-80
- ВСН 195-86
- СНиП 1.06.05-85
- СНиП 3.01.01-85
- Указания по применению ценников на пусконаладочные работы. Ценники на пусконаладочные работы межотраслевого применения
- СНиП II-18-76
- Сборник 13
- СНиП 2.04.01-85
- Методические указания